Биатлонист Игорь Малиновский: «Об авиации не думаю, моя цель - олимпийская медаль»

Артем Мельников 06 сентября 2019 19:50

Российский биатлонист Игорь Малиновский на юниорском уровне выиграл все, что только можно, обогнав по количеству наград Шипулина и Логинова. В этом сезоне Игорю предстоит доказывать свою состоятельность на взрослом уровне. Sportbox.ru поговорил с талантливым спортсменом об ожиданиях перед сезоном, о конкуренции с опытными биатлонистами, а также затронул любимую тему Малиновского – авиацию.

- Вы завоевали две бронзы на юниорском чемпионате мира по летнему биатлону, который проходил в конце августа. Хороший результат?

- Неплохой. Меня специально не подводили к этим стартам. Рассматривал этот турнир как проходящий. Он мне был нужен для закрепления практических навыков. Сейчас главное - как можно больше соревноваться, чтобы еще лучше подготовиться к сезону.

- То есть даже если бы этих двух бронз не было, не расстроились бы?

- Понятно, что всегда хочется побеждать. Отчасти, может быть, и расстроился. Но не сильно.

Игорь Малиновский / Фото: © РИА Новости / Александр Вильф

- Что дальше?

- В конце сентября побегу еще на чемпионате России по летнему биатлону. Уже примерно будет понятно, в какой форме нахожусь. А затем отборочные старты в ноябре.

- Сейчас вы тренируетесь в составе резервной сборной России. Это нормально?

- Конечно! Все равно основа занимается вместе с группой Б, так что больших различий в подготовке нет. Немного отличаются нагрузки и уровень тренировок, но все равно мы работаем как единый коллектив, так что не вижу большой разницы между составами.

- Сборы пока проходят без эксцессов?

- Всякие бывают ситуации. Мы тренировались в горах на лыжероллерах. В этот день опустился густой туман. Видимость была не больше полуметра. А ехать надо, в том числе на спуск. Было реально страшно. Хорошо, что никто не пострадал.

- С вами на сборах тренировался Денис Спицов. Вы даже давали ему пострелять. Как вам идея пригласить лыжников в биатлон?

- Из моей винтовки Денис пару раз даже попал. Но мне кажется, эта идея обречена на провал. Если кто-то думает, что так просто научить лыжника стрелять, то ошибается. Плюс у нас абсолютно разная подготовка. В первый год лыжник будет бежать как лыжник. Во второй – как биатлонист. А научится ли он стрелять как биатлонист за два года? Каждый должен заниматься своим делом.

- В прошлом сезоне вас попробовали протестировать на взрослом уровне, но «выстрелить» не получилось. Вы сказали, что была провалена подготовка. Даже грозились, что будете в следующем сезоне тренироваться с регионом. Тренеры учли ваши замечания?

- Не буду брать свои слова назад. До сих пор уверен, что просто не так, как надо, подготовился к стартам. Сейчас на сборах общаюсь с тренером, корректируем какие-то моменты. Наставник нас слышит, чувствуется обратная связь. Изменения в тренировочном процессе произошли значительные. В этом сезоне все будет по-другому. На мой взгляд, прошлым летом тренеры не дали необходимой мне нагрузки. Сейчас дают чуть больше, но все равно, мне кажется, недостаточно. Но наставникам виднее. Посмотрим.

- Главный тренер сборной России по биатлону Анатолий Хованцев говорил, что вас и Андрея Вьюхина приходиться сдерживать на тренировках. Что это значит?

- Бывали случаи, что он буквально останавливал нас и говорил: «Пора домой!». Нам бы хотелось выполнять тот же объем нагрузок, какой делают взрослые. Мы очень хотим работать на максимуме, чтобы показывать хорошие результаты.

- Вы говорили, что хотите тренироваться с регионом. Почему в итоге поехали в сборную?

- Вы меня неправильно поняли. Думал, что из-за плохого сезона меня отцепят от национальной команды, скажут ехать в регион. Конечно, как и любой спортсмен, мечтал готовиться к сезону в составе сборной России.

«Прошлый сезон меня закалил»

- Наверное, психологически стали сильнее после прошлого неудачного сезона?

- Согласен с вами. В первую очередь удалось натренировать характер, появился стержень. Однозначно тот год меня закалил, а не разбил, иначе меня бы сегодня не было в сборной. Во взрослом биатлоне ты принадлежишь сам себе. Когда остаешься наедине с собой, много думаешь, анализируешь. После этого прикупил несколько книжек по психологии. Часто обсуждаю разные моменты с личным тренером. От авиационной литературы, которой у меня было очень много, перешел к спортивной. Пока не могу сказать, сильно ли все это мне помогает. Посмотрим.

- Этот сезон будет отличаться от предыдущего?

- Я бы не назвал его определяющим. Но давления, безусловно, будет больше, так как теперь меньше прав на ошибку. Но я бы не сказал, что для меня что-то изменилось.

- Ментально вы перешли из статуса юниора в режим взрослого?

- Сложно сказать. Я же выступал еще на юниорском летнем чемпионате мира (смеется).

Малиновский намекнул на завершение спортивной карьеры

- Но вряд ли мы уже от вас увидим эмоциональный пост в соцсетях о завершении карьеры?

- Разные мысли в голове возникают. Хорошо, что помогает поддержка близких. Кстати, папа мне за тот пост всыпал будь здоров. Сказал, чтобы я не делал глупостей, ведь долго шел к успеху. Нельзя все бросить на полпути. Надо приходить в себя. Быстро вправил мне мозги. Помогло.

«Нам сказали, что свой шанс мы точно получим»

- Теперь хотелось бы вместе с вами затронуть главную тему, которую обсуждают болельщики и некоторые эксперты. Например, четырехкратный олимпийский чемпион по биатлону Александр Тихонов считает, что работа с молодежью в прошлом сезоне была полностью провалена, а «старикам» замены нет. Согласны?

- Буду говорить за себя. В целом соглашусь с уважаемым спортсменом. Лично со мной работа была и правда провалена. С другой стороны, прошлый сезон был, скорее, просмотровым, переходным. Поэтому стараюсь не расстраиваться. Все еще впереди. Биатлон - в первую очередь индивидуальный вид спорта, так что все зависит от меня.

Александр Тихонов. Советский биатлонист, четырёхкратный олимпийский чемпион Александр Тихонов во время индивидуальной гонки среди мужчин на чемпионате Европы по биатлону в белорусских Раубичах. / Фото: © РИА Новости / Владимир Песня

- Так вы готовы заменить более опытных спортсменов?

- Судя по прошлому сезону, нет. Видимо, был не настолько силен, чтобы конкурировать со старшими товарищами. Поверьте, я не стесняюсь говорить, как есть. Если начну показывать хорошие результаты, отвечу, что готов.

- То есть болельщики, которые говорят, что в сборной нет ротации, молодым не дают шанса, бегают одни «старики» - не правы?

- Честно, меня то, о чем говорят болельщики, не беспокоит. Понимаю, почему так происходит. Опять же буду говорить за себя. Чтобы составлять конкуренцию опытным партнерам, нужно еще расти и расти. Психологически, физически. Улучшать многие компоненты. Например, сейчас читаю много литературы о том, как улучшить взрывную силу ног. В России огромная конкуренция в биатлоне. Знаю, что многие приводят в пример Себастьяна Самуэльсона, с которым мы соперничали по юниорам. Он уже в 22 года стал олимпийским чемпионом, а я нет. Но в Швеции нет такой конкуренции, как в России. Его взяли в сборную, обкатали один сезон, он набрался опыта, устаканил внутренний стержень и добился результата. На него ничто не давило, так как он понимал, что ему в любом случае дадут второй шанс.

- Почему у нас так нельзя?

- Еще раз повторю. Потому что у нас на одно вакантное место претендуют по 4-5 человек, в Швеции – один-два.

Максим Кугаевский / Фото: © Союз биатлонистов России

- Председатель тренерского совета Союза биатлонистов России Максим Кугаевский, отвечая на похожий вопрос, сказал следующее: «Сейчас в первой сборной России реально много сильных опытных биатлонистов – Александр Логинов, Антон Бабиков, Максим Цветков и другие. Возможно, нет смысла для форсажа молодежи. В России очень сложная система отбора. Она порой «выжимает» спортсменов, и самое главное – не потерять запал и задор, которые нужны на главных международных стартах».

- Про систему полностью согласен. Отборы – один из самых сложных психологических испытаний для молодежи. Давление зашкаливает. Если ты на них провалишься, второго шанса у тебя не будет. С другой стороны, не согласен, что нам уж совсем не дают шанса. Например, в прошлом сезоне была ротация. Так что изменения, хоть и небольшие, но все же есть. Понимаю тренеров - если мы не готовы до конца, почему нас должны брать на международные старты.

- Как должно быть в идеале на ваш взгляд?

- Должен быть тестовый сезон, как это было у Самуэльссона. Тренеры говорят: «Мы тебя возим, бегай спокойно, не волнуйся, показывай, на что способен». Ты набираешься максимального опыта в борьбе с элитными спортсменами, чувствуешь себя увереннее с каждым стартом. Мне бы хотелось, чтобы в команде было два-три места для молодых. В случае неудачи нас бы не отправляли домой, а давали один, два, три шанса. Хотя бы на один сезон. С другой стороны, понимаю взрослых. У них же нет никаких поблажек, почему они должны быть в неравных правах с молодежью. Поэтому нельзя огульно критиковать нашу систему. Нам правда дают шанс себя проявить, вопрос в количестве этих шансов. 

- Как происходит на самом деле?

- Мы, по сути, весь сезон только тренируемся и готовим себя к отборочным стартам. Вроде бы должны подготавливать себя к международным соревнованиям, но по факту вся работа идет на то, чтобы не совершить ошибку на отборе к ЧМ. Если повезет, кто-то сможет поучаствовать в соревнованиях на Кубок IBU. Уже какой-то бонус.

- Разве опытные ребята работают по-другому?

- Отборы проходят все. Просто старшие партнеры чувствуют себя спокойнее. У них чуть больше соревновательной практики. А молодежь готовится как получится.

- Сколько у вас было в прошлом сезоне крупных стартов?

- Меньше, чем пальцев на одной руке. Тоже опыт. Хотя для нормальной подготовки – ни о чем.

- «Старикам» дают второй шанс в случае ошибки?

- Раньше давали. Сейчас времена меняются. Посмотрим, как будет. Нам сказали, что свой шанс мы точно получим.

- Вы, наверное, рады, что юниорский возраст увеличили до 22 лет?

- Лично мне это решение дало свежий глоток воздуха. Год был очень тяжелый, и тут международная федерация биатлона протягивает руку помощи. Но если говорить глобально, я бы оставил возрастной ценз у юниоров до 21 года, а увеличил возраст юношей. Сейчас юноши бегают с 17 до 18 лет, а я бы продлил этот период еще на один год. По себе знаю, что переход из юношей в юниоры происходит очень быстро, потом не успеваешь опомниться, а уже бегаешь по взрослым. Приходится форсировать программу, в итоге выходишь не совсем готовым. Если бы у юношей было чуть больше времени для развития, то они бы переходили в юниоры с более качественной базой, которую бы просто улучшали и совершенствовали. В школе закладывается фундамент спортсмена. Я бы лучше подольше штудировал материал, а потом переходил на другой уровень.

«Летчики, посадившие борт А321 без выпуска шасси на кукурузном поле, – герои!»

- Вы много раз говорили о том, что после окончания карьеры хотите стать летчиком. Защитили диплом в летной академии?

- Да. Правда, пока практические часы не удалось налетать, чтобы окончательно закрыть вопрос. Взял бессрочную отсрочку. Чтобы практику зачли, она должна быть беспрерывной. Сейчас, если приезжаю в Омск, то хожу тренироваться на тренажерах. Либо летаю с папой за штурвалом.

- Вы считаете летчиков, которые посадили пассажирский самолет в кукурузном поле, героями? Или они просто хорошо выполнили свою работу?

- Честно, раньше не знал, что можно без выпуска шасси посадить пассажирский самолет и остаться невредимым. Оказывается можно. Это правда нереальный поступок, достойный максимального уважения. Для нас, учеников летных училищ, они точно герои. Они подали пример многим молодым людям. Повысили престиж профессии. Так как я учусь на вертолетчика, не знаю, как происходит обучение у пилотов самолетов, но нас в училище готовят к таким чрезвычайным ситуациям. Объясняют, как посадить вертолет при отказе двигателя или повреждении рулевого винта. Скорее всего, пилотов самолетов также готовят к таким ситуациям. Но будь на месте командира борта А321 кто-то другой, не факт, что он бы справился. Во время стресса все забывается.

- Задам вам самый популярный вопрос - биатлон или авиация?

- Сейчас точно биатлон. После авиация. Знаю, что в прошлых интервью в моих ответах были сомнения. Сейчас я определился. Хочу добиваться результатов в биатлоне. Мечта – завоевать олимпийскую медаль. Так что об авиации пока не думаю, со спортом бы разобраться. Хорошо, что в училище мне пошли навстречу.

- Вы посвятили завоеванные бронзовые награды юниорского чемпионата мира по летнему биатлону своей сестре. Что случилось?

- 29 августа папа прислал сообщение с фотографией сестры на могиле. Я сначала не понял, что это значит. Позвонил родителям, они сказали, что сестра умерла 21 августа. Папа и мама решили оградить меня от печальных новостей во время чемпионата мира. Восемь дней скрывали от меня… Наверное, так было нужно. Причина смерти не известна.

- Благодарны им, что сообщили вам о трагедии только после ЧМ?

- Это их решение. Не имею права их судить. Они всегда стараются сделать для меня как лучше. Родители понимали, что старты для меня очень важны. Может, и не было бы двух бронзовых наград, если бы узнал о трагедии раньше... 

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2025.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх