За Красножана

28 декабря 2011 11:39

Подбором нового тренера руководство «Анжи» занималось три месяца. Список кандидатур был, по всей видимости, широк и в большей степени состоял из европейских знаменитостей. Sportbox.ru пытается понять, чем обусловлен сделанный клубом выбор.

Результат

Генеральным критерием качества работы в спорте может быть только результат. Потому с формальной точки зрения ситуация выглядит нестандартно: клуб, мечтающий о мировых вершинах, планирует достичь их с тренером, высшим достижением которого является шестое место в чемпионате России. Хотя упрощённая трактовка, конечно, тут едва ли уместна.

Стоит вспомнить, что фамилия Красножана и стала когда-то известна широкой публике благодаря результату. Если быть точным, случилось это шесть лет назад: в 2005-м нальчикский «Спартак», не имевший ни соответствующего ресурса, ни такой цели, добыл путёвку в премьер-лигу. Ситуаций, когда задача поставлена, но не решена, в футболе пруд пруди. А вот таких историй, чтобы задача руководством не ставилась, но командой решалась, кроме этой что-то не припоминается. Амбиции и класс никому не ведомого тогда тренера и стали основой нальчикского феномена.

А в премьер-лиге для южного «Спартака» высоким могло считаться любое место, за исключением последнего. Потому что по объективным возможностям, в первую очередь финансовым, это самый скромный клуб чемпионата России. На грани вылета нальчане балансировали лишь однажды – в свой второй сезон в РФПЛ. В остальном же выглядели благополучными середняками, а в прошлом году едва не зацепились за зону еврокубков. С самым скудным, не грех повторить, бюджетом.

Махачкалинцам, разумеется, нужны результаты иного порядка. Не всякий тренер, умеющий выживать, способен с тем же успехом брать титулы. О работе Красножана на топ-уровне можно судить только по пяти месяцам в «Локомотиве». Накануне майского матча с «Анжи», ставшего для Красножана последним во главе железнодорожников, они шли в таблице вторыми – неплохой показатель для команды, в последний раз попадавшей на пьедестал пять лет назад. То есть тренер подтвердил своё умение давать результат и в новой обстановке, причём сразу, как говорится, с колёс, что для «Анжи», наверное, тоже важно. Хотя основным в выборе клуба видится, конечно, не сиюминутный резон.

Перспектива

Насколько можно понять, по образу мышления Сулейман Керимов стратег. Свои миллиарды он в основном сделал на биржевых операциях, где удача невозможна без умения безошибочно считать ходы. В деловой аналитике устоялось мнение о том, что его финансовый успех основан на инвестициях в активы, обладающие заметным потенциалом роста. В принципе найм Красножана – ровно то же самое.

По-своему показателен период действия контракта нового тренера «Анжи» – пять лет. Длинные соглашения клубы обычно заключают с ключевыми футболистами, а вот тренеров на такие сроки подписывают редко. Для сравнения: в «Локомотиве» у Красножана был двухлетний контракт, а в Нальчике он вообще обычно переподписывал договор ежегодно. Хозяину «Анжи» нужен тренер на годы. Тот же умозрительный Хиддинк, который в общественном сознании выглядел заочным конкурентом нальчанина, сегодня едва ли готов к продолжительной клубной работе.

Линия профессиональной жизни Красножана явно идёт по восходящей. «Анжи» тоже намерен расти. А потому альянс перспективного клуба с перспективным тренером выглядит вполне естественно.

Россия

Уже приходилось говорить, что темпы дальнейшего роста «Анжи» сегодня во многом зависят от возможностей развития российской части состава. С финансовыми возможностями Керимова покупка качественных зарубежных мастеров проблемой не является. Но им в любом случае отводится на поле лишь шесть позиций, пять других должны быть российскими. А в ментальном плане россиянам вообще надлежит быть опорой, потому что команда, основанная на легионерах, устойчивым образованием быть не может. Красножан нужен «Анжи» и как хороший, возможно, лучший в стране знаток отечественного футбольного ресурса, в изучении которого тренеру очень помогла вторая сборная России.

Существенно и то, что Красножан свой человек на Кавказе. Он вообще представляется персоной в некотором роде уникальной: публика относится к нему одинаково уважительно в любой части страны. То есть это ещё и фигура общественного компромисса, что, пожалуй, немаловажно для «Анжи» с точки зрения имиджа.

Звучат сомнения в том, сумеет ли Красножан стать авторитетом для импортных звёзд «Анжи». С одной стороны, с виртуозами калибра Роберто Карлоса и Самюэля Это’О он прежде действительно дел не имел. С другой стороны, со всеми прочими футболистами находить общий язык ему удавалось. Специфика этого тренера состоит в том, что он каждый год работал с новой – если и не абсолютно, то в значительной степени – по составу командой. Количество игроков, с которыми ему пришлось выстраивать взаимоотношения, особенно с учётом легендарных селекционных сборов Нальчика, не поддаётся даже приблизительному подсчёту. И никто из них не сказал о нём дурного слова.

Мода

Мода на тренеров, наверное, тоже существует. Так, пару лет назад главным лотом на ярмарке футбольного тщеславия выглядел Миодраг Божович. До него фаворитами общественного мнения были Андрей Кобелев, Леонид Слуцкий, ещё раньше Сергей Юран, Рашид Рахимов, Сергей Оборин. В последнее время хитом отечественной тренерской биржи был как раз Красножан. Так что и с этой точки зрения новый союз выглядит вполне логично: самый модный клуб взял на работу самого модного тренера.

Мода, как ей и положено, конечно, сменится. Но помимо сиюминутной популярности за Красножаном, кажется, есть что-то ещё.

Андрей Колесников, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 26 828 107 315 39 545 14 112 
 Краснодар Краснодар 18 616 55 850 26 854 2 142 
 Спартак М Спартак М 17 065 68 263 18 558 15 573 
 Рубин Рубин 13 072 52 289 18 024 8 120 
 Балтика Балтика 15 914 63 656 16 731 15 641 
 Динамо М Динамо М 18 747 56 243 15 396 25 451 
 Локомотив Локомотив 14 599 58 399 14 955 14 244 
 ЦСКА ЦСКА 18 279 73 116 11 283 25 275 
 Крылья Советов Крылья Советов 10 121 40 486 10 449 9 793 
 Акрон Акрон 7 913 31 654 9 674 6 153 
 Ростов Ростов 20 171 60 513 9 577 25 468 
 Динамо Мх Динамо Мх 8 887 35 550 6 532 11 242 
 Оренбург Оренбург 9 654 28 964 6 116 16 731 
 Сочи Сочи 8 907 26 723 6 029 10 347 
 Ахмат Ахмат 6 683 26 734 4 597 8 769 
 Пари НН Пари НН 3 869 11 609 1 187 9 235 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2025.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх