За Красножана

28 декабря 2011 11:39

Подбором нового тренера руководство «Анжи» занималось три месяца. Список кандидатур был, по всей видимости, широк и в большей степени состоял из европейских знаменитостей. Sportbox.ru пытается понять, чем обусловлен сделанный клубом выбор.

Результат

Генеральным критерием качества работы в спорте может быть только результат. Потому с формальной точки зрения ситуация выглядит нестандартно: клуб, мечтающий о мировых вершинах, планирует достичь их с тренером, высшим достижением которого является шестое место в чемпионате России. Хотя упрощённая трактовка, конечно, тут едва ли уместна.

Стоит вспомнить, что фамилия Красножана и стала когда-то известна широкой публике благодаря результату. Если быть точным, случилось это шесть лет назад: в 2005-м нальчикский «Спартак», не имевший ни соответствующего ресурса, ни такой цели, добыл путёвку в премьер-лигу. Ситуаций, когда задача поставлена, но не решена, в футболе пруд пруди. А вот таких историй, чтобы задача руководством не ставилась, но командой решалась, кроме этой что-то не припоминается. Амбиции и класс никому не ведомого тогда тренера и стали основой нальчикского феномена.

А в премьер-лиге для южного «Спартака» высоким могло считаться любое место, за исключением последнего. Потому что по объективным возможностям, в первую очередь финансовым, это самый скромный клуб чемпионата России. На грани вылета нальчане балансировали лишь однажды – в свой второй сезон в РФПЛ. В остальном же выглядели благополучными середняками, а в прошлом году едва не зацепились за зону еврокубков. С самым скудным, не грех повторить, бюджетом.

Махачкалинцам, разумеется, нужны результаты иного порядка. Не всякий тренер, умеющий выживать, способен с тем же успехом брать титулы. О работе Красножана на топ-уровне можно судить только по пяти месяцам в «Локомотиве». Накануне майского матча с «Анжи», ставшего для Красножана последним во главе железнодорожников, они шли в таблице вторыми – неплохой показатель для команды, в последний раз попадавшей на пьедестал пять лет назад. То есть тренер подтвердил своё умение давать результат и в новой обстановке, причём сразу, как говорится, с колёс, что для «Анжи», наверное, тоже важно. Хотя основным в выборе клуба видится, конечно, не сиюминутный резон.

Перспектива

Насколько можно понять, по образу мышления Сулейман Керимов стратег. Свои миллиарды он в основном сделал на биржевых операциях, где удача невозможна без умения безошибочно считать ходы. В деловой аналитике устоялось мнение о том, что его финансовый успех основан на инвестициях в активы, обладающие заметным потенциалом роста. В принципе найм Красножана – ровно то же самое.

По-своему показателен период действия контракта нового тренера «Анжи» – пять лет. Длинные соглашения клубы обычно заключают с ключевыми футболистами, а вот тренеров на такие сроки подписывают редко. Для сравнения: в «Локомотиве» у Красножана был двухлетний контракт, а в Нальчике он вообще обычно переподписывал договор ежегодно. Хозяину «Анжи» нужен тренер на годы. Тот же умозрительный Хиддинк, который в общественном сознании выглядел заочным конкурентом нальчанина, сегодня едва ли готов к продолжительной клубной работе.

Линия профессиональной жизни Красножана явно идёт по восходящей. «Анжи» тоже намерен расти. А потому альянс перспективного клуба с перспективным тренером выглядит вполне естественно.

Россия

Уже приходилось говорить, что темпы дальнейшего роста «Анжи» сегодня во многом зависят от возможностей развития российской части состава. С финансовыми возможностями Керимова покупка качественных зарубежных мастеров проблемой не является. Но им в любом случае отводится на поле лишь шесть позиций, пять других должны быть российскими. А в ментальном плане россиянам вообще надлежит быть опорой, потому что команда, основанная на легионерах, устойчивым образованием быть не может. Красножан нужен «Анжи» и как хороший, возможно, лучший в стране знаток отечественного футбольного ресурса, в изучении которого тренеру очень помогла вторая сборная России.

Существенно и то, что Красножан свой человек на Кавказе. Он вообще представляется персоной в некотором роде уникальной: публика относится к нему одинаково уважительно в любой части страны. То есть это ещё и фигура общественного компромисса, что, пожалуй, немаловажно для «Анжи» с точки зрения имиджа.

Звучат сомнения в том, сумеет ли Красножан стать авторитетом для импортных звёзд «Анжи». С одной стороны, с виртуозами калибра Роберто Карлоса и Самюэля Это’О он прежде действительно дел не имел. С другой стороны, со всеми прочими футболистами находить общий язык ему удавалось. Специфика этого тренера состоит в том, что он каждый год работал с новой – если и не абсолютно, то в значительной степени – по составу командой. Количество игроков, с которыми ему пришлось выстраивать взаимоотношения, особенно с учётом легендарных селекционных сборов Нальчика, не поддаётся даже приблизительному подсчёту. И никто из них не сказал о нём дурного слова.

Мода

Мода на тренеров, наверное, тоже существует. Так, пару лет назад главным лотом на ярмарке футбольного тщеславия выглядел Миодраг Божович. До него фаворитами общественного мнения были Андрей Кобелев, Леонид Слуцкий, ещё раньше Сергей Юран, Рашид Рахимов, Сергей Оборин. В последнее время хитом отечественной тренерской биржи был как раз Красножан. Так что и с этой точки зрения новый союз выглядит вполне логично: самый модный клуб взял на работу самого модного тренера.

Мода, как ей и положено, конечно, сменится. Но помимо сиюминутной популярности за Красножаном, кажется, есть что-то ещё.

Андрей Колесников, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 511 645 338 28 158 14 863 
 Краснодар Краснодар 18 049 541 486 23 622 12 476 
 Спартак М Спартак М 17 489 524 694 15 285 19 693 
 Ростов Ростов 11 638 349 169 12 780 10 497 
 Факел Факел 10 372 311 183 11 777 8 967 
 Балтика Балтика 9 760 292 811 11 241 8 279 
 Динамо М Динамо М 11 280 338 429 11 132 11 429 
 ЦСКА ЦСКА 12 282 368 465 9 570 14 993 
 Урал Урал 8 864 265 938 9 077 8 651 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 606 288 181 8 813 10 398 
 Локомотив Локомотив 10 631 318 955 8 322 12 940 
 Пари НН Пари НН 8 402 252 074 7 977 8 827 
 Рубин Рубин 7 993 239 797 6 956 9 029 
 Сочи Сочи 7 152 214 583 4 943 9 362 
 Ахмат Ахмат 7 181 215 435 4 857 9 504 
 Оренбург Оренбург 6 374 191 220 4 073 8 674 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх