56 процентов тренеров в России не учились на тренера. Самая недооцененная проблема русского футбола

12 февраля 2018 00:31

По официальной статистике.

Пропустим абзац, где я буду пытаться небанально расписать, что у ребенка не будет правильного развития без грамотного тренера. Роль детского тренера первостепенна. Это все понимают. Сразу к проблеме.

Чтобы стать лицензированным тренером в России, достаточно получить низшие категория D или С. На самом деле это необязательно, вас могут допустить к работе с детьми и без лицензий, но об этом чуть позже. Стоимость обучения – 7 и 15 тысяч рублей. Много это или мало, каждый решит сам. Однозначно можно сказать про срок обучения – 5 дней (категория D) и 3 недели (категория С). Это мало. На категорию D возьмут учиться со средним образованием, на С – с любым высшим (профильного не требуется).

– На категорию D обучают в регионах, у нас – сразу на С, – отвечают в приемной московского центра. – У вас есть высшее образование? Да? Тогда можете учиться сразу на С. Подобные центры есть в Ярославле, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Воронеже, Омске и Волгограде.

В РФС входит 11 межрегиональных федераций и 81 региональная федерация – они охватывают своей странной сетью всю страну. И при этом существует всего 10 центров обучения и выдачи лицензий тренерам. Эта цифра объясняет, почему с детьми в России половина тренеров работает без лицензии. Кто хочет – тот и работает.

По данным РФС, в России зарегистрировано 11 000 тренеров. Из них 6198 не имеют лицензии – это 56 процентов. Официально. График из Общенациональной стратегии развития футбола в РФ на период до 2030 года:

Тренеры категории D (5 дней) и C (3 недели) не могут считаться высококачественными специалистами, поэтому их в этом графике тоже нужно выделить красным. Если сделать это, то получится, что в России 9947 из 11 000 тренеров не обладают высокой квалификацией. 90,4 процента.

А еще нужно понимать, что далеко не все учтенные РФС тренеры работают. Получили лицензию давно и уже уволились/не смогли трудоустроиться после получения/проходили курсы из интереса и так далее. Если все это учесть, то каким получится процент работающих компетентных тренеров?

– Сравнительные цифры по другим странам показывают, что на сегодняшний день тренеры – самое проблемное направление, достигнуть качественных изменений в котором будет очень непросто и затратно по времени и ресурсам. Количество тренеров в Германии, сертифицированных по B-УЕФА, превышает число российских в 41 раз (21 731 против 528), – выкладка из программы развития футбола в РФ до 2030 года.

Директора и тренеры школ в областях, где нет центров, полагаю, мыслят так: возможности получить лицензию рядом нет, а ехать ради трех недель обучения – нет смысла (и дорого). И так вроде неплохо работается.

– Учился на лицензию С в Москве, – рассказывает выпускник курсов Дмитрий Кортава. – Дают много базы, терминов. Предметы? Анатомия, биомеханика и вроде все. Хорошая вещь, каждый должен пройти эти курсы. Естественно, за три недели из тебя не сделают специалиста, но дают все емко и по делу, советуют правильную литературу, на многое открывают глаза.
Преподают в основном молодые ребята, но это даже хорошо, поскольку большинство из них – практики. Они хорошо знают детский футбол изнутри. На выходе сдается экзамен. Тебе дают задачи, которые нужно реализовать в ходе тренировки, а ты составляешь план занятия и защищаешь его перед комиссией. На следующий день – теория. Экзамен далеко не формальный. Примерно 30-40 процентов его не сдают. После обучения трудоустраивать тебя не будут, но, возможно, помогут рекомендацией, если выделишься. Считаю, что это очень полезно.

После получения категории C и года работы в детско-юношеской школе можно получить категорию B, потом A и, наконец, PRO. Мест, где можно выучиться на эти категории в 10 раз меньше, чем на C и D. Такое место одно. Академия тренерского мастерства находится в Москве при РГУФКСМиТ. Это отлично отражает состояние футбола в России.

Четыре года назад РФС пролоббировал в УЕФА разделение категорий B и A. Теперь можно получить соответствующие категории для работы в профессиональном футболе (B-УЕФА, A-УЕФА) и детско-юношеском (B-РФС юношеская, A-РФС элитный детско-юношеский футбол). Для чего это было сделано, непонятно, учитывая, что в Европе такого разделения нет. На этот и другие вопросы отвечает технический директор РФС и генеральный директор академии тренерского мастерства Андрей Лексаков.

Андрей Лексаков / Фото: © ФК «Крылья Советов»

– Существует два разделения обучения: профессиональные тренеры в системе УЕФА и тренеры детско-юношеского футбола. Мы получили разрешение от УЕФА на это разделение четыре года назад. Это чисто наше введение, сейчас УЕФА будет идти во всех федерациях по этому пути.

Тренеры с лицензиями профессионального футбола не всегда работают успешно в детско-юношеском. Пожелание, прежде всего, шло от наших академий: «Спартак», ЦСКА, «Зенит», «Краснодар», «Динамо» обратились к нам, чтобы мы создали это направление подготовки.

– Вы считаете этот эксперимент успешным?

– Да, поскольку другие страны начали этот вектор в обучении тренеров, скажем так, не то что использовать, но реализовывать.

«На сайте нет информации о стоимости обучения? Вышлю вам табличку»

– Академия тренерского мастерства находится в структуре РФС. Я правильно понимаю?

– Конечно.

– И финансируется на деньги организации?

– Нет, РФС является учредителем, а академия тренерского мастерства финансируется самостоятельно.

– То есть она самоокупаемая? Прибыльная?

– Практически. О прибыльности нельзя говорить, поскольку это процесс обучения.

– Но деньги за обучение берутся.

– Деньги берутся, но они тратятся на обеспечение процесса всем необходимым в соответствии с требованиями. Включены в стоимость стажировки (перелет, гостиница, поля и т. д.), все-все-все тратится на процесс обучения и его совершенствование: методические пособия, учебные фильмы, компьютерные программы…

– На сайте академии нет прейскуранта на обучение. Это секретная информация?

– Нет, она не секретная, просто сейчас она может поменяться. Вы можете ее… По-моему, в открытом доступе она была. Это не секретная информация.

– Однако на сайте ее нет.

– Учтем, но никакого секрета нет. Вышлю вам табличку.

– В стране всего 10 центров. Почему вы не расширяете эту сеть?

– Процесс обучения требует, прежде всего, наличие квалифицированных преподавателей. Во многом это связано именно с неким не то что отсутствием, но нехваткой профессиональных преподавательских кадров. Причем речь не только об области футбола, но и о других смежных науках: физиология, биохимия, биомеханика. Такие преподаватели сосредоточены в университетах, поэтому большинство центров привязано к кафедрам.

– Примеры стран, где в 21 веке футбол встал на ноги – Исландия, Германия, Бельгия – показывают, что там начинали прежде всего с детских тренеров… У нас этот вектор есть?

– Отчасти прослеживается. Четыре года назад мы выделили целое направление подготовки детских тренеров – то, с чего вы начали разговор. Вместе с тем страна очень большая, скажем так, не всегда удается осуществить полноценный контроль над преподавательской деятельностью и тренировочной деятельностью наших специалистов. Не всегда удается. Или в полной мере не удается.

«56 процентов тренеров не имеют лицензии? Страна очень большая»

– Я правильно понимаю, то работать в ДЮСШ может вообще любой, лицензия для этого не нужна?

– Смотря в какой [школе] вы работаете и на каком возрасте. Если вы тренируете команду и участвуете в соревнованиях под эгидой РФС, то вы обязаны иметь ту или иную аттестационную категорию. Ясно, что вы можете работать с мальчиками 2010 года в муниципальной школе какого-то поселка. Но как только вы начнете играть в соревнованиях на область/республику и так далее, то лицензия вам понадобится. Это требования не только РФС, это требования УЕФА, поскольку мы являемся членами тренерской конвенции УЕФА.

– По статистике РФС, 56 процентов тренеров не имеют лицензии. Как такое возможно?

– Опять же говорю на примере. Страна очень большая. Например, в каком-нибудь поселке под Магаданом…

– Даже не в поселке, а в самом Магадане. Там же нет школы тренеров.

– Школы нет, но можно приехать в Омск, Хабаровск или организовать обучение в Магадане.

– Это же недешево – ехать в другой город.

– Тогда обучение силами центров организуется на местах. Определенное количество тренеров должно подать заявку через свою региональную федерацию. Многие, кстати, так и делают для оптимизации средств. Так поступают и клубы. Например, краснодарский центр обучает соискателей лицензий в Грозном, Махачкале, Владикавказе.

«У западных коллег нет такого количества физкультурных вузов»

– Обучение на категорию D занимает 5 дней, C – 3 недели. Этих сроков достаточно, чтобы допустить тренера работать с детьми?

– Это стандартные программы УЕФА, которых мы придерживаемся. Вместе с тем стоит вопрос об увеличении учебных часов. Уже начали с лицензий Pro, A… Скорее всего, в следующем году увеличим количество часов на лицензию C. Здесь подразумевается, что на лицензию С приходят слушатели с высшим образованием физкультурных вузов или педагогических факультетов физвоспитания. Этим мы разительно отличаемся от западных коллег, где нет такого количества физкультурных вузов.

– Физкультурные вузы – да, но ведь это далеко не все. Можно прийти на тренерские курсы с любым образованием.

– Можно, но ведь не все получают лицензию.

– Со стороны кажется, что три недели – формальность. Я не понимаю, как можно стать тренером за этот срок.

– Вы им и не станете, даже получив лицензию PRO и пройдя все ступеньки обучения. Но для начальной ступени получить определенные знания… После получения лицензии С, скорее всего, вам дадут самые младшие группы, и вы начинаете обучаться. Каждые три года вы подтверждаете лицензию. Идете учиться на лицензию B-юношеская, А-элитный уровень в детско-юношеском футболе. Постепенно вы становитесь тренером, например, «Спартака».

– Получается, что ты учишься на детях?

– Необязательно, вам могут дать другой возраст, назначить помощником. Кроме того, не нужно забывать, что на каждой ступеньке есть как вступительные экзамены, так и выпускные.

Когда ввели обязательное обучение на лицензию B-юношеская для тренеров академий и школ РФПЛ и ФНЛ, за первый год за парту село примерно 300 тренеров, из них 60 процентов не получили лицензию. Что касается категорий УЕФА, то она регламентирована профессиональным футболом. Конкурс примерно 1 к 5. То есть поступает 100 заявлений, а берут 20 человек.

– Мы хотим, чтобы у нас было больше квалифицированных тренеров, соответственно мы заинтересованы принять на обучение как можно больше тренеров. Зачем отсеивать четыре пятых?

– Невозможно одновременно учить сто человек. Также тренеры должны учитывать, что где они собираются работать – в детско-юношеском футболе или профессиональном.

«Когда говорят о бесплатности, говорят о халяве»

– Вам не кажется необходимым под чемпионат мира запустить программу, выделить финансирование, чтобы открыть больше центров в регионах и сделать обучение бесплатным?

– У нас и так одни из самых дешевых курсов среди европейских стран.

– Вы сравниваете с европейскими странами. Какой уровень жизни здесь и там.

– Смотря что и с чем сравнивать. Это дискуссионный момент. На Западе все платят сами, причем очень приличные деньги, а у нас школы зачастую платят за тренеров. Я считаю, что когда вы платите сами, то более ответственно подходите к процессу обучения, а не когда за вас платит дядя.

– И все-таки. 15 тысяч – приличные деньги.

– Мы держим эту планку определенное количество лет. Речь идет о том, чтобы выделить несколько сегментов – массовый футбол, детско-юношеский, профессиональный… Для подготовки высококвалифицированных футболистов тренеров достаточно. Для массовости… Мы думаем ввести дистанционное обучение, сделать его доступным в любой точке нашей страны. Попытаемся реализовать в этом году, но все равно для практического экзамена нужно будет приезжать в центр, либо организовываться в группу и ждать приезда преподавателя.

– Вам не кажется, что бесплатное обучение на тренера привело бы к буму футбола?

– Обучение бесплатным не бывает. Знаете, когда говорят о бесплатности, говорят о халяве. Халява в нашей ментальности жила, живет и будет жить, поэтому этого надо избежать.

– Да, но почему бы не использовать эту ментальность в хороших целях?

– И сейчас есть бум. Тренеры идут на курсы, все центры обучают тренеров в достаточном количестве. Просто в силу масштабов страны это сложно контролировать.

– Тем не менее, программа развития футбола считает иначе. Там нехватка квалифицированных тренеров называется одной из главных проблем и самой болезненной.

– В Германии тоже не хватает тренеров. Вот я был в Германии – там не хватает тренеров. В Испании, Италии тоже не хватает. У них такая же сеть, такая же система обучения, но расстояния другие. 

РФС официально разрешил не платить детским тренерам. Деньги нужно выбивать через Швейцарию

«ЦСКА за Головина никак не отблагодарил». Как выживают тренеры в Кемеровской области

«Я не могу молчать». Куда пропадают выпускники футбольных школ

По заветам Ильича. Каким будет (или не будет) русский футбол в 2030 году?

«Когда-нибудь закончится эра непонятных легионеров». Как и зачем «Локомотив» создал фарм-клуб

«Если заметим талантливого парня из России, пригласим в Лиссабон». Репортаж из лучшей академии мира

Комментарии Вконтакте Вконтакте Facebook Facebook
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2018.
Для лиц старше 16 лет

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Гранов Д.И.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх