«Феррари»: От гениального стратега к продавцу автомобилей

30 апреля 2014 12:27

С чем у вас ассоциируется «Формула-1» начала нулевых? Нет, я не о сравнении нынешних машин-уродцев с болидами того периода, я о «Королевских гонках» в целом. Думаю, большинство ответит, что с доминированием на трассе алой машины «Феррари».

Очередное «золотое» время легендарного коллектива стало прямым следствием успешной кадровой политики скудерии в целом и приглашением Жана Тодта в частности. Француз был одним из немногих специалистов, способных контролировать все процессы команды «Формулы-1» — от подгонки сиденья пилоту, до конструирования нового болида, ведь в свое время сам весьма успешно выступал в гонках (в ралли в качестве штурмана) и принимал участие в создании машин, в том числе для таких гонок как знаменитые «24 часа Ле-Мана».

Он же принимал судьбоносное решение о том, чтобы переманить из «Бенеттона» Михаэля Шумахера и Росса Брауна, а чуть позже — и Рори Бирна. Зарекомендовал себя француз и как гениальный тактик и стратег — сколько раз именно его нестандартные решения приносили победы Шумахеру, способному стать триумфатором гонки, даже четыре раза заехав на пит-стоп. Ну, а про доведенную до совершенства, пусть где-то и не слишком честную, идеологию командной тактики говорить вообще не стоит.

Его уход в 2008 году был неожиданным, но понятным — добившись всего с «Феррари», он захотел подняться на новый уровень. Выборы президента ФИА были выиграны Тодтом за явным преимуществом, что вновь показало его высочайший уровень.

Таким же понятным был и приход на его место Стефано Доменикали. Молодого специалиста готовили к этой роли с 2002 года, когда он стал спортивным директором команды. Вот только постичь все премудрости руководства «формульным» коллективом, в отличие от учителя Тодта, он так и не смог. Да, Доменикали был долгое время вовлечен в мир «Больших призов», но являлся лишь управленцем — да, спортивным управленцем, да, хорошим спортивным управленцем — но и только. Этим он поставил себя в зависимость от других людей команды, обеспечивающих результат — конструкторов, механиков, специалистов по аэродинамике, менеджеров пилотов. В отличие от Тодта, он зависел от команды, а не команда от него.

Скорее всего, завоюй при Стефано «Феррари» хотя бы пару титулов, вопрос о снятии его с должности не стоял бы еще лет пять-семь, но фортуна в период его «правления» повернулась к итальянской «конюшне» совсем другой частью тела, обратив лицо в сторону Австрии и «Красных быков». Пять лет без побед — слишком большой срок для команды, диктовавшей свои условия всем и вся на протяжении целого поколения, а неудачное начало сезона-2014 показало, что и этот год, с большой долей вероятности, будет пропащим.

Решение Луки ди Монтедземоло утвердить отставку Доменикали было ожидаемым, но вот его следующий шаг поверг в шок всех переживающих за судьбу команды. Освободившееся место занял Марко Маттиаччи — человек, никак не связанный с автоспортом и занимавшийся продвижением бренда и продажей машин в Северной Америке. Причем взят он был не как временщик, а как постоянный глава скудерии. Чем руководствовался, принимая такое решение, ди Монтедземоло не знает, наверное, никто кроме него, но деградация на лицо, достаточно построить алгоритм: Спортивный менеджер/Конструктор/Тактик -> Спортивный менеджер -> Менеджер.

А самое главное в этой ситуации, что как минимум еще два сезона — этот и следующий — «Феррари» будет неконкурентоспособной по причине полного «формульного» невежества его руководства. И как ни печально, здесь не спасут ни вернувшийся Рори Бирн, ни переманенный из «Лотуса» Джеймс Эллисон.

И как-то совсем грустно становится, когда вспоминаешь, что в это же время без работы сидит тот, кто делал чемпионами «Беннетон», «Феррари» и «Браун»…

Мстислав Петров, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
MotoGP Ралли
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх