Галицкий – Федун. Футбол и внешние эффекты

Есть много причин, по которым «Спартак» и «Краснодар» постоянно существуют в одной плоскости сравнений. Не избавлены от параллелей и хозяева клубов. И, наверное, мало кто из интересующихся футболом не задавался вопросом: почему получается у одного и не получается у другого?

На самом деле, почему? Почему один клуб всё время идёт в гору и вот уже претендует на место, о котором ещё год назад никто вокруг не мог и помыслить, а второй болтается, в том числе и в таблице, будто без руля и ветрил? Почему один стал в футбольных умах образцом организации дел, а другой воспринимается обществом скорее как неиссякаемый источник поводов для скепсиса и усмешек?

Ведь там и там миллиардер. Там и там основательный подход. Там и там классная академия. Там и там новый стадион. Там и там красно-белые души. Но почему же на выходе всё так по-разному?

Наверное, в поисках ответа имеет смысл вернуться назад, в стартовую точку. К тому моменту, когда нынешние хозяева решили завести себе футбольный клуб. Уловив изначальный импульс, проще понять весь дальнейший путь.

Леонид Федун принял «Спартак» летом 2004-го. Он взял клуб, с которым на тот момент никто в стране даже близко не мог равняться авторитетом. Он стал хозяином самого крутого бренда в самом крутом виде спорта.

Что движет человеком, который берёт самый дорогой товар в самом дорогом заведении? Какие внутренние мотивы лежат в основе такого шага?

Конечно, среди прочего это и способ самоутверждения. Человек подчёркивает свой статус, говорит миру: смотрите, я — номер один! Не исключены при этом и мотивы рациональные: обладание уникальным продуктом предполагает и уникальные возможности для извлечения дивиденда, причём не только имиджевого.

Сергей Галицкий организовал «Краснодар» в 2008-м. И начал с самых низов — со второго дивизиона.

Что движет человеком в такой ситуации?

Честолюбие — едва ли. По крайней мере, далеко не в первую очередь. У Галицкого имелась, например, возможность взять брошенный ФК «Москва», но этот прямой билет в высшее футбольное общество не вызвал у него никакого интереса. Возможно, подсказкой стоит считать слово «удовольствие», которое звучит в интервью Галицкого, кажется, чаще любого другого. Он затевал свой проект не ради того, чтобы поразить кого-то вокруг, не ради демонстрации окружающим своей крутости, а для себя. Можно сказать, для души.

Весьма занятный результат даёт попытка сопоставления позиций двух уважаемых господ по некоторым вопросам клубного устройства.

Вот, к примеру, спартаковский босс объясняет необходимость вложений в академию: «Детский футбол — основа будущей рентабельности «Спартака». А вот по аналогичной теме высказывается босс краснодарский: «Выращиваю футболистов только для своего клуба».

Из предыдущего тезиса ясно, что Федун рассчитывает сделать клуб предприятием рентабельным. Частным примером такой установки можно считать тот же тушинский проект, в рамках которого вслед за стадионом предполагается возведение приличных площадей жилой и коммерческой недвижимости. Галицкий же финансовую суть своего клуба облекает в формулу «планово-убыточный пожизненный проект».

Федун говорит: «Роль тренера — 10 процентов». Галицкий ему заочно возражает: «Базисная ошибка здесь в том, что в процентах это не меряется».

Федун от своей команды держится на дистанции. С футболистами встречается раз-другой за сезон. Объясняет так: «У игроков должен быть один батька-командир — тренер». Галицкий со своей командой, можно сказать, живёт. Видит её чуть ли не каждый день, присутствует на тренировках, погружён в бескрайний массив специальной тренерской информации.

В общем, очень похоже на то, что для Федуна футбол — такая же по сути сфера, как нефть, ценные бумаги или страхование. И клуб он намеревался строить по лекалам обычного бизнеса — с графиками, процентами и прочими атрибутами деловитости. Рассчитывая, вероятно, и на инерцию великого имени, которое само должно было притягивать победы — примерно так, как по известному убеждению деньги идут к деньгам.

У Галицкого, конечно, производство не массовое. Здесь индивидуальный проект, ручная работа. Здесь всякая мелочь пропущена через себя, пережита и исполнена с тем самым удовольствием, ради которого всё и затевалось. Здесь в основе не результат, а процесс, не место, а игра, дистанция здесь интересней финиша.

Вот ведь парадокс. В одном случае побудительным мотивом был результат, в другом — процесс. В первом случае результата нет, во втором есть.

Наверное, футбол ещё и потому держит в своей власти планету, что его невозможно рационально истолковать, разложить на слагаемые. Что одной только холодной головы тут для победы недостаточно. Что основой успеха может стать такая совершенно легкомысленная с точки зрения вовлечённых в оборот миллиардов материя как любовь. К игре, разумеется, любовь, к делу, которым занимаешься.

«Спартак» — «Краснодар». Голы

…Как-то Сергей Галицкий немножко брюзжал по поводу современной молодёжи: «Если у меня приезжает мальчик из юношеской сборной, это сразу видно. Гетры натягивает выше колена, оранжевые бутсы, и обязательно на тренировку надо надеть майку сборной, а не клуба. Думаю, это неуважение к партнерам, непонимание, что главное — футбол, а не внешние эффекты».

К предмету нашего разговора эта история не имела бы ровно никакого отношения, если желание пустить пыль в глаза уходило вместе с детством. Но увы. Мальчики вырастают, становятся серьёзными и важными, а искус натянуть перед пацанами оранжевые бутсы у некоторых остаётся…

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 607 540 192 27 146 15 607 
 Краснодар Краснодар 17 703 442 591 22 945 12 025 
 Спартак М Спартак М 17 745 443 645 14 128 21 084 
 Ростов Ростов 11 110 277 772 13 003 9 060 
 Факел Факел 10 213 255 347 11 418 9 102 
 Балтика Балтика 9 262 231 573 10 419 8 194 
 Динамо М Динамо М 9 800 245 000 10 088 9 533 
 ЦСКА ЦСКА 11 674 291 859 9 798 13 706 
 Урал Урал 8 848 221 200 9 272 8 387 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 263 231 592 8 370 10 088 
 Локомотив Локомотив 10 369 259 247 8 199 12 721 
 Пари НН Пари НН 8 244 206 122 7 158 9 421 
 Рубин Рубин 7 892 197 307 7 123 8 601 
 Сочи Сочи 7 315 182 889 4 841 9 599 
 Ахмат Ахмат 6 467 161 691 4 811 8 262 
 Оренбург Оренбург 6 116 152 903 3 617 8 422 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх