«Краснодар» - «Зенит». Системные антиподы

Георгий Олтаржевский 17 октября 2014 13:13

Центральным в 10-м туре станет матч на Кубани, где «Краснодар» в субботу 18 октября примет «Зенит». Обозреватель Sportbox.ru — о многоукладности отечественного футбола.

Исходя из формы собственности, частный «Краснодар» и принадлежащий могучей государственной корпорации «Зенит» можно назвать клубами-антиподами. С точки зрения концепции развития они тоже на разных полюсах. С другой стороны, они в чем-то похожи. «Зенит» — мировой бренд, клуб знаменитый и титулованный. «Краснодар» пока трофеями не богат, да и возраст у него еще детсадовский. Но они представляют Россию в Европе. Сближает их и то, что развиваются клубы благодаря энтузиазму и любви к футболу конкретных людей — Сергея Галицкого и Алексея Миллера.

Но отличий все же больше. Начнем с собственности. «Краснодар» — по-настоящему частный клуб, живущий на деньги Галицкого. Причем он не только основатель и владелец, но и «локомотив» всего процесса. Настоящий хозяин — ничто в жизни клуба не обходится без его участия.

У «Зенита» единоличного хозяина нет. Да, инициатива прибретения клуба «Газпромом» исходила именно от Миллера, но управляет клубом совет директоров. Получается, что клуб — народный настолько же, насколько «Газпром» — народная (или государственная) корпорация. Поддержку «Зенит» ощущает постоянно, особенно в том, что касается материальных вопросов. Все ключевые решения принимают руководители «Газпрома», хотя степень их погружения в дела команды ограничена. Все же государственные люди, есть у них дела и поважнее футбола…

Эффективность управления клубами сравнить трудно — это категория достаточно эфемерная. Но можно сопоставить прогресс команд исходя из соотношения затрат и достижений. То есть по параметру «цена-качество».

«Краснодар» за все годы участия в профессиональных лигах потратил на трансферы около 30 миллионов евро. Точнее, потратил он больше, но за вычетом доходов от продаж получается примерно такая сумма. «Зенит» за те же пять лет (и тоже с учетом продаж) потратил на новых игроков более 175 миллионов. Отметим при этом, что стартовые позиции клубов были неравны: «Зенит» к началу отсчета (2009 год) был чемпионом России (2007), обладателем Кубка УЕФА (2008) и уже имел сильнейший в стране состав, а «Краснодар» только вышел в первый дивизион. За последние пять лет «быки» проделали путь до финала Кубка России и участия в Лиге Европы, а «Зенит» дважды стал чемпионом и взял Кубок страны.

«Краснодар» — «Арсенал». Голы и лучшие моменты

Попробуйте взвесить, чьи траты оказались более эффективными.

Впрочем, это логично. Любой экономист скажет, что государственные предприятия всегда менее эффективны, чем частные. Таковы законы рынка. Это связано с особенностями менеджмента: наемный руководитель заинтересован в немедленном результате, но не в долгосрочном прогрессе, а хозяин — наоборот. Это проявляется во всем, начиная с трансферных вопросов и заканчивая стоимостью стадиона. Галицкий строит стадион за 200 миллионов, и вступит он в строй раньше, чем миллиардный питерский долгострой.

За последние годы Сергей Галицкий вложил более 60 миллионов евро в футбольную академию, сделав ее лучшей в стране. Обещает, что скоро в клубе будут играть в основном свои воспитанники, и это вполне реально. «Зенит» двигается в противоположном направлении. До эры «Газпрома» (концерн купил клуб в конце 2005-го) питерцы гордились тем, что костяк команды составляют свои воспитанники — Игонин, Радимов, Денисов, Быстров, Власов, Малафеев, Аршавин, Кержаков. Сейчас в клубе остались «последние из могикан», а из новых питерских игроков в составе один Павел Могилевец. Хотя, например, Максим Канунников и Алексей Ионов, покинув родной город, стали игроками сборной России. Не этот ли вектор — причина недопонимания, которое возникло у клуба с наиболее активными питерскими болельщиками?..

«Ростов» — «Зенит». Голы и лучшие моменты

Очевидно, что без государственного участия футбол России сейчас существовать не может: лишившись бюджетных и корпоративных клубов, премьер-лига усохнет примерно втрое. Но так же очевидно, что будущее — именно за частными и акционерными спортивными предприятиями: таков мировой опыт. Нужно осознать это и постепенно приспосабливаться к новым условиям. И пример «Краснодара» — тому подтверждение: пять лет назад никто даже представить себе не мог, что скоро «быки» на равных будут сражаться с самим «Зенитом». А теперь это реальность.

Напоминим, что матч «Краснодар» — «Зенит» состоится 18 октября на стадионе «Кубань». Следите за ходом встречи с помощью подробной текстовой трансляции на Sportbox.ru начиная с 17:00!

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 607 540 192 27 146 15 607 
 Краснодар Краснодар 17 703 442 591 22 945 12 025 
 Спартак М Спартак М 17 745 443 645 14 128 21 084 
 Ростов Ростов 11 110 277 772 13 003 9 060 
 Факел Факел 10 213 255 347 11 418 9 102 
 Балтика Балтика 9 262 231 573 10 419 8 194 
 Динамо М Динамо М 9 800 245 000 10 088 9 533 
 ЦСКА ЦСКА 11 674 291 859 9 798 13 706 
 Урал Урал 8 848 221 200 9 272 8 387 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 263 231 592 8 370 10 088 
 Локомотив Локомотив 10 369 259 247 8 199 12 721 
 Пари НН Пари НН 8 244 206 122 7 158 9 421 
 Рубин Рубин 7 892 197 307 7 123 8 601 
 Сочи Сочи 7 315 182 889 4 841 9 599 
 Ахмат Ахмат 6 467 161 691 4 811 8 262 
 Оренбург Оренбург 6 116 152 903 3 617 8 422 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх