Американская мечта «Формулы-1»

14 ноября 2012 16:41

В ближайшие выходные «королева автоспорта» возвращается в США — на современную, построенную специально для «Ф-1» трассу в Остине. Это будет далеко не первая попытка завоевания американской аудитории, которой, как известно, и своих гонок хватает.

Сейчас кажется, что американцев, привыкших к грандиозным, зрелищным, но при этом демократичным гоночным шоу вроде NASCAR, уже никогда всерьез не заинтересовать «Формулой-1». Европейские гонки — это слишком далеко, слишком стерильно и высоколобо. Да и имена Михаэля Шумахера, Фернандо Алонсо и Себастьяна Феттеля значат для американцев куда меньше, чем для всех остальных.

Для успеха за океаном нужны американские пилоты и команды: это прекрасно понимает и промоутер «Формулы-1» Берни Экклстоун, который мечтает об американской команде настолько сильно, что хватается даже за мыльные пузыри вроде US F1. А пока нет команды и болельщиков, в США никогда не появятся крупные спонсоры, готовые оплачивать карьеру молодых американских пилотов где-то за океаном.

Но так было далеко не всегда: еще в 50-х годах прошлого века, когда мировые и национальные гоночные чемпионаты только-только начинали оформляться официально, одни и те же пилоты с равным успехом могли стартовать в Европе и Америке. Звезды «Формулы-1» с удовольствием выходили на старт овального «Индианаполиса-500» — и выигрывали! А в одном из первых «Гран-при США», состоявшемся на бывшем военном аэродроме «Себринг» в 1959 году, стартовали целых семь американских пилотов.

Вот как выглядели основные вехи в отношениях «Формулы-1» и США.

ТРАССЫ

Уоткинс-Глен (1961-1980)

Постоянную (почти на 20 лет) прописку «Гран-при США» получил в «Уоткинс-Глене». Компактная, интересная и удобно расположенная в сельских окрестностях штата Нью-Йорк трасса традиционно принимала у себя этап в октябре, когда окружающие ее холмы покрывались золотой осенней листвой. Гонка была одной из самых популярных в чемпионате и неоднократно получала призы за лучшую организацию. В 1971 году трассу перестроили, оградив дорожное полотно стальными рельсами голубого цвета. Они до сих пор считаются визитной карточкой «Уоткинс-Глена». Но к концу 70-х состояние трассы (в особенности асфальта) перестало устраивать пилотов и команды: организаторы обещали модернизировать ее к гонке 1981 года, но у них банально не хватило на это денег.

Лас-Вегас (1981-1982)

Боссам «Формулы-1» пришлось срочно искать для «Гран-при США» новый дом. И хотя в 76-м организаторы попробовали провести вторую американскую гонку в сезоне (было и такое) на трассе «Лонг-Бич» в Майами, пилотам она не понравилась. И тут взоры FISA обратились к игорной столице — Лас-Вегасу. Казалось, лучшего места для Гран-при было не найти: теплый климат круглый год, куча туристов со всего мира и соседство с самыми дорогими казино и отелями. Практически второе Монако. Но все оказалось не так радужно: трасса, проложенная на парковке отеля «Сизарс-Палас», больше походила на картодром и была признана одной из худших в истории «Ф-1». Но конфигурация была виновата в этом лишь наполовину: куда сильнее постарались невероятная жара, которая выматывала пилотов до изнеможения, и тучи пыли, приносимые пустынным ветром. Гонку убрали отсюда уже через год, место «Формулы-1» в Лас-Вегасе (да и в сердцах американских зрителей) занял «Индикар».

Финикс (1989-1991)

«Формула-1» вернулась в Штаты лишь в конце восьмидесятых, и опять не угадала с местом. Городская трасса, проложенная по улицам Финикса, (штат Аризона) не вызывала особого энтузиазма у пилотов и зрителей: гонку 1991 года пришли посмотреть всего 18,5 тысяч человек.

Индианаполис (2000-2007)

Очередной попытки пришлось ждать еще десять лет. Зато возвращение готовили грандиозное и не куда-нибудь, а прямо на «старую кирпичницу» Индианаполиса — самую знаменитую трассу Америки. Правда, выпускать машины «Формулы-1» на овал все-таки не стали, а построили специально для них медленную дорожную секцию внутри него. Первая гонка в 2000 году привлекала рекордное количество зрителей, но уже в следующем сезоне спектакль был омрачен командой «Феррари».

Рубенс Барикелло и Михаэль Шумахер по приказу из боксов поменялись местами перед самым финишем — американские зрители, привыкшие к честной борьбе до последнего метра, были недовольны. Закончилась история отношений «Ф-1» и Индианаполиса еще большим фарсом: во время тренировки перед гонкой 2005 года взорвалась покрышка «Мишлен» на «Тойоте» Ральфа Шумахера. Французские шинники не смогли гарантировать командам, что то же самое не повторится на других машинах: как оказалось, вся партия покрышек «Мишлен», привезенных на этот уик-энд, оказалась бракованной. В итоге клиенты французов снялись с гонки и на старт вышли всего шесть машин, обутых в «Бриджстоун»: по паре «Феррари», «Джорданов» и «Минарди». Все они без обгонов добрались до финиша под улюлюканье раздосадованных трибун.

ПИЛОТЫ

Филл Хилл

Первый американец, ставший чемпионом «Формулы-1». Случилось это в 1961 году, когда Хилл выступал за «Феррари». И хотя после победы его «формульная» карьера пошла на спад, он смог трижды выиграть марафон «24 часа Ле-Мана», который любил гораздо больше «Формулы». В 1966 году Хилл участвовал в съемках фильма «Гран-при», пилотируя машину с камерой позади пелотона.

Марио Андретти

Второй (и последний на данный момент) американский чемпион «Ф-1». Родился Андретти в Италии, там же в 1954 году впервые увидел гонки «Милье Милья». Через год его семья эмигрировала в США, где гоночная болезнь Марио дала о себе знать в полную силу. Андретти гонялся на всем, что движется — от карликовых багги до «индикаров». В 1968 году по приглашению владельца «Лотуса» Колина Чемпмэна он стартовал в «Формуле-1» и сразу же завоевал поул в дебютном Гран-при на «Уоткинс-Глене». Титула, правда, пришлось ждать еще десять лет (за это время Марио успел сменить несколько команд и снова вернуться в «Лотус»), но ни у кого другого не было столь яркой и продолжительной карьеры.

Андретти выступал в «Индикаре» вместе с сыном Майклом, одержал последнюю победу в 53 года, а последний «Ле-Ман» проехал в 60! В 2003 году (тогда ему было уже 63) Марио снова был готов выйти на старт «Инди-500», но попал в жуткую аварию на свободных заездах: его болид наехал на обломок другой машины и взмыл в воздух, совершив там три полных оборота. Андретти отделался легким испугом, но на старт все-таки решил не выходить.

Эдди Чивер

Еще один американец, который стоит упоминания. Эдди Чивер так и не стал чемпионом мира и даже не выиграл ни одной гонки. Его высшее достижение — четыре пьедестала в 1983 году. Но ведь сражаться-то приходилось с Сенной, Простом, Пике и Лаудой! Зато на счету Чивера оказался другой непобитый пока рекорд — он стартовал в 132 гонках «Формулы-1»: больше, чем любой другой американец. После завершения формульной карьеры Чивер вернулся за океан и в 1998 году выиграл престижнейшую «Инди-500» в качестве пилота и владельца команды одновременно.

КОМАНДЫ

Scarab (Лэнс Ревентлоу)
Год: 1960
Гонок: 5
Победы: 0
Очки: 0

All American Racers (Дэн Гарни)
Годы: 1966-68
Гонки: 30
Победы: 1 («Гран-при Бельгии», 1967/Дэн Гарни)
Очки: 17

Shadow (Дон Николс)
Годы: 1973-80
Гонки: 199
Победа: 1 («Гран-при Австрии»-1977/Алан Джонс)
Очки: 67.5

Penske (Роджер Пенске)
Годы: 1974-76
Гонки: 30
Победы: 1 («Гран-при Австрии»-1976 /Джон Уотсон)
Очки: 22

Vel's Parnelli Jones (Парнелли Джонс)
Годы: 1974-76
Гонки: 16
Победы: 0
Очки: 6

FORCE (Карл Хаас)
Годы: 1985-86
Гонки: 36
Победы: 0
Очки: 6

Игорь Асанов, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте Facebook Facebook
По теме
Еще
Ралли MotoGP
© ОАО «Спортбокс» 2007 — 2017.
Для лиц старше 16 лет

Наверх