Германия. Футбол как национальная идея

22 января 2014 17:44

Обсуждая вступивший на днях в силу так называемый «Закон о болельщиках», Sportbox.ru обращается к международному опыту и, конечно, не может пройти мимо страны, которая в Европе лидирует по посещаемости своих стадионов.

Германия по итогам последних пяти лет уверенно держит первое место в Европе по количеству зрителей на стадионах: в среднем матч бундеслиги посещает 45403 зрителя. Отметим, что вторая бундеслига занимает почетное восьмое место в Старом Свете (15842). Российская премьер-лига в списке лишь десятая — 12575 зрителя в среднем за матч.

Так в чем же секрет популярности немецкого футбола? Причин — множество, и важны они в комплексе. Выделим самые главные.

Массовость

Для того чтобы люди ходили на футбол, нужно, чтобы они его любили. Для того чтобы люди любили футбол, нужно, чтобы они его понимали. А для этого необходимо, чтобы люди в футбол играли.

Так вот, в Германии членами футбольного союза являются 6,6 миллиона человек. В стране зарегистрировано 26 тысяч футбольных клубов, в которые входят 170 тысяч команд разных возрастов. Каждые выходные в официальных футбольных матчах разного уровня участвуют 80 тысяч профессиональных, полупрофессиональных и любительских команд, а количество зрителей просто не поддается исчислению. Членами официально зарегистрированной футбольной команды являются более 2 миллионов жителей Германии. То есть каждый 40-й житель страны.

Естественно, что даже завершив профессиональную или любительскую карьеру, люди остаются в футболе, любят его и разбираются в нем. Они идут на стадион именно смотреть игру, а не хулиганить на трибунах, как это зачастую бывает у нас. Персонажей, стоящих спиной к полю и выкрикивающих непотребные лозунги, там не поймут. Футбол в Германии — народная игра и гордость. Им живут, им болеют, им наслаждаются.

Честность

Продолжение первого пункта, но чуть под другим углом. Популяризация футбола как спорта, огромное количество полей и спортклубов, грамотная политика в отношении детского футбола дают стране постоянный приток квалифицированных игроков разного уровня. Это создает высочайшую конкуренцию в профессиональных клубах и гарантирует высокий конкурентный уровень. Даже если мастерства игрокам низших лиг не хватает, они компенсируют это самоотдачей и желанием. А искренний, самоотверженный и непредсказуемый футбол всегда приятен глазу.

Сопричастность

Практически все клубы в Германии принадлежат самим болельщикам. В профессиональном футболе действует правило «50+1» , когда более половины акций должны принадлежать самому клубу, что гарантирует его от произвола спонсоров и владельцев крупных пакетов акций. Даже «Бавария» живет по таким законам: 80% акций принадлежат членам клуба, коих насчитывается 233 тысячи, а крупнейшие акционеры клуба — «Ауди» и «Адидас» — имеют лишь по 10% акций. Исключения в бундеслиге есть, но их всего несколько: «Вольфсбург» (принадлежит концерну «Фольсваген»), «Хоффенхайм» (частный владелец Дитмар Хопп).

Такая форма собственности дает возможность каждому члену клуба быть сопричастным к судьбе любимой команды. Он болеет за свою личную команду, а не клуб какого-то постороннего дяди. И обратная связь в немецких клубах очень сильна: болельщики не стесняются спорить с некоторыми решениями руководства и считают, что к ним должны прислушиваться. Вспомните, например, недовольство мюнхенских фанатов появлением в их команде менхенгладбахца Мануэля Нойера. Или прошлогодний ультиматум фанатов «Ганновера», адресованный президенту клуба.

Стадионы и организация

От этого не уйти. В Германии матч местной профессиональной команды — праздник для всего города. Это ритуал, действо, главное событие недели. К нему готовятся заранее: перед стадионом появляются передвижные ларьки с пивом и сосисками, где болельщики собираются за несколько часов до матча; зрители обсуждают предстоящую игру, а заодно пополняют кассу клуба.

По словам руководителя департамента международного маркетинга «Баварии» Андреаса Кюфнера, каждый посетитель «Альянс-Арены» оставляет там за вечер 7 евро, не считая стоимости билета. А вместимость стадиона — 71 тысяча, и он всегда полон. Неудивительно, что клуб только на стадионе заработал в 2013 году 150 миллионов евро.

На немецких стадионах почти нет полиции, там все просто, но удобно и комфортно. Можно смело приходить с детьми — во всяком случае, на боковые трибуны. За воротами тоже безопасно, хотя услышать можно много неожиданного. Но противозаконного — почти никогда. Наказания жесткие: штраф, дисциплинарный арест или лишение права посещать стадион. А это самое страшное наказание для любого фаната…

Георгий Олтаржевский, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2025.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх