VAR в России: Как дорого? Сколько камер? Будет ли в следующем сезоне? Есть ли кто против?

Ульяна Аксёнова 05 апреля 2019 08:26

В полуфинале Кубка России случилась эпохальная история — в России дебютировали видеоповторы. Ниже ответы на некоторые из важных вопросов.

3 апреля в России впервые использовали систему видеопомощи арбитрам (VAR) — разрешение ФИФА дала РФС лишь накануне, 2 апреля. 

В полуфинале Олимп — Кубка России «Урал» — «Арсенал» (1:0) главный судья Алексей Еськов после просмотра видеоповтора показал прямую красную карточку полузащитнику екатеринбуржцев Петрюсу Бумалю за удар локтем соперника. Отметим, что сначала Еськов предъявил хавбеку желтую карточку.

На игре «Урал» — «Арсенал» в качестве главного видеоассистента работал Михаил Вилков.

Урал - Арсенал. Удаление Бумаля. Первый случай использования системы VAR в России

В этот же день в другом полуфинальном матче турнира VAR воспользовался арбитр Кирилл Левников, назначивший после просмотра видео пенальти в ворота «Локо». Его реализовал Ивелин Попов.

Локомотив - Ростов. 1:2. Ивелин Попов забивает с пенальти после VAR


4 апреля в Доме футбола состоялась пресс-конференция, посвященная дебюту видеосистемы в российских турнирах. Докладывал и отвечал на вопросы руководитель проекта VAR в России Леонид Калошин.

Леонид Калошин / Фото: © РФС

Как в России наконец-то появился VAR?

— За день до полуфиналов шансы на то, что мы получим добро от ФИФА и сможем использовать эту систему, были 50 на 50. Но ситуация разрешилась в нашу пользу. Это были не тестовые матчи, решалась реальная судьба команд в Кубке. Сложностей возникло много, требовалось со всех точек зрения все настроить, чем мы и занимались. Провели почти сутки без сна. Довольны тем, как все прошло.

— Что касается финансирования, выделенного на 9 матчей, то оно со стороны РФС, а не от клубов или лиги. Пока так, а как будет дальше? Надо, чтобы клубы определись. Есть три параметра: быстро, дешево и качественно. Соблюсти все невозможно, придется выбрать два из трех. Быстро и дешево — значит, не качественно. Быстро и качественно — не дешево. VAR — глобальный проект, которого до этого не было в истории футбола. Это не просто судейство.

Уточним: за чем именно следят видеоассистенты?

— Они проверяют все, что связанно с голами, с пенальти, ситуации с прямыми красными карточками и помогают в идентификации игрока, получающего желтую. По этим четырем параметрам видеоассистенты работают. Это ключевые вещи, которые влияют на исход матча.

Мы планируем использовать VAR на ответных полуфиналах и в финале Кубка. Еще на стыковых играх между лигами. Но мы подаем заявку на каждый отдельный матч.

Я был на «Локо» — «Ростов». Общался с ребятами и до, и после встречи. Самый опытный наш специалист по работе с VAR — Сергей Карасев, он готовился к ЧМ на протяжении долгого времени, но в качестве именно видеоассистента никогда не работал. Волнение присутствовало у всех, но справились они очень достойно.

В матче «Локо» арбитр Левников долго смотрел эпизод с пенальти. Есть какие-то дедлайны?

Кирилл Левников / Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков

— Нет. Даже в протоколе для VAR, который разрабатывал ФИФА с марта 2016 года, сказано, что точность важнее, чем время. Тут многое зависит и от характера человека: есть более подвижные, а есть более рассудительные. Никакого временного давления нет, но каждый хочет, чтобы это заняло меньше времени. Хорошо, что вчера никто не поддался желанию сделать работу быстрее, предпочли точность.

Что касается эпизода в матче с участием «Локо», то будем это исправлять. Не думаю, что появится много сложностей в решении данного вопроса. На тренировках мы во многих эпизодах действовали побыстрее. Это был первый боевой опыт. Я бы оценил это как «плохо», если бы мы не первый раз использовали VAR. Если это единственный аспект, над которым нам следует работать, то супер.

На ЧМ на каждом матче работало 35 камер. Сколько будет у нас?

— В обеих полуфиналах работало не более 12 камер, направленных на поле. Еще на матче в Москве было 2 дополнительных камеры на линии ворот. На любую игру основной вещатель составляет план, это его прерогатива. Мы собираемся общаться с вещателем по поводу расстановки камер и их количества на каждый матч.

Возможно ли в теории, чтобы журналистов допустили в VAR-комнату? А можно ли сесть на скамейку запасных во время матча? А выйти на поле? Тут то же самое. Есть строгий регламент, который мы должны соблюдать. К сожалению для вас, это невозможно.

Как клубы РПЛ относятся к внедрению VAR?

— Есть централизованная VAR-комната — это одна модель. Но есть и вторая, децентрализованная, когда оборудование располагается, например, в фургоне. То есть технику не прибивают гвоздями к какому-то конкретному стадиону.

Клубы считают, что эксплуатация обходится дороговато (по некоторым данным, на одном стадионе порядка 100 тысяч евро в год. — «Матч ТВ»).

Да, можно платить за децентрализованный метод, так продлится один сезон или пять лет, но в итоге жизнь заставит сделать выбор в пользу VAR-комнаты. Выяснится, что такой путь дороже, чем если бы мы сразу отдали предпочтение централизованной системе. Кто будет платить? Это уже вопрос переговоров. В конце прошлого года мы направляли в РПЛ письмо, где говорили, что предлагаем лиге и клубам взять на себя расходы на технологическую часть. Но эта часть обширна.

Общая стоимость VAR: меньше 600 млн рублей

— Есть общий бюджет на 7 месяцев: с 1 декабря с 2018 года по 30 июня 2019-го. В него входят все затраты, включая исследование стадионов на предмет возможности на них использовать VAR, подготовку специалистов не только на эти 9 матчей, но и на возможные игры следующего сезона, и так далее.

Какова вся сумма? Ее я назвать не могу. В СМИ говорили, что на работу VAR в следующем сезоне понадобится 600 миллионов рублей. Во-первых, цифра поменьше, а во-вторых, в нее входят и все налоги.

Будет ли VAR в следующем сезоне РПЛ?

— Я не говорил, что система будет работать и в следующем сезоне. VAR приходит туда, где есть соответствующие ресурсы и финансирование. Ситуация на следующий сезон, мягко говоря, в подвешенном состоянии.

Есть ли дедлайн в принятии решения по этому вопросу? Нет. Но поезд с каждым днем уходит все дальше и дальше. Есть клубы, которые против, но подавляющее большинство — за. VAR — это не просто судейство, но и организация соревнований вообще.

Посмотрите, сколько вчера дополнительного внимания было приковано к Кубку. Больше, чем к полуфиналам такого турнира обычно. Мы говорим, как повысить посещаемость и зрелищность, VAR уже это делает.

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 964 527 155 28 321 15 607 
 Краснодар Краснодар 17 829 427 908 23 633 12 025 
 Спартак М Спартак М 17 714 425 150 14 128 21 300 
 Ростов Ростов 11 362 272 703 13 003 9 423 
 Факел Факел 10 202 244 867 11 503 9 102 
 Балтика Балтика 9 037 216 890 10 419 7 654 
 Динамо М Динамо М 10 066 241 593 10 088 10 044 
 Урал Урал 9 005 216 131 9 623 8 387 
 ЦСКА ЦСКА 11 390 273 364 9 074 13 706 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 213 221 112 8 370 10 055 
 Локомотив Локомотив 10 527 252 656 8 199 13 278 
 Пари НН Пари НН 8 313 199 531 7 206 9 421 
 Рубин Рубин 7 677 184 270 7 123 8 232 
 Сочи Сочи 7 379 177 099 4 841 9 917 
 Ахмат Ахмат 6 495 155 901 4 729 8 262 
 Оренбург Оренбург 6 229 149 496 3 636 8 422 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх