«Макларен». Пациент скорее жив?

19 ноября 2013 14:17

0 побед, 0 поулов, 0 пьедесталов, чуть больше ста очков и пятое место в Кубке конструкторов. Таковы неутешительные показатели в прошедшем сезоне одной из лучших команд в истории «Формулы-1». Sportbox.ru пытается понять причины провального выступления «Макларена» и оценить перспективы британцев в следующем сезоне.

5 февраля. Херес. Первый день предсезонных тестов. Дженсон Баттон, проехав 37 кругов, установил лучшее время сессии, опередив ближайшего преследователя — Марка Уэббера из «Ред Булла» — почти на секунду. Соперники в шоке, а в сердцах болельщиков замерцала надежда на долгожданный титул в Кубке конструкторов («Макларен» не побеждал в командном зачете с 1998 года). Но в последующие дни тестов британская команда и близко не могла приблизиться к подобным результатам, еще лишь раз возглавив протокол заездов.

Причину столь ошеломляющей скорости в первый день тестов перед первым этапом сезона — «Гран-при Австралии» — раскрыл руководитель команды Мартин Уитмарш. Как оказалось, высокий темп объяснялся ошибкой при сборке болида. Механики «Макларена» установили один из элементов подвески перевернутым. Благодаря этой оплошности клиренс оказался ниже расчетного, чем и воспользовался Баттон, показав лучшее время. Но тесты тестами, а истинную скорость нужно было оценивать непосредственно во время Гран-при.

А вот там чуда не произошло. В Австралии Баттон смог пробиться в финальный сегмент квалификации, но показал лишь 10-е время, а Серхио Перес и вовсе довольствовался лишь 15-й стартовой позицией. В гонке британец и мексиканец выступили ненамного лучше — девятый и 11-й соответственно. Несмотря на провальный результат, и пилоты, и руководство просили болельщиков не впадать в панику, уверяли, что команда продолжит работу над новинками для болида, и что все будет хорошо.

Но шли гонки, а желаемых результатов все не было. «Макларен» не только не претендовал на победы, но не мог даже и близко подобраться к пьедесталу почета. В итоге у Уитмарша не было другого выбора, как признать допущенные ошибки, сказав, что решение строить новый болид с нуля было неправильным.

«Стоит признать, наша машина недостаточно быстра, — сказал Уитмарш накануне „Гран-при Монако“, прошедшего в конце мая. ― Оглядываясь назад, можно сказать, что в прошлом сезоне мы были чересчур амбициозны. У нас был очень конкурентоспособный автомобиль, но мы решились на значительные перемены ради того, чтобы сразу сделать большой шаг вперед. Вместо этого нам стоило сосредоточиться на развитии существующего болида. Мы этого не сделали, и теперь за это расплачиваемся»

В какой-то момент «Макларен» всерьез рассматривал возможность продолжить выступления на машинах прошлого года. Однако MP4-27 не прошел ужесточенный краш-тест, и об этой идее пришлось забыть. Был у этой затеи и еще один минус. Чтобы догнать далеко ушедших вперед соперников, «Макларену» на доработку старого болида нужно было бросить все силы. А это привело бы к тому, что застопорилась бы работа над разработкой болида образца 2014 года, когда в «Формуле-1» вступит в силу новый технический регламент. В команде посчитали неблагоразумным такое решение, и, по сути, вывесили белый флаг, продолжив пытаться хоть как-то улучшить MP4-28. Но безуспешно. Лучшим результатом в сезоне для британской конюшни (без учета последнего этапа) стали пятые места, показанные Баттоном на «Гран-при Китая» и Пересом в Индии.

Другой причиной провального выступления команды является состав пилотов. Уход Льюиса Хэмилтона в «Мерседес» стал для «Макларена» настоящим ударом. Команда строилась вокруг британца даже тогда, когда за нее выступал двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо. Он был системообразующим звеном, мог в нужный момент высказать критику в адрес коллектива, и с его мнением считались. Плюс ко всему, Хэмилтон превосходил Баттона в работе с настройками болида и мог выжать максимум из машины, даже когда та заметно уступала в скорости конкурентам. Иными словами, он был лидером, на которого равнялась команда.

Баттон же на протяжении всей своей карьеры таковым пилотом не являлся. Это было заметно даже в его чемпионский сезон. Основной задел для титула он сделал за счет двойного диффузора на его «Брауне», от пилота же требовалось лишь нажимать на педали и не совершать каких-либо ошибок, которые могли привести к вылету с трассы. Когда же в середине чемпионата соперники догнали «Браун» в техническом развитии, Баттон резко сник и стал уступать даже своему напарнику Рубенсу Баррикелло, который за счет богатого опыта мог настраивать болид так, чтобы тот продолжал претендовать на победы.

Что касается Переса, сменившего Хэмилтона, то от него никто и не ждал, что он с ходу может стать лидером команды. Мексиканец проводил всего лишь третий сезон в «Формуле-1» и только в прошлом году смог избавиться от клише «рента-драйвер», приехав три раза на пьедестал на не самом сильном «Заубере». В лице Переса «Макларен» получил неплохую прибавку к бюджету, но не топ-пилота, способного в трудную минуту вывести команду из кризиса.

Ситуация прошедшего сезона чем-то напоминает 1994 год. Тогда команду после шестилетнего сотрудничества покинул великий Айртон Сенна. На его место пришел Мартин Брандлл, не имевший побед, и лучшим показателем которого было шестое место по итогам сезона-1992. Вторым же пилотом был Мика Хаккинен, который на тот момент еще не был двукратным чемпионом мира и только начинал путь к вершине. Команда провалила тот сезон, не одержав ни одной победы. Более того, ее пришлось ждать аж до 1997 года.

Что ждет нынешний «Макларен» — предположить довольно сложно. В 21 веке команда уже бывала в подобной ситуации. В 2004 и 2009 годах конструкторы из Уокинга также построили ужасающий болид, но в следующие после провала сезоны команда уже была на коне и боролась за титулы в обоих зачетах. Возможно, «Макларен» может пожертвовать и следующим годом ради сезона-2015, когда британская конюшня перейдет с моторов «Мерседес» на «Хонду». Не исключено, что уже сейчас «серебряные» сконцентрированы на разработке болида под особенности японского агрегата. Плюс ко всему в 2015 году в «Макларен» может вернуться Алонсо, в котором лично заинтересована «Хонда», готовая оплатить половину контракта испанца. Ну, а слухи про Росса Брауна и вовсе кажутся абсолютной правдой…

В любом случае, в то, что прославленная команда навсегда пропишется в числе середняков чемпионата, верится с трудом.

Дмитрий Соколов, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
MotoGP Ралли
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2025.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх