Американская мечта «Формулы-1»

В ближайшие выходные «королева автоспорта» возвращается в США — на современную, построенную специально для «Ф-1» трассу в Остине. Это будет далеко не первая попытка завоевания американской аудитории, которой, как известно, и своих гонок хватает.
Сейчас кажется, что американцев, привыкших к грандиозным, зрелищным, но при этом демократичным гоночным шоу вроде NASCAR, уже никогда всерьез не заинтересовать «Формулой-1». Европейские гонки — это слишком далеко, слишком стерильно и высоколобо. Да и имена Михаэля Шумахера, Фернандо Алонсо и Себастьяна Феттеля значат для американцев куда меньше, чем для всех остальных.
Для успеха за океаном нужны американские пилоты и команды: это прекрасно понимает и промоутер «Формулы-1» Берни Экклстоун, который мечтает об американской команде настолько сильно, что хватается даже за мыльные пузыри вроде US F1. А пока нет команды и болельщиков, в США никогда не появятся крупные спонсоры, готовые оплачивать карьеру молодых американских пилотов где-то за океаном.
Но так было далеко не всегда: еще в 50-х годах прошлого века, когда мировые и национальные гоночные чемпионаты только-только начинали оформляться официально, одни и те же пилоты с равным успехом могли стартовать в Европе и Америке. Звезды «Формулы-1» с удовольствием выходили на старт овального «Индианаполиса-500» — и выигрывали! А в одном из первых «Гран-при США», состоявшемся на бывшем военном аэродроме «Себринг» в 1959 году, стартовали целых семь американских пилотов.
Вот как выглядели основные вехи в отношениях «Формулы-1» и США.
ТРАССЫ
Уоткинс-Глен (1961-1980)
Постоянную (почти на 20 лет) прописку «Гран-при США» получил в «Уоткинс-Глене». Компактная, интересная и удобно расположенная в сельских окрестностях штата Нью-Йорк трасса традиционно принимала у себя этап в октябре, когда окружающие ее холмы покрывались золотой осенней листвой. Гонка была одной из самых популярных в чемпионате и неоднократно получала призы за лучшую организацию. В 1971 году трассу перестроили, оградив дорожное полотно стальными рельсами голубого цвета. Они до сих пор считаются визитной карточкой «Уоткинс-Глена». Но к концу 70-х состояние трассы (в особенности асфальта) перестало устраивать пилотов и команды: организаторы обещали модернизировать ее к гонке 1981 года, но у них банально не хватило на это денег.
Лас-Вегас (1981-1982)
Боссам «Формулы-1» пришлось срочно искать для «Гран-при США» новый дом. И хотя в 76-м организаторы попробовали провести вторую американскую гонку в сезоне (было и такое) на трассе «Лонг-Бич» в Майами, пилотам она не понравилась. И тут взоры FISA обратились к игорной столице — Лас-Вегасу. Казалось, лучшего места для Гран-при было не найти: теплый климат круглый год, куча туристов со всего мира и соседство с самыми дорогими казино и отелями. Практически второе Монако. Но все оказалось не так радужно: трасса, проложенная на парковке отеля «Сизарс-Палас», больше походила на картодром и была признана одной из худших в истории «Ф-1». Но конфигурация была виновата в этом лишь наполовину: куда сильнее постарались невероятная жара, которая выматывала пилотов до изнеможения, и тучи пыли, приносимые пустынным ветром. Гонку убрали отсюда уже через год, место «Формулы-1» в Лас-Вегасе (да и в сердцах американских зрителей) занял «Индикар».
Финикс (1989-1991)
«Формула-1» вернулась в Штаты лишь в конце восьмидесятых, и опять не угадала с местом. Городская трасса, проложенная по улицам Финикса, (штат Аризона) не вызывала особого энтузиазма у пилотов и зрителей: гонку 1991 года пришли посмотреть всего 18,5 тысяч человек.
Индианаполис (2000-2007)
Очередной попытки пришлось ждать еще десять лет. Зато возвращение готовили грандиозное и не куда-нибудь, а прямо на «старую кирпичницу» Индианаполиса — самую знаменитую трассу Америки. Правда, выпускать машины «Формулы-1» на овал все-таки не стали, а построили специально для них медленную дорожную секцию внутри него. Первая гонка в 2000 году привлекала рекордное количество зрителей, но уже в следующем сезоне спектакль был омрачен командой «Феррари».
Рубенс Барикелло и Михаэль Шумахер по приказу из боксов поменялись местами перед самым финишем — американские зрители, привыкшие к честной борьбе до последнего метра, были недовольны. Закончилась история отношений «Ф-1» и Индианаполиса еще большим фарсом: во время тренировки перед гонкой 2005 года взорвалась покрышка «Мишлен» на «Тойоте» Ральфа Шумахера. Французские шинники не смогли гарантировать командам, что то же самое не повторится на других машинах: как оказалось, вся партия покрышек «Мишлен», привезенных на этот уик-энд, оказалась бракованной. В итоге клиенты французов снялись с гонки и на старт вышли всего шесть машин, обутых в «Бриджстоун»: по паре «Феррари», «Джорданов» и «Минарди». Все они без обгонов добрались до финиша под улюлюканье раздосадованных трибун.
ПИЛОТЫ
Филл Хилл
Первый американец, ставший чемпионом «Формулы-1». Случилось это в 1961 году, когда Хилл выступал за «Феррари». И хотя после победы его «формульная» карьера пошла на спад, он смог трижды выиграть марафон «24 часа Ле-Мана», который любил гораздо больше «Формулы». В 1966 году Хилл участвовал в съемках фильма «Гран-при», пилотируя машину с камерой позади пелотона.
Марио Андретти
Второй (и последний на данный момент) американский чемпион «Ф-1». Родился Андретти в Италии, там же в 1954 году впервые увидел гонки «Милье Милья». Через год его семья эмигрировала в США, где гоночная болезнь Марио дала о себе знать в полную силу. Андретти гонялся на всем, что движется — от карликовых багги до «индикаров». В 1968 году по приглашению владельца «Лотуса» Колина Чемпмэна он стартовал в «Формуле-1» и сразу же завоевал поул в дебютном Гран-при на «Уоткинс-Глене». Титула, правда, пришлось ждать еще десять лет (за это время Марио успел сменить несколько команд и снова вернуться в «Лотус»), но ни у кого другого не было столь яркой и продолжительной карьеры.
Андретти выступал в «Индикаре» вместе с сыном Майклом, одержал последнюю победу в 53 года, а последний «Ле-Ман» проехал в 60! В 2003 году (тогда ему было уже 63) Марио снова был готов выйти на старт «Инди-500», но попал в жуткую аварию на свободных заездах: его болид наехал на обломок другой машины и взмыл в воздух, совершив там три полных оборота. Андретти отделался легким испугом, но на старт все-таки решил не выходить.
Эдди Чивер
Еще один американец, который стоит упоминания. Эдди Чивер так и не стал чемпионом мира и даже не выиграл ни одной гонки. Его высшее достижение — четыре пьедестала в 1983 году. Но ведь сражаться-то приходилось с Сенной, Простом, Пике и Лаудой! Зато на счету Чивера оказался другой непобитый пока рекорд — он стартовал в 132 гонках «Формулы-1»: больше, чем любой другой американец. После завершения формульной карьеры Чивер вернулся за океан и в 1998 году выиграл престижнейшую «Инди-500» в качестве пилота и владельца команды одновременно.
КОМАНДЫ
Scarab (Лэнс Ревентлоу)
Год: 1960
Гонок: 5
Победы: 0
Очки: 0
All American Racers (Дэн Гарни)
Годы: 1966-68
Гонки: 30
Победы: 1 («Гран-при Бельгии», 1967/Дэн Гарни)
Очки: 17
Shadow (Дон Николс)
Годы: 1973-80
Гонки: 199
Победа: 1 («Гран-при Австрии»-1977/Алан Джонс)
Очки: 67.5
Penske (Роджер Пенске)
Годы: 1974-76
Гонки: 30
Победы: 1 («Гран-при Австрии»-1976 /Джон Уотсон)
Очки: 22
Vel's Parnelli Jones (Парнелли Джонс)
Годы: 1974-76
Гонки: 16
Победы: 0
Очки: 6
FORCE (Карл Хаас)
Годы: 1985-86
Гонки: 36
Победы: 0
Очки: 6
Игорь Асанов, Sportbox.ru
- Автогонщик Мазепин: «Из‑за санкций был вынужден завершить свою карьеру на пике»
- «Формула‑1» продлила контракт на проведение Гран‑при Канады до 2035 года
- Хэмилтон сожалеет, что сбил сурка на Гран‑при Канады
- Стюарды Гран‑при Канады отклонили протест «Ред Булл» на действия Расселла
- Стюарды «Формулы‑1» вынесли предупреждения семерым гонщикам по итогам Гран‑при Канады
- «Очевидно, он высматривал Ферстаппена» — «Ред Булл» о протесте на действия Расселла
- «Ред Булл» подал официальный протест на действия победителя Гран‑при Канады Расселла
- Расселл выиграл Гран‑при Канады «Формулы‑1», Ферстаппен стал вторым, Норрис сошел
- Хаджар потеряет три позиции на стартовой решетке Гран‑при Канады
- Расселл выиграл квалификацию Гран‑при Канады, Ферстаппен стал вторым, Пиастри - третьим
- Представитель «Макларена» опроверг, что Трамп может сесть за руль болида команды «Формулы‑1
- Леклер не смог выступить во второй практике перед Гран‑при Канады из‑за последствий аварии
- Ферстаппен показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Канады, Леклер разбил машину
- Опубликован календарь «Формулы‑1» на сезон‑2026 из 24 этапов, гонка в Мадриде запланирована на сентябрь
- «В следующий раз принесу носовые платки». Ферстаппен — в ответ на критику со стороны Расселла
- Хэмилтон назвал Гран‑при Испании худшей гонкой за свою карьеру
- Пилот «Мерседеса» Расселл — об инциденте с Ферстаппеном: «Не знаю, что было у него на уме, казалось, что он действовал умышленно»
- Ферстаппену после Гран‑при Испании остался один штрафной балл до автоматической дисквалификации
- Пиастри стал победителем Гран‑при Испании, Ферстаппен получил штраф и занял 10‑е место
- Пиастри выиграл квалификацию Гран‑при Испании, Норрис стартует вторым, Ферстаппен — третьим
- Пиастри — лидер заключительной тренировки Гран‑при Испании
- Норрис показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Испании, Хэмилтон — третий
- Гонщика «Формулы‑1» Хэмилтона заметили с российской моделью, которую ранее связывали с украинским футболистом Мудриком
- Норрис впервые в карьере победил на Гран‑при Монако, Леклер — второй
- Болид семикратного чемпиона мира «Формулы‑1» Шумахера продан на аукционе за рекордные €16 млн
- Хэмилтон потеряет три позиции на старте Гран‑при Монако из‑за блокировки Ферстаппена
- Норрис опередил Леклера в борьбе за поул‑позицию Гран‑при Монако
- Русский гонщик установил историческое достижение в США. Аплодировали даже соперники
- Ферстаппен победил на Гран‑при Эмилии‑Романьи «Ф‑1», Норрис обогнал Пиастри в борьбе за второе место
- Пиастри выиграл квалификацию Гран‑при Эмилии‑Романьи «Формулы‑1», Цунода и Колапинто разбили болиды
- Гонщик «Формулы‑1» Норрис перестал пользоваться социальными сетями
- Пилот «Альпин» Гасли сбил кролика во время тренировки на Гран‑при Эмилии‑Романьи «Формулы‑1»
- Пиастри выиграл вторую тренировку на Гран‑при Эмилии‑Романьи «Формулы‑1»
- Сафнауэр планирует создать новую команду «Формулы‑1»
- Команда «Альпин» заменит пилота на следующие пять гонок «Формулы‑1»
- Действующий чемпион MotoGP Хорхе Мартин получил 11 переломов ребер в первой гонке после возвращения
- Действующий чемпион MotoGP получил переломы руки и ноги во время тестов на трассе в Малайзии
- Соперник погибшего мотогонщика снялся с соревнований, чтобы позволить тому посмертно выиграть чемпионство
- Шестикратный чемпион MotoGP Марк Маркес подписал контракт с Ducati, его напарником будет Франческо Баньяя
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Дебютант чемпионата Европы по ралли 21‑летний Маттео Доретто разбился во время тестового заезда на этапе в Польше
- Экипаж Грязина и Александрова выиграл первый этап чемпионата Европы по ралли
- Чемпион «Дакара» Карякин назвал старт, где могут выступить российские гонщики после допуска FIA
- FIA оштрафовала пилота ралли за нецензурную брань на 10000 евро
- Работа над проектированием маршрута ралли «Шелковый путь» 2025 года уже начата, сообщил Чагин
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru