Поле чудес в стране дураков

Обычно закрытая для посторонних глаз и ушей финансовая тема медленно, но уверенно выходит на первый план: российские футбольные клубы поставлены перед необходимостью структурировать бюджеты.

Причина на поверхности: ослабление рубля к мировым валютам, доллару и евро, провоцирует раздувание основной расходной статьи, связанной с выполнением контрактных обязательств. Как бы ни секретили клубы эту сторону своей насыщенной жизни, главное-то не скроешь: значительная доля личных контрактов футболистов и тренеров РФПЛ заключается именно в валюте, которую принято считать твердой.

В последнее время она, подлая, затвердела настолько, что клубные бухгалтерии хватаются за головы: прямые расходы выросли фактически на треть, тогда как доходная часть, и без того скромная, в лучшем случае заморожена. Каждый евро или доллар, прописанный в контрактах, требует теперь повышенного рублевого обеспечения, а права печатать рубли у клубов, к их огромному сожаления, пока нет.

Умничать на эту тему можно бесконечно долго (чем околофутбольная общественность обычно и занимается), но ведь никуда от нее не уйти. Тем более что и сами клубы уже публично выразили озабоченность — по крайней мере, некоторые из них. Леонид Федун, например, председатель совета директоров и основной владелец «Спартака», который считает, что «расходы как минимум пяти клубов премьер-лиги вырастут в полтора раза» (пяти самых богатых, стоит уточнить, самых и без того щедрых, которые на контрактах не особо экономят). Или гендиректор ЦСКА Роман Бабаев, который как раз умеет считать деньги (и ЦСКА, и Бабаев).

У «рублевых» клубов другие трудности: на них начинают давить моральные обязательства, потому что вместе с рублем падает и уровень жизни футболистов, которые ни в чем не привыкли себе отказывать. Хотя, например, гендиректор «Уфы» Шамиль Газизов не видит причин для паники: «В нашем клубе все зарплаты исчисляются в рублях, и не по текущему курсу, а по тому, который был на момент заключения контракта. Клуб в такой ситуации не страдает, а в определенном смысле страдают игроки. Но у нас нет разницы между российскими игроками и иностранцами, все получают свои деньги в рублях»…

***

Стоит вспомнить, что пять лет назад, на пике мирового финансового кризиса, гром уже гремел, а мужики крестились.

Валерий Карпин, управлявший тогда финансами «Спартака», уверял, что трудности клуба не коснулись благодаря президенту Федуну. Тот же Роман Бабаев сетовал на дополнительные проблемы, связанные с привлечением спонсоров, которые «думают не о рекламе, а о том, как устоять на ногах».

Зато президент «Амкара» Валерий Чупраков, например, был олимпийски спокоен, потому что «…у „Амкара“ никогда не было большого бюджета, и нам не привыкать жить в условиях экономии. Мы строго следим за расходами и сокращаем затраты в тех отраслях, где они не нужны, чтобы команда была в более выигрышном положении. Можно говорить о снижении трансферной активности и более тщательной селекции. Грамотное управление и правильное расходование средств поможет нам достойно завершить сезон»…

***

С точки зрения циника кризис-2014 к футболу России не должен иметь никакого отношения.

У богатых («Спартак», «Динамо», «Краснодар») денег куры не клюют, придатки монополий («Зенит», «Локомотив») решат вопросы с хозяевами, которые в них души не чают, рачительные (ЦСКА) напрягутся, но виду не покажут, бюджетники («Терек», «Рубин») договорятся с местными властями… Ну и остальные как-нибудь выгребут, тем более что бюджеты на 2015-й финансовый как раз сейчас, в ноябре, и верстаются. В этом смысле клубам повезло, конечно, — есть простор и время для маневра; если бы петух клюнул где-нибудь в апреле-мае, когда бюджеты уже давно в ротации, проблем было бы в разы больше.

С точки же зрения здравого смысла новый уровень проблем должен, просто обязан спровоцировать и новый уровень их оценки, их понимания: в какой системе координат пытается развиваться футбол России?

Нужно плотно, уже в совершенно реальном контексте, задуматься о наступлении эры финансового fair play. О сильно перегретом рынке и неумеренных аппетитах его участников. Об оздоровительном эффекте «потолка зарплат», особенно для молодых игроков, которые, едва научившись завязывать шнурки на бутсах, хотят всего и сразу. О том, что в футбол играют все же не деньги, а люди, и миллионные контракты — уж точно не гарантия успеха.

О том, в конце концов, что футбол — не государство в государстве со своими правилами жизни, эксклюзивной моралью и персональной экономикой, а всего лишь игра для народа, которую он, народ, в сущности, и финансирует.

Самое подходящее время для перезагрузки. Жизнь заставляет.

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 607 540 192 27 146 15 607 
 Краснодар Краснодар 17 703 442 591 22 945 12 025 
 Спартак М Спартак М 17 714 425 150 14 128 21 300 
 Ростов Ростов 11 362 272 703 13 003 9 423 
 Факел Факел 10 202 244 867 11 503 9 102 
 Балтика Балтика 9 262 231 573 10 419 8 194 
 Динамо М Динамо М 9 800 245 000 10 088 9 533 
 Урал Урал 9 005 216 131 9 623 8 387 
 ЦСКА ЦСКА 11 390 273 364 9 074 13 706 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 213 221 112 8 370 10 055 
 Локомотив Локомотив 10 369 259 247 8 199 12 721 
 Пари НН Пари НН 8 244 206 122 7 158 9 421 
 Рубин Рубин 7 892 197 307 7 123 8 601 
 Сочи Сочи 7 379 177 099 4 841 9 917 
 Ахмат Ахмат 6 495 155 901 4 729 8 262 
 Оренбург Оренбург 6 116 152 903 3 617 8 422 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх