Мы и они. Зрители

05 июня 2013 09:42

Завершение сезона в одни сроки с большинством европейских стран само собой подталкивает к сравнениям. Пользуясь этой неожиданно открывшейся выгодой формата «осень – весна», Sportbox.ru занялся сопоставлением РФПЛ с пятёркой ведущих континентальных лиг. Сегодня в центре внимания посещаемость матчей.

ОБЩАЯ АКТИВНОСТЬ

Германия – 42 382
Англия – 35 890
Испания – 28 986
Италия – 23 135
Франция – 19 077
Россия – 13 026

Отставание РФПЛ от ведущих континентальных лиг можно считать катастрофическим. Приведённые цифры средней посещаемости свидетельствуют, что в России на футбол ходит в два раза меньше народу, чем в Испании, и в три раза меньше, чем в Германии. Впечатляющее лидерство бундеслиги принято связывать главным образом с новыми аренами, которые были построены к ЧМ-2006. Вероятно, этот фактор действительно важен, но только считать такое объяснение исчерпывающим, пожалуй, не получится. Франция, например, тоже имеет довольно свежие стадионы: там чемпионат мира проводился в 1998 году, – но по размеру аудитории гораздо ближе к России, чем к Германии.

Впрочем, в российской практике подтверждение стадионной версии тоже отыщется без труда. Второй в лиге индекс домашней посещаемости (20 005 зрителей на игре) в завершившемся сезоне имел «Терек», который вообще-то в фаворитах аудитории никогда не ходил. Совсем недавно, например, в сезоне-2010, когда команда играла ещё на стадионе имени Султана Билимханова, на её домашние матчи в среднем собиралось 8 240 человек. Теперь же на «Ахмат-Арене» аудитория выросла в два с половиной раза.

Впрочем, грозненский феномен объясняется не только новыми трибунами, но ещё и результатами «Терека», который нынче занял самое высокое место в своей истории, а также целенаправленной популяризацией футбола, которой занимаются власти Чечни. Помнится, скромные показатели российской посещаемости хозяин «Краснодара» Сергей Галицкий объяснял очень простой и при этом фундаментальной причиной – тем, что футбол в нашей стране не любят. Так вот в Грозном эту любовь сейчас пытаются культивировать.

Кроме того, известной помехой роста аудитории РФПЛ является недостаточная безопасность и низкий уровень культуры на трибунах. Проще говоря, нормальных граждан от футбола отпугивают оголтелые фанаты. Уж насколько вроде бы всегда гордился своим виражом «Зенит», но теперь и там стали задумываться о приоритетах. Не далее как в мае зам гендиректора невского клуба Павел Пивоваров подал сигнал тревоги: «Негатив, связанный с асоциальным поведением фанатов, неизбежным образом переносится на сам клуб. Происходит снижение посещаемости матчей добропорядочными зрителями. Мы сейчас наблюдаем отток добросовестных, спокойных зрителей с футбола в сторону хоккейных матчей».

ЛИДЕРЫ

Германия. «Боруссия» Дортмунд – 62 239
Англия. «Манчестер Юнайтед» – 55 317
Испания. «Барселона» – 54 894
Италия. «Интер» – 34 926
Франция. «Пари Сен-Жермен» – 32 968
Россия. «Спартак» – 19 513

Цифры средней посещаемости лучших по этому разряду клубов говорят о неблагополучии РФПЛ ещё громче. Ситуация окажется совсем грустной, если вглядеться в структуру спартаковского показателя. Оказывается, лидерство среди коллег по российской премьер-лиге красно-белый клуб получил благодаря не домашней, а гостевой аудитории (на своей арене вне конкуренции «Кубань»). Впрочем, «Спартак» не единственный в стране, кто на чужих стадионах собирает народу больше, чем на своём. Подобных клубов в РФПЛ больше половины – девять из шестнадцати. ЦСКА, «Динамо», «Рубин», «Локомотив», «Амкар», «Ростов», «Волга», «Мордовия» вызывают у домашней публики интерес не столь значительный, как у иногородней. Причём в некоторых случаях объём аудитории различается весьма существенно: на динамовцев, например, дома собирается зрителей в два раза меньше, чем в гостях.

Единственно, чем может потешить «Спартак» лидерство в этом зачёте, так разве что возможностью дать «ответ Керзону». В последние годы «Зенит» со «Спартаком» принялись спорить, кто из них самый популярный в России, вынимая из широких штанин каждый свои результаты социологических исследований. Так, на днях клубный сайт питерцев опубликовал очередное сообщение такого рода, согласно которому именно «Зениту» симпатизирует самая значительная доля россиян. Показатель посещаемости прошедшего чемпионата заставляет в том сомневаться: как следует из официальных сводок РФПЛ, на гостевых матчах «Спартак» собрал зрителей на 77 097 единиц больше, чем «Зенит».

АУТСАЙДЕРЫ

Германия. «Гройтер Фюрт» – 29 472
Англия. «Куинз Парк Рейнджерс» – 27 357
Испания. «Хетафе» – 19 359
Италия. «Кальяри» – 15 264
Франция. «Аяччо» – 12 908
Россия. «Мордовия» – 8 274

Сравнение в этом разделе ещё более наглядно демонстрирует пропасть между РФПЛ и ведущими лигами Европы: худшие клубы Германии и Англии имеют на порядок более весомую аудиторию, чем лучший в России «Спартак».

Что же до «Мордовии», то первенство в этом зачёте по-своему подтверждает закономерность вылета клуба из премьер-лиги. Если команда, никогда прежде не игравшая в классе сильнейших, совсем не интересна своей публике (в Саранске на трибунах собиралось совсем немного людей – в среднем 7050 на матче), у неё не может быть устойчивой перспективы.

Кроме «Мордовии» до десятитысячного рубежа в РФПЛ не дотянули ещё два клуба – «Волга» (8672) и «Амкар» (9910), причём, как сказано выше, их домашняя аудитория оказалась ещё скромнее. А вот один из прошлогодних аутсайдеров, «Краснодар», имеет теперь вполне сносные показатели: если в предыдущем сезоне на его домашние матчи собиралось в среднем по 8877 человек, то нынче – уже по 11 093. Думается, одним из решающих условий прогресса стала целенаправленная политика клуба по расширению лагеря своих болельщиков. Увы, но всерьез подобной работой в РФПЛ занимаются единицы.

Андрей Колесников, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 433 557 263 27 146 15 720 
 Краснодар Краснодар 17 660 476 829 22 879 12 040 
 Спартак М Спартак М 17 833 463 661 14 581 21 084 
 Ростов Ростов 11 076 287 981 12 803 9 060 
 Факел Факел 9 995 259 895 11 418 8 776 
 Балтика Балтика 9 446 245 619 10 698 8 194 
 Динамо М Динамо М 10 079 262 071 10 625 9 533 
 ЦСКА ЦСКА 11 765 305 905 9 798 13 732 
 Урал Урал 8 730 227 004 9 272 8 188 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 186 248 038 8 666 9 669 
 Локомотив Локомотив 10 740 279 263 8 199 13 282 
 Пари НН Пари НН 8 100 210 602 7 158 9 041 
 Рубин Рубин 7 811 203 111 7 022 8 601 
 Сочи Сочи 7 209 187 437 4 818 9 599 
 Ахмат Ахмат 6 970 188 192 4 787 9 320 
 Оренбург Оренбург 6 197 167 341 3 664 8 550 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх