Увольнения, слезы и смертельная обида. К чему приводит игнорирование командной тактики в «Формуле-1»
![](https://s-cdn.sportbox.ru/images/styles/1920_1080/fp_fotos/a3/38/ca4105347a10a62c0fb8885b4ccf845c5d972bcb2f47c454409503.jpg)
Командная тактика в «Ф-1» давно не вызывает бурного обсуждения, но недавняя гонка в Сочи снова привлекла внимание к этой проблеме.
В России «Феррари» придумала хитрую тактику, при которой стартовавший с поула Шарль Леклер должен был помочь Себастьяну Феттелю пройти Льюиса Хэмилтона за счет слип-стрима. Немец успешно выполнил задачу, только немного перестарался и помимо британца заодно прошел и своего напарника. Команда несколько раз сообщила монегаску, что скоро Феттель его пропустит, но упрямый Себ не собирался выполнять этот приказ. Единственное, что спасло его от молний руководителя Маттиа Бинотто и неодобрения со стороны Леклера — отказ системы рекуперации энергии с последующим сходом.
Гран-при России. Старт гонки
Для болельщиков Гран-при России стал явным показателем, как гонка может решаться на мостике, а не в борьбе. Вспоминаем, когда еще пилоты отказывались становиться «игрушкой» в руках манипуляторов в угоду своему же напарнику-противнику.
Подорванный авторитет (1981)
Окрыленные титулом 1980 года, на следующий сезон в «Уильямсе» возлагали большие надежды. Действующий чемпион Алан Джонс считался безусловным лидером команды, поэтому все усилия повторить прошлогодний успех были направлены на работу в его боксах. Однако с этим явно не был согласен его напарник — Карлос Ройтеман. На втором этапе в Бразилии лидирующему Ройтеману несколько раз сказали пропустить Джонса, но тот попросту проигнорировал приказы с мостика и одержал победу. Это окончательно испортило отношения между пилотами «Уильямса». В итоге их обоих опередил Нельсон Пике на «Брэбеме», обошедший Ройтемана всего на одно очко. Джонс же после такого чемпионата решил завершить карьеру.
![](https://s-cdn.sportbox.ru/images/styles/450_350_auto/fp_fotos/0e/bf/246f1a3c93ef48835a43fd7709057dd65d9733fc5e964068520945.jpg)
Увольнение и смерть (1982)
Предварительный сговор, как в Сингапуре 2008-го, но безрезультатный — такой вердикт можно вынести для «Рено» на Гран-при Франции 1982 года. До гонки Рене Арну попросили пропустить Алена Проста, если он вдруг окажется впереди будущего четырехкратного чемпиона. К несчастью для Арну, он лидировал, однако данного приказа не выполнил и выиграл гонку, которая принесла французской команде первый дубль в «Формуле-1». Сезон окончился ожидаемо — после конфликтов с Простом Рене в конце 1982-го перешел в «Феррари».
![](https://s-cdn.sportbox.ru/images/styles/450_350_auto/fp_fotos/97/1f/d8e3c2e834ea6ad0d8ef7560f382bfbf5d9733f9ea284526840974.jpg)
В том же сезоне произошел и еще один похожий эпизод, но с куда более печальными последствиями. Причем именно в рядах скудерии. Многие фанаты Жиля Вильнева до сих пор считают неповиновение командной тактике главной причиной его гибели. Возможно, не зря. На Гран-при Сан-Марино 1982 года напарник Жиля по «Феррари» Дидье Пирони ослушался приказа не обгонять лидировавшего канадца и выиграл гонку. Почувствовавший себя преданным Вильнев затаил обиду на теперь уже бывшего друга и поклялся больше никогда с ним не разговаривать. Две недели спустя Жиль, пытаясь побить быстрое время круга своего напарника в квалификации, попал в аварию и трагически погиб.
Разжигание пламени вражды (1989)
При упоминании словосочетания «конфликт в «Макларене» многие вспомнят Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона, но куда более интересна история Айртона Сенны и Алена Проста. Речь пойдет о начале той самой борьбы, приведшей в том числе и к знаменитому столкновению в Японии того же года.
На Гран-при Сан-Марино между гонщиками была договоренность: кто будет лидером после первого поворота, тот и останется впереди до конца гонки. Соглашение было нарушено во время рестарта. Сенна вошел в поворот позже Проста, однако это не остановило Айртона от обгона француза в борьбе за победу. Алена это сильно возмутило — правило нарушил тот, кто его же и придумал. Позже он заявил, что не хочет иметь ничего общего с бразильцем.
Сопротивление до конца (2002)
За Рубенсом Баррикелло в автоспортивном сообществе закрепилось не самое приятное прозвище, сделавшее его имя нарицательным, обозначающее приспешника первого номера. Но на Гран-при Австрии 2002 года даже у одного из самых послушных гонщиков терпение дошло до предела.
![](https://s-cdn.sportbox.ru/images/styles/450_350_auto/fp_fotos/d7/39/f3107850b0c0648acfbf421ba50d92465d9733fb33542623578438.jpg)
После череды неудач этот этап был для Рубенса предвестником успеха. В тренировках и квалификации он был сильнее своего напарника по «Феррари» — Михаэля Шумахера. Стартовав с поула, Барикелло лидировал в гонке. Ничего не предвещало беды, пока не нагрянул шторм в виде приказа пропустить будущего семикратного чемпиона вперед. Вопреки привычке безоговорочно выполнять приказы, Рубенс оставался первым и не желал упускать заслуженную победу из рук. Лишь после угроз о расторжении контракта пилот все-таки уступил, практически остановившись перед самой финишной чертой на последнем круге. На пьедестале Баррикелло не сдерживал слез. Этот случай послужил поводом к запрету командной тактики, пока знаменитое «Фернандо быстрее тебя» не прозвучало в радиопереговорах с Массой в Германии 2010-го…
«Мульти-21» (2013)
Один из самых известных моментов неповиновения грозным словам с мостика произошел на Гран-при Малайзии в 2013-м. После столкновения в Турции тремя годами ранее руководство «Ред Булла» явно хотело просто довезти машины до финиша в таком порядке, как они и ехали: Уэббер — первый, Феттель — второй. Гонщики получили с мостика зашифрованное послание «Мульти-21», обозначающее продолжение движения в заданном порядке. Однако Себастьян ослушался, обогнал Марка и выиграл гонку.
![](https://s-cdn.sportbox.ru/images/styles/450_350_auto/fp_fotos/db/e5/195c14bbd764a690f238ed52d11670ae5d9733fb2b13f669007316.jpg)
Через пять лет Кристиан Хорнер рассказал, что такое поведение было вызвано возвращением «должка» Уэбберу. Тот помешал борющемуся за чемпионство Феттелю в заключительной гонке 2012 года в Бразилии, когда вместо содействия выдавил его с трассы.
Когда все начало выходить из-под контроля (2019)
Как и в ситуации с Уэббером, Феттель шестью годами позже не стал терпеть манипуляции с мостика. Он сделал то же, что начал напарник, заваривший всю эту кашу еще на Гран-при Бахрейна. В начале гонки Леклер понял, что едет быстрее Себастьяна. Несмотря на приказ оставаться за немцем два круга, Шарль обогнал при первой же возможности.
Гран-при Бахрейна. Леклер обгоняет Феттеля
В «Феррари» в начале 2019 года заявили, что Феттель на старте сезона будет в приоритете. Однако Леклер явно дал понять, что он тоже сильный игрок, и своими скоростью и амбициями смешал все карты руководству команды. Распри внутри коллектива приводят к разладу между гонщиками и создают ощущение дежавю сезона-2007, когда в «Макларене» опытному Алонсо в напарники взяли молодого и амбициозного Хэмилтона.
- Ферстаппен победил на Гран‑при Канады, Норрис — второй, оба пилота «Феррари» сошли
- Пилот «Мерседеса» Расселл выиграл квалификацию Гран‑при Канады
- Норрис показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Канады, Ферстаппен — пятый
- Руководитель «Макларен» сделал татуировку в честь первой победы Ландо Норриса в «Формуле‑1»
- Хэмилтон признался, что мочился в комбинезон во время гонки
- Леклер впервые в карьере выиграл домашний Гран‑при Монако, одержав шестую победу в «Формуле‑1»
- Три машины, включая «Ред Булл», попали в крупную аварию на первом круге Гран‑при Монако
- Леклер завоевал для «Феррари» поул‑позицию в Монако, прервав рекордную серию Ферстаппена
- Хэмилтон показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Монако, Ферстаппен — 11‑й
- Леклер, Норрис или Сайнс? Эксперты определили основных конкурентов Ферстаппена на Гран-при Монако
- Семья Шумахера отсудила компенсацию у немецкого журнала за фальшивое интервью
- Ферстаппен выиграл Гран‑при Эмилии‑Романьи, Норрис стал вторым, проиграв менее секунды на финише
- Ферстаппен показал лучшее время в квалификации Гран‑при Эмилии‑Романьи, Пиастри — второй
- Леклер показал лучшее время во второй тренировке Гран‑при Эмилии‑Романьи
- Леклер стал лучшим в первой тренировке Гран‑при Эмилии‑Романьи, «Феррари» привезла на этап модернизированную машину
- Льюис Хэмилтон исполнит роль в одном из самых дорогих фильмов в истории кинематографа
- Норрис выиграл Гран‑при Майами и одержал первую победу в карьере
- Ферстаппен выиграл спринт на Гран‑при Майами «Ф‑1»
- Феттель вернется за руль болида «Формулы‑1» в Имоле, чтобы почтить память Айртона Сенны
- Ферстаппен может перейти в «Мерседес» на место Хэмилтона, переговоры пройдут в мае
- Хюлкенберг заключил долгосрочный контракт с «Ауди» и уйдет из «Хаас» по окончании сезона
- Ферстаппен победил на Гран‑при Китая и выиграл четвертую гонку из пяти в сезоне
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Китая «Формулы‑1»
- «Сайнс немного перешел черту». Пилот «Феррари» Леклер раскритиковал партнера по команде после спринта на Гран‑при Китая
- Макс Ферстаппен выиграл спринтерскую гонку Гран‑при Китая «Формулы‑1»
- Норрис показал первое время в дождевой спринт‑квалификации Гран‑при Китая, Ферстаппен — 4‑й
- Стролл показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Китая, Ферстаппен — 3‑й
- Ферстаппен выиграл Гран‑при Японии и одержал третью победу в сезоне «Формулы‑1»
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Японии
- «Нужно тоже удалить себе аппендикс» — Норрис о победной гонке Сайнса после операции
- Гонщик «Феррари» Сайнс одержал победу на Гран‑при Австралии, вернувшись в чемпионат после операции
- Ферстаппен сошел с дистанции Гран‑при Австралии из‑за поломки болида. Прервалась серия из 9 побед гонщика
- Экс‑четвертая ракетка мира Докич получила травму глаза в ходе Гран‑при Австралии
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Австралии, Сайнс — второй
- Семья Михаэля Шумахера выставила на аукцион часть коллекции часов семикратного чемпиона «Формулы‑1»
Личный зачет
М | Гонщик | Очки |
1 | 454 | |
2 | 308 | |
3 | 305 | |
4 | 275 | |
5 | 246 | |
6 | 240 | |
7 | 122 | |
8 | 92 | |
9 | 81 | |
10 | 49 |
Кубок Конструкторов
М | Команда | Очки |
1 |
![]() |
759 |
2 |
![]() |
554 |
3 |
![]() |
515 |
4 |
![]() |
173 |
5 |
![]() |
159 |
6 |
![]() |
55 |
7 |
![]() |
55 |
8 |
![]() |
37 |
9 |
![]() |
35 |
10 |
![]() |
8 |
- Шестикратный чемпион MotoGP Марк Маркес подписал контракт с Ducati, его напарником будет Франческо Баньяя
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Чемпиона и лидера сезона MotoGP унесли с трассы на носилках после наезда соперника
- Марк Маркес и еще четыре мотогонщика из-за травм не выступят в гонке Гран-при Аргентины
- Испанский мотогонщик Эспаргаро получил тяжелые травмы после падения на Гран-при Португалии в классе MotoGP
- Один человек погиб после наезда машины на зрителей во время ралли в Ленобласти
- Четыре человека погибли в результате аварии во время ралли в Венгрии
- В аварии на ралли в Новой Зеландии погиб 15‑летний гонщик
- Страшная трагедия на «Дакаре». Мотогонщик не смог выкарабкаться после аварии
- Испанский мотогонщик Фалькон погиб из‑за последствий аварии на ралли «Дакар»
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru