Counter-Strike: История самой популярной в мире «стрелялки»
Сегодня Counter Strike: Global Offensive – одна из самых популярных видеоигр в мире. Она занимает первые строчки в Steam, а о ее существовании знает каждый студент и школьник.
Однако 18 лет назад, когда первая версия игры только появилась, никто не мог предсказать такого успеха.
Counter-Strike – онлайн-шутер, суть которого заключается в противостоянии двух команд – террористов и контртеррористов (спецназа). У обеих команд есть цели в раунде, завершив которые, либо полностью уничтожив команду противника, они получают матч-поинт. Выиграв определенное количество раундов, команда выигрывает матч. Самый популярный сценарий – когда террористам нужно заложить бомбу в определенной точке, а спецназу ее обезвредить.
Но с чего же началась история уже ставшей легендарной серии?
Идея видеоигры о противостоянии террористов и спецназовцев возникла в конце 90-х, то есть до теракта 11 сентября и тотальной террористической угрозы. Ее создатель, канадец вьетнамского происхождения Мин «Gooseman» Ли, делал не коммерческий продукт об актуальной и острой проблеме, а модификацию – мод – другой игры на интересующую его тематику.
До CS мультиплеерные баталии проходили в скоростных шутерах с фантезийными декорациями и полностью нереальной физикой, таких как Quake и Unreal Tournament. К ним Мин Ли также создавал моды, причем весьма успешные: Navy Seals (мод к первому Quake) и Action Quake 2 (мод ко второму Quake, который он делал в составе сообщества модеров достаточно популярной в то время A-TEAM).
Ранние версии моделей спецназа и террористов
Но все игры меркли по сравнению со свеженькой Half-Life от Valve, идеальной во всех отношениях на тот момент игре. Именно для нее Мин Ли решил делать новый мод, потому что движок давал больший простор фантазии разработчика – удобный мультиплеер, современный на 1999 год инструментарий и более подходящие для реализации задуманного декорации.
По словам разработчика, он работал от 30 до 40 часов в неделю во время обучения в университете.
«Я надеялся, что в игру будет играть хотя бы кто-нибудь, и что начнется все с нескольких игроков и будет впоследствии расти».
Однако отзывы игроков после релиза ошеломили Ли. Огромное количество позитива и энтузиазма сподвигли ли продолжать работу.
Ранняя версия мода
Весь фидбек шел с сайта, который администрировал Джес Клиф, второй разработчик CS.
Сам Ли рассказывал, что разработка модификации стала в каком-то смысле общим делом, потому что комьюнити также вкладывало огромное количество усилий в ее создание.
«Признаться, сами мы не сделали ни одной карты для КС. Все уровни были присланы фанатами, и мы просто выбирали, что будем оставлять для релиза. Так что игру делали я, Джесс и наше комьюнити».
Первая бета CS вышла 19 июня 1999-го. Игра постоянно дорабатывалась, появлялось новое оружие и новые карты. Шла борьба с багами и росла популярность. Широкая известность к игре начала приходить между 1999-м и 2000-м во время выпуска пятой беты.
Стремление Ли создать более реалистичный шутер принесло свои плоды, и в 2000 году Valve заинтересовались модом. Они связались с Ли и взяли его на работу. Как оказалось, это было одно из лучших решений за время существования компании.
По сравнению с Quake и UT, у CS был более медленный геймплей и упор на командную работу. 8 ноября 2000 года вышла первая standalone-версия КС (в отдельном клиенте с собственным запуском) под номером 1.0 – версии до нее запускались через клиент Half-Life.
Counter-Strike под началом Valve становится хитом. Простые механики и упор на реализм делают игру привлекательной для геймеров и помогают продвижению в киберспорте. Принцип easy to learn, hard to master (легко начать, тяжело стать профессионалом) Ли всегда ставил своим приоритетом, и именно это, по его словам, помогло игре добиться такого успеха.
Изначально в игре было представлено множество режимов, такие как спасение заложников, экспорт VIP-игрока, побег и даже не очень относящиеся к стрельбе режимы про прыжки и сёрф. Самый популярный, доживший до наших дней без особенных изменений и являющийся киберспортивной дисциплиной – заминировать\ обезвредить, где команде террористов нужно заложить бомбу и дать ей взорваться, а спецназу необходимо убить всех террористов либо обезвредить бомбу. Также у террористов есть возможность просто убить всю команду противника. Важным является и то, что, если вся команда террористов погибнет, но успеет заложить бомбу, то в случае ее взрыва выигрывает команда террористов, независимо от того, какое число спецназовцев осталось в живых. Сколько поражений спецназу принесет взрыв бомбы за две секунды до обезвреживания!
Настоящая известность к CS в России приходит с победой российской команды М19 на World Cyber Games 2002 в Корее. Тогда киберспорт впервые попал на экраны телевизоров, а «Намедни» сделали целый выпуск, посвященный киберспорту.
Смотреть на YouTubeТот самый выпуск программы «Намедни»
11 октября 2003 года выходит CS 1.6, самая популярная и «долгоиграющая» версия игры. Именно в 1.6 рубились школьники, убегавшие с уроков в середине двухтысячных, и именно с этой версии Counter-Strike начинает идти по планете победоносным киберспортивным шагом.
Призовые фонды начинают достигать сотен тысяч долларов, и Counter-Strike становится в один ряд со Starcraft, Warcraft и Quake 3.
После 1.6 выходят новые версии: 23 марта 2004 года – Counter-Strike Condition Zero, который является практически тем же 1.6, но на другом движке; 7 октября 2004-го – Counter-Strike Source, понравившийся не всем – многие продолжали играть в 1.6.
Иконический АК-47, он же «калаш», в руках террориста, CS 1.6. Считался лучшим оружием в игре
Наконец, 12 августа 2011 года Valve анонсируют Counter-Strike: Global Offensive. Абсолютно тот же привычный геймплей, но с самой современной графикой, обновленным движком, торговой площадкой и мастерской Steam. Спустя год, 21 августа 2012-го, игра выходит в свет.
В этой версии контра становится самым популярным видом киберспорта на планете. Призовые доходящие до миллиона долларов, огромное количество премьер, мажор- и минор-турниров, спонсорские контракты и многое другое. Быть профессиональным CS-ером становится престижно, модно и круто, а самое главное – выгодно.
В России появляется свой турнир глобального масштаба – EPICENTER, с призовыми в 500 тысяч долларов. Последний прошел не так давно – в конце октября.
Будущее CS видится невероятно ярким. С каждым годом растет количество игроков, игра уже стала более популярной, чем DOTA 2, согласно статистике Steam. Overwatch, которому пророчили стать новым CS, не показывает сносшибательных результатов, а его киберспортивная составляющая оставляет желать лучшего.
Тот же самый АК-47, но уже в наше время, в CS: GO
Только за первый квартал 2018 года на премьер-турнирах по CS: GO будет разыграно более трех миллионов долларов, еще около миллиона – на мажор-турнирах, и несколько сотен тысяч – на минорах.
«Если честно, то в 2010 году я думал, что вот-вот все перестанут играть в CS. Этого не случилось, вышел CS: GO и начался новый виток успеха, чему я невероятно рад».
SK Gaming выигрывают EPICENTER 2017, прошедший в Санкт-Петербурге
С каждым годом растет профессионализм игроков, появляются киберспортивные федерации, CS медленно, но верно приходит на телевидение. Несмотря на то, что жанр шутеров, да и видеоигры в целом невероятно сильно поменялся с 2000 года, CS практически не изменился, и все равно в него играют миллионы людей. И будет играть еще больше. Удивительная история: как один вполне обычной мод изменил всю индустрию видеоигр, и вряд ли эта история завершится в ближайшем будущем.
Источники: counterstrike.wikia.com, hltv.org, ign.com, valvesoftware.com, gamespot.com
- Головин вошел в символическую сборную сезона Лиги 1 в футбольном симуляторе FC 24
- «Помойный паразит». Зарубежные комментаторы раскритиковали датского министра, призвавшего ужесточить получение виз для киберспортсменов РФ
- Болельщик Virtus.pro сделал татуировку из автографа на теле с никнеймом игрока команды
- CS2. Лазертаг. Love Kazan - Rare Atom
- Российская команда Beyond выиграла турнир по «Миру танков» на «Играх будущего»
- Мир танков. Финал
- Мир танков. Матч за 3-е место
- CS2. Лазертаг. Looking For 0rg - Ramboot R10
- Мир танков. 1/2 финала. Enemy - SOLNCE
- Фиджитал МОВА: Dota 2. Финал. LGD Gaming - Xtreme Gaming
- Мир танков. 1/2 финала. Beyond - WhoCares?
- Фиджитал МОВА: Dota 2. Матч за 3-е место. G2.iG - BOOM Esports
- Фиджитал МОВА: Dota 2. 1/2 финала. Xtreme Gaming - BOOM Esports
- Мир танков. 1/4 финала. SOLNCE - Rise
- Мир танков. 1/4 финала. Synergy.0ilGas - WhoCares?
- Фиджитал МОВА: Dota 2. 1/2 финала. LGD Gaming - G2.iG
- В России нашли ответ на хамство FIFA. Прорывную идею довели до президента
- Игры Будущего. Мир танков. SOLNCE - Beyond
- Игры Будущего. Фиджитал МОВА: Dota 2. 1/4 финала. PSG Quest - BOOM Esports
- Игры Будущего. Мир танков. WhoCares? - Vechnaya Zima
- Игры Будущего. Фиджитал МОВА: Dota 2. 1/4 финала. Xtreme Gaming - Azure Ray
- Игры Будущего. Мир танков. Synergy.0ilGas - Enemy
- Игры Будущего. Фиджитал МОВА: Dota 2. 1/4 финала. G2.iG - Entity
- Игры Будущего. Мир танков. Rise - Scandal
- Игры Будущего. Фиджитал МОВА: Dota 2. 1/4 финала. LGD Gaming - Neon Esports
- Игры Будущего. Warface. Лазертаг. Penny - HLS
- Игры Будущего. Фиджитал МОВА: Dota 2. 1/8 финала. BOOM Esports - Thunder Awaken
- Игры Будущего. Мир танков. Vechnaya Zima - Beyond
- Игры Будущего. Warface. Лазертаг. Winstrike - Synergy.Repulse
- Игры Будущего. Мир танков. WhoCares? - SOLNCE
- Игры Будущего. Фиджитал МОВА: Dota 2. 1/8 финала. Azure Ray - Geek Fam
- Игры Будущего. Мир танков. Scandal - Enemy
- Игры Будущего. Фиджитал МОВА: Dota 2. 1/8 финала. Entity - Beastcoast
- Игры Будущего. Мир танков. Rise - Synergy.0ilGas
- Игры Будущего. Фиджитал МОВА: Dota 2. 1/8 финала. Neon Esports - Winter Bear
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru