Роман Репилов: «Несколько раз в сезоне думал, что мне хана!»

Артем Мельников 24 марта 2019 12:55

Серебряный призер чемпионата мира и Европы Роман Репилов в интервью Sportbox.ru рассказал о борьбе между российским саночниками за Кубок мира, напастях, которые его преследовали, санях за миллион рублей и своих отношениях с Альбертом Демченко и Семеном Павличенко.

- В этом сезоне вы проиграли борьбу Семену Павличенко, который стал победителем общего зачета Кубка мира, а также выиграл чемпионат Европы. Почему?

- С самого начала все как-то пошло наперекосяк. В этом сезоне Альберт Демченко сделал для меня новые сани. Однако уже после первого этапа Кубка мира в Австрии поняли, что нам нужно еще над ними работать. Не смог показать, все на что способен и занял лишь девятое место. После поговорили с механиками доработали сани, и был максимальный настрой на три следующих этапа в Северной Америке. Был готов наверстать упущенное. Мы с Семеном последние два сезона увозили из Америки золото и серебро, что должно нравиться многим россиянам. Так что вера в себя была не случайна. Был уверен, что привезу оттуда медали. Морально был готов очень хорошо. Но тут внезапно выясняется, что у меня закончилась американская виза и я остаюсь дома. Точнее возвращаюсь на малую родину, чтобы сделать новую.

- Обидно, не то слово.

- Думал, что все продул, мысли разные лезли в голову. Пропустить три этапа из-за отсутствия визы…

- Остановимся на этом моменте подробнее. Кто виноват в том, что у вас не было визы?

- Сложно сказать. Не снимаю с себя ответственность, но понадеялся на административный персонал. Проверять визы – не моя прямая обязанность. Доверяю людям, которые этим занимаются. Но понимаю, что все мы не роботы. Иногда нужно друг за другом проверять. Был спокоен, так как считал, что у меня есть виза на 2018 год. Но посмотреть на месяц окончания же было трудно! Понял в чем дело, когда уже почти ехал в аэропорт. Когда увидел ошибку, первая мысль была: «Ничего себе! Надо бежать к менеджеру!»

- В итоге вы вернулись домой, где достаточно быстро сделали новую визу.

- Хорошо, что так получилось, и я успел до стартов в Лейк-Плэсиде. Но пропуск гонок в Уистлере - колоссальная потеря очков. Думаю: «Ну, ладно, теперь пора рисковать и косить этапы по-взрослому». Был заряжен, и получилось неплохо. С двух этапов привез три медали. Забрезжила надежда, что смогу наверстать упущенное, но январь стал для меня по истине «черным месяцем»!

- Об этом чуть позже. Почему Альберт Демченко сказал, что вы пропустили этап по семейным обстоятельствам?

- Неприятная получилась история. Сейчас, наверное, уже можно об этом рассказать. Мы договорились не афишировать и не комментировать причину моего отсутствия в Уистлере. Но когда прилетел в Америку, меня сразу начали спрашивать, что случилось в семье. А у меня как раз жена беременная была... Думаю, что за фигня! Не люблю, когда кто-то затрагивает мою семью. Мы на этой почве даже немного повздорили с Альбертом Демченко. Тренер сказал, что его неправильно поняли. Сейчас, как говорится, проехали эту ситуацию, все нормально. Хотя тогда по этому поводу была целая эпопея.

Репилов выступит на этапе Кубка мира в Калгари

- И вот вы приехали после Америки в Кенигзее…

- Как назло в Германии была плохая погода, и лед был медленным. Мне надо было рисковать, чтобы вернуться в борьбу за первое место. В итоге я рискнул, но ошибся на вираже и на 130 километрах вылетел из саней, которые меня еще накрыли сверху. Когда встал после такого падения, подумал, что все - мне хана... Левая часть тела напрочь онемела. Оказалось, что отделался ушибами и растяжениями.

- Хорошо, что остались живы.

- Навык выживания приходит с опытом. Хорошо, что скорость была 130 километров в час, а не 150. Вспомните эпизод с трагическим падением Нодара Кумариташвили в Ванкувере. Его скорость была 145 километров в час. Это только со стороны вылет из саней — достаточно безболезненный процесс. На самом деле после такого болит все. Чтобы вы понимали, есть два варианта падения. Первое, это просто переворот, после которого ты катишься по инерции. Второе, ударное, когда тебя накрывает еще и санями. Представьте, что вы едете на мотоцикле. В первом случае, вы просто не входите в поворот, уезжает переднее колесо, и вы третесь об асфальт. Во втором случае, вы со всего размаху влетаете в дверь машины и перелетаете через нее. У меня был второй вариант. Все произошло неожиданно. Хорошо, что смогли быстро поставить на ноги. Дальше катался на обезболивающих.

Альберт Демченко: «На тренировочном заезде Репилов получил травму, из-за чего ему не удалось сделать быстрый стартовый разгон»

- Помогали?

- Немного.

- И тут случилась история с перевесом…

- Именно. После травмы и вылета с трассы, я отставал от лидеров примерно на 80 очков. Шансы завоевать хоть какой-то глобус еще были, но надо было выжимать максимум как из себя, так и из саней. Вместе с санями по правилам не мог весить больше 117 килограммов. Думаю, всем понятно, что чем больше масса, тем выше скорость. Решил, что вес необходимо подгонять впритык. Обычно сани весят около 23 килограммов. Мои же весили 23 килограмма 700 граммов. Мой собственный вес 90 кило. Поэтому надеть на себя мог всего лишь три килограмма триста граммов. Думал, что все рассчитал. Подгонял тютелька в тютельку. Но мой суммарный вес оказался всего на 100 граммов больше разрешенного! Что такое 100 граммов в 117 килограммах?! Ничто! В сани мог попасть снег, я мог вспотеть. Обидная фигня получилась!

После этих 100 граммов меня еще больше накрыло морально. Напомню, в Латвию приехал с травмой. Работал на обезболивающих, но все равно через боль. Перед стартом очень переживал, смогу ли нормально разогнаться. В итоге с ноющим плечом, которое дико болело во время старта, сумел показать неплохой разгон на общем фоне. Проехал трассу также нормально. Показал хорошее время. Вроде все налаживается. А тут мне говорят, что судья решил проверить мой вес.

- А мог и не проверить?

- Объясняю. На финише стоит специальный автомат. Каждый спортсмен нажимает на кнопку, которая загорается либо зеленым, либо красным, либо синим цветом. Зеленый – проходишь мимо, красный – взвешивание, синий – полный контроль тебя и саней. У меня был зеленый цвет, но этот… человек меня потащил к себе. Подкосил меня арбитр конкретно. И так было хреново, все делал через боль, а тут такое.

- Затем вы поехали на чемпионат мира в Винтерберге. Там заняли шестое место. Неплохой результат, учитывая все прошедшие события?

- Это был шанс оправдаться за уже неудавшийся Кубок мира. Понимал, что после всего случившего сложно бороться за общий зачет, поэтому надо все поставить на кон. Перед стартами все говорило в мою пользу. Погода была хорошая, лед быстрым. Все как я люблю. Сани ехали хорошо. Время показывал с запасом. Но в заключительном заезде перед гонкой у меня ломаются сани. Вроде ехал аккуратно, но решил поэкспериментировать на финише. В самом низу трассы, решил проехать вираж на чувстве движения. Если ты контролируешь сани, то достаточно сделать одно точное телодвижение, чтобы проехать вираж и дальше уже лишь немного подруливать, чтобы контролировать ситуацию. Это можно сравнить с ездой на феррари и тракторе. Феррари на любое прикосновение к рулю отвечает необходимым откликом, а чтобы повернуть трактор нужно огромное количество усилий. В итоге я немного ошибся, упал, а сани в щепки. Думаю, ну все хана!

На спринт пришлось выставлять новые сани, которые вообще не тестировал. В итоге не прошел даже квалификацию, так как не чувствовал новый болид, да и психологически было тяжело. Решил: «Либо рекорд, либо больница!». Проехал в целом неплохо, учитывая обстоятельства. Занял шестое место. Считаю, что это нормальный результат для того состояния, в котором находился. После таких приключений большинство ребят либо снимались, либо спускались в конец пелотона. Итоговое место позволило немного отпустить весь негатив. После чемпионата уже докатывал сезон «на кайфах».

Павличенко и Репилов спели гимн России а капелла на церемонии награждения ЧЕ в Германии

«В этом году Бог санного спорта решил испытать меня на прочность»

- Какой вывод вы сделали из всего произошедшего?

- Весь сезон был словно сердце при аритмии – то вверх, то вниз. Хорошие результаты сменялись провальными. В этом плане Семен большой молодец, что провел цикл очень ровно. В начале показывал средние результаты, но к концу набрал ход. Хорошо, что все закончилось. В любом случае получил неоценимый опыт. Главное, что он полезен. Помните, как одна бабушка в вирусном ролике сказала: «Я прошла Афганистан и всем советую». Могу сказать, то же самое про этот сезон. Раньше мне все победы доставались легко. Знал, что точно буду в медалях, чтобы ни случилось. В этом году Бог санного спорта решил испытать меня на прочность. Теперь понял, что такое настоящее преодоление себя в спорте. Что такое достижение результата через боль и неудачи. Наверное, в этом сезоне узнал о спорте больше, чем за все время карьеры. Через такое надо пройти всем спортсменам, чтобы стать сильнее. Считаю, что выдержал проверку. В целом сезон получился нормальным. Судьба ставила подножки, я спотыкался, а потом поднимался.

- То есть на Олимпиаде было легче?

- Конечно, нет! Было очень жестко. Но в Пхенчхане пришлось преодолевать себя с другой точки зрения. Мы были в составе команды, которая привлекала внимание всей общественности. Надеюсь, больше никто не окажется в такой ситуации. Когда ты приезжаешь на турнир как бы без родины, без флага. А люди за спиной говорят, какие вы козлы, что вообще согласились участвовать. «На фига тебе это надо, Роман?! Ты проедаешь наши деньги! Хоть бы ты проиграл!», - писали мне «болельщики». Лилось очень много негатива в то время. Это, с одной стороны. С другой, тренеры, руководство, близкие, говорили, что страна ждет от меня только победы, ты не можешь ее подвести. Нам нужна медаль, ты обязан победить, ты должен быть первым, мы в тебя верим. В итоге хорошее, плохое, нейтральное – все смешалось в кучу в моей голове. Впервые столкнулся с таким давлением общественного мнения. Не знал, как психологически справиться с нагрузкой. Хотя физически готов был очень хорошо. Понимал, что способен выиграть медаль, на тренировках показывал отличные результаты. А выходил на гонку, а на ногах гири. А в голове: «Страна ждет от тебя медали, Роман!». Моя задача в том числе состоит в том, чтобы популяризировать себя и санный спорт. Для этого надо отвечать на все вопросы и со всеми говорить. Но к такому наплыву я тоже готов не был. Только все больше и больше отвлекался. К сожалению, рядом не нашлось человека, который бы сказал: «Успокойся, никого не слушай, делая свою работу и не накручивай себя».

- В церковь не думали сходить после нынешнего сезона?

- Кстати, в том году перед Олимпиадой попросил жену поставить за меня свечку. Уже не знал, откуда еще взять силы, чтобы все преодолеть. Она сходила. С Божьей помощью проехал два заезда. Надо было попросить ее еще раз сходить, чтобы оставшиеся два отработать не хуже. Раньше перед каждым сезоном ходил в церковь. Помогало. Наверное, надо вернуть традицию. Требуется уже какая-то дополнительная помощь.

«Сейчас появилась конкуренция среди тренеров-механиков»

- На олимпийских Играх произошел конфликт между Семеном Павличенко и Альбертом Демченко. Не хочу снова копаться в этой истории. Но попрошу объяснить, что значит фраза «тренер сделал сани»?

- Многие думают, что сани должны делать механики, но наш инвентарь – настолько высокотехнологичный и дорогой - около миллиона рублей! - инвентарь, что ему необходима компьютерная настройка. Все делается по чертежам, как строят ракету для полета в космос. У тренера есть некие наработки и деньги, которые позволяют ему произвести сани. Чем они технологичнее, тем быстрее едут. Понятно, что быстрыми санями должен управлять профессиональный саночник. Наш вид спорта можно сравнить с "Формулой-1". Кстати, например, обтекатель – ванна, в которой мы лежим, создавала в свое время «Маруся Моторс». Сани проектируются в специальных программах, а технологии берутся из космонавтики и современной точечной инженерии. Например, кронштейны, которые цементируют все части саней, делают из материалов, которые используются в танках и другой военной техники. Но самое главное – полозья, которые саночники и тренеры подстраивают под себя.

- Вы можете сделать сани?

- Могу, если получу опыт при создании болида. При должном усердии это реально возможно.  

- Разве создавать сани — это дело тренера? Представьте, что тренер выбирает футболисту бутсы?

- Это, с одной стороны. С другой, разве пилоты Формулы-1 создают болиды? Так принято, что тренер делает сани, спортсмен на них выступает.

- В этом сезоне сани Семена, которому их делал Эдуард Бурмистров, быстрее ваших, точнее Альберта Демченко?

- В этом сезона, да. Понимаю, к чему вы клоните. Попробую объяснить, с чего все началось и к чему пришло. На Олимпиаду привез четыре пары разных полозьев. Перед стартами ко мне зашел Альберт Демченко и попросил отдать ему три пары на изучение, а мне сказал кататься на условном первом варианте. В итоге одну из пар Альберт отдал Семену для тестирования. На тренировках Сема показал хорошие результаты. А я на них даже не катался. Дальше вы знаете всю историю. Об этом не раз говорилось.

Семен Павличенко: «Демченко ведет себя непристойно»

Тот конфликт, на мой взгляд, в итоге пошел на пользу всему российскому санному спорту. Семен с Альбертом разобрались буквально через месяц после окончания Олимпиады, и было решено, что теперь каждый спортсмен может выбирать, с кем готовиться к соревнованиям и на чьих санях ездить. Можно переходить от одного тренера к другому. Появилась конкуренция между тренерами-механиками. И это хорошо. В этом сезоне Семен ездил на своих прошлогодних санях, тогда как я использовал новые. Что касается микроклимата в команде, то он хороший, рабочий. Существует здоровая конкуренция, которая всем помогает расти. Если бы все было плохо, то, поверьте, не было бы таких результатов, которые мы с Семеном показали в этом сезоне.

- Почему вы выбрали Альберта Демченко?

- Когда пришел в основную команду, он сделал мне сани, которые были понятны, на которых я мог хорошо проехать и достигать больших результатов. На них завоевал все свои награды. Другое дело, что в последнее время наши отношения стали чисто рабочими, так как были моменты, которые немного отстранили нас друг от друга. Это не хорошо, но и не плохо. Понимаю, что Альберту не очень нравится, что Семен в этом сезоне выиграл все, что можно. У Альберта есть здоровые амбиции, у меня тоже. Но сезон получился тяжелым, думаю, он это понимает. Что касается выбора, то у меня есть принципы, которые не хотел бы нарушать. Начинал с ним карьеру и хочу продолжать. Не могу, как девочка, прыгать от одного к другому. Метаться из стороны в сторону. Пока мы не разругаемся вдрызг, или Альберт не перестанет делать сани, я буду работать с ним. Хочу держать линию, которую начал рисовать.

Альберт Демченко / Фото: © РИА Новости / Нина Зотина

- Почему остались только рабочие отношения?

- Ничего личного, только спорт. Иногда мы спорим из-за того, как нужно готовить сани. Он судит со своей колокольни. Я иногда пытаюсь вставить комментарий. Конечно, рабочие разногласия сказываются на отношениях. Но мы справляемся с эмоциями, правда, иногда остывать приходиться долго, а процесс идет туго. Но результат есть, а это самое главное.

- Как обстоят дела в международном санном сообществе после Олимпиады. Страсти поутихли?

- У нас и на Олимпиаде не было проблем с соперниками. Также с большинством ребят общались. Иногда отвечали на вопросы из серии, что случилось. Тогда вылезли из своих нор крысята, которые всегда были тише воды, ниже травы, а тут решили проявить свою позицию. Помните канадца Сэма Эдни, который начал наезжать на наших керлингистов. Он меня так взбесил, что я ему стал писать в соцсети, но он так и не ответил. Просил его быть полегче с высказываниями. И так ситуация была неприятной, а тут он решил вставить свои пять копеек. Но это единичный случай. Были люди, которые, наоборот, нас неожиданно поддержали. Американец Крис Маздер отвечал за общение спортсменов с международной федерацией, сам подошел и сказал, чтобы мы в случае чего к нему всегда обращались за помощью. А санное сообщество никогда косо не смотрело в нашу сторону. Хотя на Олимпиаде чувствовал себя как обезьяна в зоопарке, так как все обращали внимание, когда видели серые куртки нашей команды.

Фото: © globallookpress.com

Воюем с Павличенко даже на тренировках

- За счет чего все-таки вам с Павличенко удается показывать такие прекрасные результаты из года в год?

- Мы любим побеждать. С Семеном у нас всегда, даже на тренировках, идет соперничество. Мы следим друг за другом. Смотрим, кто как разгоняется, кто как финиширует, стартует. Я покажу хорошее время при разгоне, Семен сразу заводится, пытается его улучшить. Я же не могу спустить ему хорошее время на трассе или финише. Разве могу проиграть? В итоге мы делаем друг друга сильнее. Судя по результатам, мы сейчас в лучшие моменты показываем топ-уровень по всем направлениям. С нами тяжело бороться, так как уже на тренировках мы не даем друг другу расслабиться. Не хотел бы, чтобы нас считали ботаниками, которые только и делают, что тренируются и все. Хотя это в нас тоже есть. Но в первую очередь мы любим побеждать и воевать даже на тренировках. Сейчас уже на пятки наступают молодые ребята. Они пока не дотягивают до нашего уровня, но потенциал огромен. Успех – не только сила, но и дух.

- Даже при разгоне?

- Вы смеетесь, а я знаю ребят, которым не хватает духа, чтобы выжать максимум на старте. Они боятся сильно разогнаться, ведь тогда они могут не справиться со скоростью. Срабатывает блок, и ты не можешь показать максимум своих возможностей. Хотя понятно, что сила верхней части тела, в первую очередь взрывная, тут очень важна. Все лето работаем со штангой, прыгаем, качаемся. Максимально от груди в рывке делаю 160 килограммов.

- Гордитесь собой?

- Этим нет. Не считаю жим самым полезным упражнением. Я силен своей резкостью, нежели силой. Хотя на общем фоне и силовые показатели у меня неплохие. Но мне больше нравится координационные упражнения и достижения. Работа на батуте, канате...

- То есть сальто на батуте сделаете легко?

- Сальто каждый ребенок умеет делать. Я уже делаю винты из разных положений.

- Это реально необходимо или лишь хобби?

- Как говорится, Just for fan - лежать на диване, смотреть телевизор и есть чипсы. А батут готовит твое тело к любым возможным координационным отклонениям на большой скорости. Когда ты прыгаешь, то ситуация после очередного движения меняется. Также и в санях. Любой вираж – смена положения. Поэтому каждый год учу новые элементы на батуте. В общем нам необходимо быть сильными и резкими, чтобы разогнаться, гибкими и плавными, чтобы спокойно проехать трассу.

- Есть еще необычные упражнения?

- В этом году с тренером по ОФП решили улучшать баланс тела. Будем ходить по канату, как цирковые акробаты, и делать много чего еще интересного. Буду все выкладывать в инстаграмм*, так что заходите. Хочу, чтобы мое тело, как датчик в машине, на автопилоте выравнивало курс в случае ошибки на вираже. Бывают трассы, когда ты проходишь один вираж за другим на скорости 130-140 километров в час и действуешь исключительно на рефлексах, как водитель в ралли, который не видит, что за поворотом и входит в него по указке штурмана. Ты изучаешь трассу до гонки, а потом едешь по каким-то еле уловимым ориентирам.

- Времени подумать вообще нет?

- Зависит от трассы. Бывают кайфовые, раскатистые участки. Ты спокойно летишь вниз со скоростью 120 километров в час и думаешь, какое небо голубое и как ты войдешь в следующий вираж. А, например, в Ванкувере или Норвегии не до шуток. Все время в фокусе.

- Что мы все о спорте! Расскажите о дочке, которая у вас родилась.

- Назвали Авророй. Все хорошо, хотя без разговора о спорте тут тоже не обойдется. Аврора родилась в первый месяц года. Я получил травму четвертого января и как раз отходил от ушибов, лежа на кушетке. Не мог толком повернуться. Жена поехала рожать, мне написала, кое-как удалось с ней созвониться. Держал трубку ухом фактически. Ночью не мог уснуть. Во-первых, болело плечо, во-вторых, нервничал, как все пройдет. Утром она написала, что я стал папой. С этим настроением и поехал на этап в Латвию, где был перевес 100 граммов. Представляете, какой насыщенный месяц получился. Я же не видел жену около 30 дней. Только созванивался, смотрел на ребенка на экранк телефона. Хотелось домой. Плюс эти напасти. Хотя, может быть, рождение ребенка, и помогло справиться с «черной полосой». Когда грязные мысли лезли в голову, думал, как приеду домой и возьму дочку на руки. Одно полушарие говорило: «Ничего не получится, все потеряно», другое отвечало: «У тебя родилась дочка, соберись, тряпка! Все будет хорошо!». Вот такой неоднозначный получился сезон.

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх