«Ореол» вместо нимба. ФИА хочет спасти жизнь, «Формула-1» сопротивляется

Максим Иванов 24 июля 2017 16:04

В паузе между этапами «Формулы-1» в Великобритании и Венгрии Международная федерация автоспорта объявила о введении в 2018-м году обязательной системы «ореол» (Halo), которая призвана повысить безопасность и защитить голову пилотов. Казалось бы, после трагедии с Жюлем Бьянки решение очевидное и бесспорное. Вот только эти самые пилоты и их руководители совсем не в восторге от нововведения.

В чем причина установки?

Во времена правления Макса Мосли ФИА серьезно взялась за безопасность в «королевских гонках», благодаря чему многие пилоты, попавшие в страшные аварии с момента гибели Айртона Сенны в 1994-м, остались живы. Однако в 2014-м мир «Ф-1» снова содрогнулся, когда на Гран-при Японии гонщик «Маруси» Жюль Бьянки вылетел с трассы и ударился головой о противовес эвакуатора. Француз 10 месяцев боролся за жизнь, но в июле 2015 года врачи объявили о его смерти.

До этого печального инцидента в сезоне-2009 страшную травму головы получил Фелипе Масса. К счастью, без летального исхода.

Эти эпизоды показали, что если тело пилота надежно защищено монококом, то никакой шлем не может обеспечить безопасность его голове. После смерти Бьянки Федерация заявила о введении фронтальной защиты на болидах. 2016-й был отдан под тесты, а в сезоне-2017 одна из нескольких предложенных систем должна была использоваться в обязательном порядке. Но на деле все оказалось не так гладко, как в планах.

Трудный выбор

Система Aeroscreen / Фото: © Getty Images

Первой на тестирование ушла та самая система Halo, представляющая собой минималистичный набор защитных дуг вокруг шлема гонщика. «Ореол» неплохо проявил себя в аварийных испытаниях, но в то же время на проверку была отправлена система-конкурент – Aeroscreen, по сути являвшаяся лобовым стеклом на стойках. Однако «экран» зарекомендовал себя значительно хуже, поэтому в ФИА решили сосредоточиться на доведении до ума «ореола», при этом перенеся обязательный ввод фронтальной защиты с 2017-го на 18-й год.

По ходу текущего сезона в рамках свободных заездов Гран-при Великобритании Федерация дала последний шанс альтернативе Halo, которой стала система Shield.

Проверку боем данное устройство пройти не смогло – «щит» раскритиковали и пилоты, и руководители команд. На этом тестирование защитных систем завершилось, поскольку у ФИА больше не было времени на различные проверки. 19 июля 2017 года Федерация сделал окончательный выбор в пользу «ореола», который будет доработан и усовершенствован к старту следующего сезона.

Система Shield / Фото: © Getty Images

Сперва просили, теперь критикуют

Однако в паддоке эта информация была воспринята буквально в штыки. Многие сотрудники команд посчитали данное нововведение поспешным и чужеродным. Например, представители «Мерседеса» и «Ред Булла» Ники Лауда и Хельмут Марко соответственно сочли Halo куда более опасным устройством для гонщика, чем все то, от чего оно по идее должно защищать. Кроме того, формульную общественность возмутил сам вид системы, которая выглядит чужеродной и нелепой на современных болидах.

Комизма ситуации придает тот факт, что инициатором введения фронтальной защиты является ассоциация пилотов «Формулы-1». Теперь же эти люди и их непосредственные руководители далеко не в восторге от того, о чем сами просили. Команды настаивают на том, что «ореол» не защитит голову гонщика от мелких деталей, как в ситуации с Массой, а вот сама система вполне может изменить форму от контакта со стеной или другим болидом и помешать пилоту. И ведь не поспоришь…

Жизнь важнее красоты

Но ФИА и ее глава Жан Тодт не намерены поворачивать назад. «Ореол» в том или ином виде появится на машинах в чемпионате мира-2018. Президент Федерации четко дал понять, что сохраненная жизнь для него гораздо важнее внешнего вида болидов. С этим тоже сложно спорить. В любом случае, неказистый «ореол» смотрится куда лучше посмертного нимба.

По теме
Еще
MotoGP Ралли
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх