ЦСКА. Совместный проект

18 мая 2013 15:50

После семилетнего перерыва армейцы вернули себе титул сильнейшей команды России. Обозреватель Sportbox.ru Андрей Колесников вспоминает турнирный путь красно-синих и пытается разгадать чемпионский секрет.

По поводу того, какой момент следует считать отправной точкой нового золотого похода ЦСКА, могут быть, конечно, разные мнения. Но как один из наиболее достоверных должен, наверное, рассматриваться вариант прошлогоднего мая, совершенно разочаровывающий для красно-синего лагеря. Именно тогда имела место несостоявшаяся отставка Леонида Слуцкого.

Даже интересно, сколько из 16 руководителей клубов РФПЛ сделали бы в той ситуации то, что сделал Евгений Гинер. Во-первых, пришли бы к внутреннему убеждению, что менять тренера ни к чему, а во-вторых, сумели бы доказать это самому тренеру. Непросто было и то, и другое. И сохранить холодную голову в атмосфере всеобщего разочарования, и найти необходимый набор доводов в разговоре с решительно настроенным сотрудником. Со слов Слуцкого известно, что они, президент и тренер, беседовали тогда несколько раз по несколько часов, и, согласимся, босс должен был иметь непоколебимую уверенность в собственной правоте, чтобы взять-таки верх в этом марафоне аргументов. Как говорит Леонид Викторович, переменил своё мнение он тогда, когда осознал, что в него здесь верят, что рассматривают как участника совместного проекта.

Совместный проект – это, возможно, ключевые слова для понимания сегодняшнего ЦСКА. За десять с лишним гинеровских лет в клубе сформировалась некая корпоративная философия. Нет, расхожий образ семьи, который обычно бывает востребован при больших спортивных победах, здесь едва ли уместен. Человек бизнеса, Гинер выстроил другую модель взаимоотношений, чем-то, пожалуй, напоминающую японскую компанию. Там, на островах, где базовой ценностью мироустройства является пожизненный найм, сотрудник расценивает интересы предприятия как свои собственные, и потому вкладывается в дело не формально, а с душой. Нынешний ЦСКА тоже выстроен на партнёрских, артельных началах. И тот, кто настроен пошабашить, здесь не приживётся. Ни в самой команде, ни в офисе.

К примеру, продуктивность селекционной службы красно-синего клуба давно уже принято считать образцовой. Но промашки случались и у неё: без какой-то доли брака работать в принципе невозможно. Но вот сейчас армейские кадровики, кажется, взялись оспорить эту железобетонную истину. Все новички, которые пришли в команду за последнее время, стоят в чемпионском составе как влитые. Все до единого. Марио Фернандес, Понтус Вернблум, Расмус Эльм, Ахмед Муса – без этой четвёрки, появившейся в ЦСКА в прошлом году, представить золотую обойму решительно невозможно.

Как знать, может быть, и Кейсуке Хонда провёл лучший свой сезон в России, потому что полностью проникся близкими его ментальности клубными ценностями. Да, нынешней весной на поле хавбек появлялся нечасто, но в праздничной суете не стоит забывать, что фундамент чемпионства был заложен осенью, а тогда он был центральной фигурой армейских атак.

И японец, и новички раскрылись в условиях новой игровой модели, на которую в этом сезоне перешёл ЦСКА. В группе атаки теперь не осталось классических крайков: за фланги отвечают защитники, а хавбеки получили возможность вязать игру в центральной зоне. Хонда, в частности, стал атакующим полузащитником, и это амплуа в полной мере востребовало его сильнейшие качества. Кроме того, в команде появился опорник-созидатель: прежде мастеров таких характеристик, как Эльм, в этой позиции у армейцев не было. Всё это в совокупности позволило создать свежий игровой рисунок. Возможно, не вполне ещё твёрдый, но, несомненно, весьма привлекательный.

Попыток стилевых реформ премьер-лига за последнее время видела немало, но редко какие из них получались удачными. Оттого нынешний турнирный результат армейцев ещё дороже: он засвидетельствовал успех игровой перестройки. Достижение это тем более ценное, что не все перемены происходили по доброй воле: замена форварда, например, была вынужденной. И коли Муса является сейчас лучшим в команде и вторым в лиге игроком по системе «гол плюс пас», значит, и в этом случае решение было найдено оптимальное.

Безусловного внимания заслуживает и ещё одна цифра – число пропущенных мячей. По этому показателю ЦСКА сегодня первый. Если кому-то покажется, что это событие рядовое, то напрасно: даже в свои прежние чемпионские годы армейцы в этой части лидерами не были. А в прошлом сезоне, допустим, имели пятый результат. Так что и в смысле надёжности новая игровая модель оказалась более убедительной. Хотя персонально оборонительная прочность была обеспечена хорошо знакомыми людьми. Игорь Акинфеев, Сергей Игнашевич и Василий Березуцкий – основа команды. И не только с узко-футбольных позиций. Вот они-то давно уже не ходят в ЦСКА на работу. Для них это не место трудоустройства, а своё дело, тот самый совместный проект.

Душевная отдача сослуживцев, которая заложена в идею детища Гинера, помимо прочего замечательна своей экономической эффективностью. По экспертным оценкам, прозвучавшим на старте сезона, ЦСКА имеет нынче седьмой бюджет в лиге. Пожалуй, никогда ещё в чемпионатах России не побеждал клуб, столь далёкий от звания толстосума.

Андрей Колесников, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 26 066 417 061 37 729 16 995 
 Краснодар Краснодар 21 432 342 924 28 330 14 535 
 Спартак Спартак 22 465 359 448 22 569 22 331 
 Балтика Балтика 13 261 212 191 18 133 9 473 
 ЦСКА ЦСКА 18 047 288 760 15 700 20 394 
 Динамо Динамо 15 460 247 362 15 277 15 694 
 Рубин Рубин 12 401 198 423 14 996 9 065 
 Локомотив Локомотив 14 757 236 113 13 133 16 381 
 Ростов Ростов 13 479 215 666 12 403 14 315 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 565 153 054 9 092 10 039 
 Сочи Сочи 8 356 133 700 5 848 10 306 
 Динамо Динамо 9 162 146 594 5 719 12 604 
 Акрон Акрон 7 858 125 732 5 583 10 133 
 Оренбург Оренбург 7 956 127 302 5 009 11 744 
 Ахмат Ахмат 7 668 122 698 4 628 10 032 
 Пари НН Пари НН 7 767 124 286 3 699 12 998 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2025.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх