Пора прощаться. Масса и Баттон оставили «королеву автоспорта»

30 ноября 2016 14:43

В 2016 году со статусом пилотов «Больших Призов» простились сразу два маститых ветерана: британец Дженсон Баттон и бразилец Фелипе Масса. Sportbox.ru попытался сравнить карьерные пути теперь уже экс-гонщиков «Формулы-1» и определить, своевременно ли они приняли такое решение.

Дебют в «королевских гонках»

Первый сезон в «Ф-1» сложился для тогда еще новичков по-разному: один по его итогам стал любимчиком паддока и блистал на обложках глянцевых журналов, а другой получил статус «крашера» и был переведен в ранг третьего пилота. Но обо всем по порядку.

Баттон попал в элиту автоспорта в 2000 году, будучи 20-летним юнцом, подающим большие надежды. Его первой командой в «Формуле-1» стал «Уильямс», в составе которого также выступал опытный Ральф Шумахер. Дженсон мог заработать очки уже в первой гонке сезона, однако не добрался до финиша из-за отказа двигателя. В целом дебют в «королевских гонках» для британца прошел довольно неплохо: по итогам года он сумел занять восьмое место в личном зачете с 12-ю очками на счету.

Масса пробрался в «Формулу-1» двумя годами позже. Благодаря своему участию в различных молодежных чемпионатах Италии ему удалось привлечь внимание боссов «Феррари», которые перед сезоном-2002 отправили бразильца в подшефную команду — швейцарский «Заубер». С самого старта чемпионата Масса стал демонстировать «навыки» типичного новичка: часто ошибался, становился причиной серьезных аварий и попросту не доезжал до финиша. После такого блеклого сезона в исполнении бразильца руководство «Заубера» приняло решение отправить его на место тест-пилота. Однако Массе удалось вернуться уже год спустя.

Первые успехи: победный 2006-й

После блистательного дебюта Баттон «словил звезду» и его результаты стали заметно ухудшаться. Отметим, конечно, что и машина не всегда позволяла бороться за достойные позиции. Однако в 2004 году британец вместе с Такумой Сато, выступающие за BAR, получили в распоряжение довольно быстрые болиды. Именно в этом сезоне Баттон завоевал первый поул («Гран-приСан-Марино») и впервые попал на пьедестал почета (третье место на «Гран-при Малайзии»). Первой виктории пришлось ждать чуть дольше — на высшую ступень Баттон поднялся после своего 113-гоГран-при в «Ф1» в Венгрии.

https://twitter.com/megasportsworld/status/754865856207687680

Первая победа Массы в «Формуле-1» также пришлась на 2006 год («Гран-при Турции») во время его дебютного сезона в составе «Феррари». По итогам чемпионата он даже попал в тройку сильнейших в общем зачете, уступив только Фернандо Алонсо из «Рено» и своему напарнику Михаэлю Шумахеру.

https://twitter.com/GinaBoldizsar/status/771433419293265921

Счастливчик из Англии и чемпион на 30 секунд

За всю карьеру Баттона в «Формуле-1» нельзя припомнить такого досадного случая, после которого ему можно было бы искренне посочувствовать. Да, несколько сезонов в исполнении британца вышли откровенно несуразными, но разве по-другому в «Ф-1» бывает? Он сумел завоевать титул чемпиона мира за рулем быстрейшего «Брауна», провел в чемпионате 17 (!) сезонов и за это время оформил 15 побед и 50 призовых мест. Где бы Дженсон не очутился — он всегда был к месту.

https://twitter.com/hopeful_sam/status/801801445347561472

Карьеру Массы также можно назвать довольно успешной: 14 сезонов, 11 побед и 41 призовое место. Однако бразильцу так и не удалось завоевать главную награду — титул чемпиона мира.

В 2008 году Фелипе проводил очень хороший сезон и был как никогда близок к заветной короне. Победа в чемпионате определялась в последней гонке в Бразилии, которая проходила для любимца публики «как по маслу». Масса финишировал первым, однако его главный конкурент Льюис Хэмилтон в последние мгновения гонки сумел отыграть важнейшую пятую позицию и с разницей всего в одно очко опередил бразильца в чемпионате. Такой расклад стал крайне неожиданным для Массы и его близких, которые уже готовились открывать победное шампанское. С тех пор за Фелипе закрепилось удручающее прозвище: «чемпион на 30 секунд».

https://twitter.com/ImagenesF1/status/630126019643637760

Казалось бы, с такой машиной можно попробовать завоевать титул уже в следующем сезоне, но смена технического регламента отбросила «Феррари» с позиции лидера, а Масса и вовсе раньше срока завершил чемпионат из-за ужасной аварии и вернулся за руль лишь в 2010 году.

https://twitter.com/OnThisDayF1/status/757600060607782913

Закат карьеры для Массы и вторая молодость Баттона

С началом нового десятилетия и Масса, и Баттон столкнулись с очередным вызовом: они оба получили в напарники сильнейших пилотов последних лет. С приходом Алонсо в «Феррари», бразильца отодвинули на второй план и негласно присвоили ему статус «подручного». Уже на «Гран-при Германии» 2010 года Масса, а вместе с ним и весь мир, услышали фразу, которая в последствии стала крылатой: «Fernando is faster than you. Can you confirm you understand that message?».

https://twitter.com/Jaimefmacias/status/370934177291460609

Следующие три года Фелипе продолжал находиться в тени двукратного чемпиона, однако пилотам удалось сохранить хорошие отношения:

— Алонсо всегда относился ко мне хорошо, между нами никогда не было проблем, но было приятнее опережать его, чем находиться позади, — сказал Фелипе.

В то же время Баттон, перебравшийся в «Макларен» после чемпионского года в «Брауне», не стушевался перед Хэмилтоном. Уже в следующем сезоне Дженсон стал первым напарником Льюиса, который смог опередить его по очкам. 2011-й год вообще стал одним из самых ярких в карьере Баттона: он оформил вице-чемпионство, добился победы в 200-мГран-при, выиграл интереснейшие гонки в Канаде и Японии. Именно после этого чемпионата Баттон закрепил за собой звание блестящего стратега, а на командных мостиках в сложных тактических ситуациях все чаще придерживались позиции: «Не знаешь как поступить — делай как Баттон».

https://twitter.com/UWRacing/status/802033353251835905

Последние годы и прощание с «Формулой-1»

После ухода Хэмилтона в «Мерседес» Баттон уверенно разобрался с более молодыми напарниками Серхио Пересом и Кевином Магнуссеном. Когда «Макларен» объявил о начале сотрудничества с «Хондой», к британцу присоединился бывший партнер Массы Алонсо. Сезон вышел провальным, команда заняла последнее место в Кубке конструкторов, но Баттону удалось опередить двукратного чемпиона в личном зачете (16 очков против 11-ти). В 2016 году Дженсон напротив с треском уступил Алонсо по всем параметрам, закончив чемпионат с отставанием в 33 очка. Так Баттон еще не проигрывал никогда.

Не лучшим образом дела шли и у Массы. С 2014 года он перешел в «Уильямс», который на тот момент считался крепким середняком чемпионата. Однако бразилец, амбиции которого были слегка придавлены в «Феррари», продолжал оставаться вторым номером и здесь, год из года проигрывая финну Вальттери Боттасу. За несколько гонок до завершения сезона-2016 Масса объявил о том, что покидает чемпионат.

Прощание Фелипе Массы
— Последние месяцы я много думал о своём будущем и принял решение, что в конце нынешнего сезона уйду из «Формулы-1».

Баттон одним из первых отрегировал на данное заявление, назвав решение Массы очень смелым.

— Я гоняюсь с Фелипе с начала его карьеры в «Ф-1», мы 15 лет находимся в одном пелотоне. Всегда возникает странное чувство, когда кто-то уходит из спорта, тот, кто достиг многих побед, — сказал Баттон. — Но у всех у нас есть свои собственные причины. Это смелое решение, но то, что он заканчивает, вероятно, правильно.

Всего через два дня в прессе появилась информация о том, что британец подписал двухлетний контракт с «Маклареном», однако пропустит следующий сезон «королевских гонок» и будет помогать коллективу в доводке машины. Несмотря на позитивные новости, фанаты 36-летнего британца насторожились. И не зря: перед последней гонкой сезона в Абу-Даби Дженсон дал понять, что не собирается возвращаться в «Формулу-1» в качестве боевого пилота:

— Я подхожу к предстоящему гоночному уик-энду с мыслью о том, что это будет моя последняя гонка. Думаю, так будет лучше. На данный момент я не хочу соревноваться в «Формуле-1» после этого сезона. Это правда, что у меня есть контракт до 2018 года, но сейчас я не собираюсь участвовать в гонках в 2018-м.

В заключительной гонке британец финишировать не смог, а Масса занял девятое место.

Формула-1. Дженсон Баттон завершает гонку из-за поломки

Своевременное решение

Всегда грустно, когда такие гонщики покидают «Формулу-1». Но смена поколений неизбежна, и на каждое место, занимаемое ветераном, претендует добрый десяток перспективных молодых пилотов. Стоит признать, что и Баттон, и Масса задержались в «Формуле-1» максимально надолго, и, наверное, сейчас самое время уйти, оставив о себе исключительно приятные воспоминания. На трассе они всегда вели честную борьбу, со СМИ были предельно корректными, с болельщиками — открытыми. За это их и полюбили, и теперь уже вряд ли забудут.

Что дальше?

Самый главный вопрос, на который Баттону и Массе предстоит ответить в ближайшее время. Британцу в этом плане намного проще — у него есть двухлетний контракт с «Маклареном». Пока он может просто помогать команде на базе и в боксах, а в свободное время заниматься любимым триатлоном. Однако гонщик не исключает, что уже в следующем году попробует свои силы в ралли-кроссе.

— В следующем году я буду наслаждаться жизнью в собственном ритме, — отметил Баттон. — Буду чаще соревноваться в картинге и, вероятно, попробую свои силы в ралли-кроссе. Все те, кто знаком с моей биографией, знают, что этот спорт для меня родной. Я рос на трассах для ралли-кросса, когда в середине 80-х там выступал мой отец Джон. Без него и моей любви к ралли-кроссу я бы никогда не стал чемпионом мира в «Формуле-1».

Масса же представляет продолжение своей автоспортивной карьеры в несколько ином виде:

— Ко мне обращались некоторые заинтересованные люди, но нужно время, чтобы всё обдумать и принять наилучшее решение, — сказал Масса. — Я продолжу выступать в гонках. Мне просто нужно сделать правильный выбор, чтобы продолжать получать удовольствие. Не думаю, что перейду в сток-кары или IndyCar. Это может быть ДТМ, WEC или «Формула-E».

Что ж, судя по предварительным вариантам, пути этих гонщиков отныне разойдутся. Нет сомнений в том, что впереди их ждет не менее успешная жизнь. Кто знает, быть может Баттон и Масса еще посоперничают друг с другом на трассе, но уже в другом чемпионате.

Так или иначе, спасибо за все!

Светлана Метелкина, Sportbox.ru

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
MotoGP Ралли
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх