Железные дороги против спортивного инвентаря

23 сентября 2014 16:17

Мало кто заметил, что 12 августа в России номинально началась новая эпоха — эпоха запрета на провоз габаритного спортивного инвентаря по железным дорогам в поездах дальнего следования. И теперь лыжники, биатлонисты, велосипедисты, хоккеисты и другие спортсмены попали в занятную ситуацию — их могут в любой момент не пустить в поезд из-за «неправильного» багажа. Обычно спортивный инвентарь возят или как ручную кладь «с собой», или сдают в багаж в специальные вагоны.

За прошедшие с этой даты почти полтора месяца серьезных волнений не было слышно, но это, скорее всего, потому что железнодорожники еще сами не привыкли к новым правилам.

Итак, новые «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» утверждены приказом Министерства транспорта РФ № 473 от 19.12.2013, приказ зарегистрирован Минюстом 24.07.2014, правила вступили в действие 12.08.2014.

Полный расклад изменений можно посмотреть в таблице внизу страницы, а вот два ключевых:

1) пропали ранее существовавшие специальные упоминания о возможности перевозки велосипедов в разобранном виде и лыж/палок в качестве ручной клади, теперь строго по общему правилу.

2) хуже того, появилось ограничение 180 см по сумме трех измерений багажа (см. п. 129), а всё, что больше, требует так называемых «особых условий перевозки». То есть — формально — от пассажира со спортивным инвентарем, превышающим по сумме длины-ширины-высоты 180 см, необходимо письменное заявление не менее чем за 20 дней до поездки, плюс неясное ценообразование («плата не должна быть ниже экономически обоснованных затрат перевозчика»).

Таким образом, правительство (все изменения идут от Минтранса, а не напрямую от РЖД) недвусмысленно дает понять пассажирам, что перевозку габаритного спортивного инвентаря по железной дороге теперь формально придется осуществлять только багажными вагонами, причем, похоже, строго «на особых условиях».

Вероятнее всего, эти изменения связаны с появлением на российских железных дорогах двухэтажных купейных вагонов, где пространства для размещения ручной клади пассажиров стало радикально меньше. Более того, надо помнить и о том, что в прессу попадали заявления о будущей ликвидации плацкартных вагонов (где на третьих полках всегда всё и возили)…

Кто же из спортсменов, перемещающихся по России к местам проведения учебно-тренировочных сборов и соревнований по железным дорогам, попадет под эти два «веселых» новшества (ниже перечисляю все виды спорта, которые могут пострадать, если спортсмены пользуются услугами РЖД):

- все, кто пользуется беговыми лыжами длиннее 175 см, т. е. лыжники и биатлонисты (чехлы короче 180 см практически не встречаются);

- сноубордисты, горнолыжники и фристайлисты (подавляющее большинство чехлов гарантированно превышает 180 см по сумме измерений);

- почти все хоккеисты (хоккейные баулы только для самых маленьких меньше 180 см, а уж для вратарей…);

- все, кто использует велосипеды (велочехлы, а тем более велочемоданы, обычно больше 200 см по сумме) — т. е. это коснется не только велосипедистов и триатлетов, но и, например, конькобежцев летом;

- прыгуны с шестом;

- все гребцы (лодки для академической гребли, байдарки, каноэ).

Так что из-за ограничения по сумме измерений для предметов, провозимых именно как багаж в багажных вагонах, спортсмены, собирающиеся привычно ехать по России на поезде, сдавая инвентарь в багаж, в любой момент могут получить проблемы с РЖД. Не говоря о том, что самый часто перевозимый инвентарь (лыжи, велосипеды) теперь даже нельзя возить в качестве ручной клади.

Более того, если сотрудники РЖД на местах начнут безоговорочно исполнять новые правила, то у сотрудников федераций по видам спорта (а также региональных спорткомитетов) резко прибавится работы по оформлению поездок спортсменов — да и дополнительное финансирование наверняка придется запрашивать-либо на исполнение новых запросов РЖД, либо на переход на другие виды транспорта.

Так что документ, вышедший из Министерства транспорта, очевидным образом ущемляет спортсменов — пассажиров железных дорог, — везущих на сборы или соревнования свой повседневный инвентарь. Кстати, в отличие от ранее описанного случая с законопроектом о легионерах, обсуждаемый приказ почему-то не проходил общественного обсуждения на regulation.gov.ru

Нормативные акты (в данном случае ведомственный приказ) не являются раз и навсегда законченными произведениями, правку в них можно и нужно вносить. В особенности призываю шевелиться действующих спортсменов — пишите в Минтранс, пишите в РЖД, тормошите свои федерации и спорткомитеты — под лежачий камень вода не потечет.

Что имеет смысл требовать? Необходимо отменить ограничение 180 см по сумме размеров для спортивного инвентаря, сдаваемого в багажные вагоны; либо заменить эту сумму 180 см на что-то более адекватное, минимум на 250 см; необходимо вернуть исключение про провоз хотя бы лыж в качестве ручной клади.

Дмитрий Ревинский, 
специально для Sportbox.ru

 


Официальные железнодорожные требования, касающиеся перевозки спортивного инвентаря

Правила перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам Союза ССР (Тарифное руководство № 5)

Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте

Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом

действовали с 01.10.1964 по 31.10.2002

действовали с 01.11.2002 по 11.08.2014

действуют с 12.08.2014

§ 59. Ручной кладью считаются легко переносимые предметы и вещи независимо от рода их и вида упаковки, которые по своим размерам без затруднения помещаются в вагонах на местах, предусмотренных для размещения ручной клади. <…>
Запрещается также перевозка крупногабаритных вещей, не относящихся к ручной клади, размер которых по сумме трех измерений превышает 180 см.
§ 60. Каждый пассажир имеет право провоза с собой ручной клади не свыше 36 кг (на проездной документ полный или детский)<…>.

63. <…> каждый пассажир имеет право бесплатного провоза с собой на один проездной документ (билет), кроме мелких вещей ручной клади, не более 36 кг, а в вагонах с 2-местными купе (СВ) - 50 кг ручной клади, размер которой по сумме трех измерений не превышает 180 см. К ручной клади относятся вещи пассажиров, перевозимые ими при себе, независимо от их рода и вида упаковки, которые по своим размерам помещаются в пассажирских вагонах на местах, предусмотренных для размещения ручной клади.

103. Каждый пассажир имеет право бесплатно провозить с собой на 1 проездной документ (билет), кроме мелких вещей, ручную кладь весом не более 36 кг (для вагонов с 2-местными купе (СВ) – 50 кг), размер которой по сумме 3 измерений не превышает 180 см. К ручной клади относятся вещи пассажиров, перевозимые ими при себе, независимо от их рода и вида упаковки, которые по своим размерам помещаются в пассажирских вагонах на местах, предназначенных для размещения ручной клади, исходя из конструктивных особенностей вагона

В счет веса ручной клади не входят: комнатные птицы в клетке, портфель, дамская сумочка, бинокль, лыжи и палки к ним, удочки, фотоаппарат, переносной транзисторный радиоприемник, зонт и другие мелкие вещи. <…>
Разрешается провоз при себе детских колясок, байдарок в счет нормы веса ручной клади пассажира в местных и дальних поездах в разобранном виде, которые по своим размерам могут быть размещены в вагоне на местах, предназначенных для ручной клади.
Пассажиру разрешается бесплатно провозить с собой сверх установленной нормы провоза ручной клади портфель, дамскую сумочку, бинокль, лыжи и палки к ним, удочки, фотоаппарат, зонт, а также другие мелкие вещи, размер которых по сумме трех измерений не превышает 100 см.<…>
В счет установленной нормы провоза ручной клади в поездах дальнего и местного следования пассажиру разрешается перевозить при себе в разобранном и упакованном виде детские коляски, байдарки, велосипеды без мотора, если они по своим размерам могут быть помещены на местах, предназначенных для размещения ручной клади.

 

 

При проезде в поездах дальнего и местного следования пассажир вправе дополнительно к установленной норме провезти с собой ручную кладь при следующих условиях:
- весом до 14 кг за отдельную плату по тарифу багажа весом в 10 кг с выдачей пассажиру квитанции "багаж на руках";
- весом до 50 кг на один дополнительно купленный за полную стоимость проездной документ (билет) в одном купе вагона с 2-местными купе (СВ) и вагона с 4-местными купе;
- общим весом до 150 кг в отдельном купе с оплатой полной стоимости проездных документов (билетов) за четыре места.
105. При проезде в поездах дальнего следования пассажир вправе дополнительно к установленной норме провезти с собой ручную кладь весом до 50 кг на один дополнительно купленный за полную стоимость проездной документ (билет).
При оплате пассажиром дополнительных мест за полную стоимость норма провоза ручной клади рассчитывается по количеству оформленных им проездных документов (билетов).

§ 61.1. Для перевозки излишней ручной клади пассажиров в составы поездов могут включаться дополнительные багажные вагоны или вагоны - передвижные камеры хранения. Плата за перевозку ручной клади в таких вагонах взимается по тарифу грузобагажа. При этом перевозка каждого места ручной клади, размер которого не превышает по сумме трех измерений 180 см, оплачивается как за перевозку 20 кг грузобагажа, а перевозка ручной клади больших размеров - как за перевозку 50 кг грузобагажа. <…>

75. <…> железная дорога обязана по предъявлении пассажиром проездного документа (билета) принять к перевозке багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется багажный вагон, или в почтово-багажном поезде.
К перевозке багажом на один проездной документ (билет), оформленный на одного пассажира, принимается не более 200 кг.<…>
Велосипеды без мотора, детские коляски и кровати, инвалидные коляски и иные вещи могут приниматься в упаковке и без упаковки.
127. Перевозчик обязан при предъявлении пассажиром проездного документа (билета) принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется вагон, предназначенный для перевозки багажа. <…>
129. <…> На один проездной документ (билет), оформленный на одного пассажира, в том числе на один проездной документ (билет), оформленный по тарифу на перевозку детей с предоставлением места, принимается не более трех мест багажа по сумме трех измерений каждого места не превышающих 180 см, весом каждого места не более 75 кг и общим весом не более 200 кг.
Перевозка предметов и вещей, вес и размеры которых не соответствуют указанным нормам, может осуществляться на особых условиях.

 

 

<…>200. В случаях, если свойства багажа, грузобагажа или их состояние, либо предлагаемые пассажиром, отправителем условия перевозок не предусмотрены настоящими Правилами, в соответствующих договорах перевозчиков с пассажирами, отправителями могут устанавливаться особые условия перевозок такого багажа, грузобагажа и ответственность сторон за их перевозку и сохранность.
201. Перевозка багажа, грузобагажа на особых условиях может осуществляться перевозчиком в следующих случаях:
<…>вес и габариты предъявляемого багажа или грузобагажа не соответствуют нормам, установленным настоящими Правилами.<…>
203. При возникновении необходимости перевозки багажа, грузобагажа на особых условиях пассажир, отправитель обращается в подразделение перевозчика с письменным заявлением об организации такой перевозки и заключении договора об организации перевозки багажа, грузобагажа на особых условиях не менее чем за 20 дней до начала перевозки. <…>
205. Плата за перевозку багажа и грузобагажа на особых условиях не может быть ниже экономически обоснованных затрат перевозчика, связанных с осуществлением указанных перевозок.

 

Комментарии Вконтакте Вконтакте Facebook Facebook
По теме
Читать еще
© ОАО «Спортбокс» 2016.
Для лиц старше 16 лет

Наверх