«Шейх Сити»

02 августа 2010 18:42

«Манчестер Сити» — главный ньюсмейкер летнего трасферного окна в Европе. «Горожане» уже потратили на усиление состава порядка 85 миллионов фунтов. Владелец клуба шейх Мансур хочет, чтобы в этом сезоне команда вошла в число грандов английского футбола. Обозреватель Sportbox.ru пытается найти логику в странных действиях арабского миллиардера.

«Звездная болезнь»

До закрытия трансферного окна в Европе еще месяц, а «Манчестер Сити» уже успел потратить 85 миллионов фунтов на покупку новых футболистов: Джером Боатенг, Давид Сильва, Яя Туре и Александр Коларова. Четыре игрока обошлись «горожанам» в астрономическую сумму. На этом «Сити» останавливаться не собирается, а намерен приобрести строптивого итальянца Марио Балотелли и не только. Принцип «горожан» очень прост — заполучить всевозможных звезд первой величины независимо от их трансферной стоимости. Главное, чтобы тот или иной футболист дал согласие на переход.

В 2008 году, когда шейх из Абу-Даби Мансур бин Зайед аль-Нахьян приобрел «Манчестер Сити», он поставил задачу в кратчайшие сроки войти в число топ-клубов Старого света: «Чтобы одолеть такие команды, как „Челси“ и „Барселона“, „Манчестер Сити“ необходимо приобрести минимум 22 звезды первой величины. Деньги — не проблема. Главное, чтобы в моей команде на каждой позиции играл топ-футболист, а клуб за короткое время стал ведущим в Европе». Это чистая утопия. Шейху, наверное, не объяснили, что звезда первой величины, не имея регулярного места в стартовом составе, через некоторые время лишается своего статуса и просит отпустить его в другую команду.

У людей, имеющих хотя бы отдаленное представление о футболе и футбольном управлении, слова владельца Abu Dhabi United Group, чье состоянии составляет порядка 17 миллиардов фунтов, вызывает улыбку. Может возникнуть логичный вопрос: «Неужели печальный опыт Флорентино Переса и других ничему его не учит»? А кто-то обвинит шейха в отсутствии интеллекта, понимании элементарных вещей и других смертных грехах. На самом деле проблемы лежат в другой области.

Спортивный менеджмент по-арабски

Речь идет о кардинальном различии между европейской и арабской культурой управления. И не только в области спорта. Назвать Объединенные Арабские Эмираты неразвитой и отсталой страной никак нельзя. В ОАЭ очень высокий уровень жизни, развитая инфраструктура, отличные условия для проведения отдыха, фантастические небоскребы, шикарные гостиницы, первоклассные аэропорты и финансовые центры. Благодаря чему местное правительство добилось столь впечатляющих успехов? За счет продажи нефти и газа. Задача правительства ОАЭ — правильно использовать прибыль от реализации энергоносителей. А когда денег слишком много, то не жалко раскошелиться на различные забавы.

Практически во всех богатых странах Персидского залива спорт — элементарное развлечение местных богачей, не думающих ни о какой рентабельности. Сам шейх Мансур — большой любитель спорта. Он с детства привык к роскоши и хочет иметь роскошную футбольную команду в Европе. Помимо «Манчестер Сити», миллиардер владеет спортивным клубом «Аль-Джазира», а также патронирует конный спорт в ОАЭ. В его понимании, если взять и как каркас насадить арабскую модель управления на английский клуб, то никаких проблем не будет.

Но в последние 20 лет европейский футбол развивался совершенно по иным принципам. С начала 90-х годов, когда в Старом Свете начался процесс коммерциализации футбола, перед менеджерами встала задача совместить спортивную, бизнес и развлекательную составляющие. При этом без построения успешной бизнес-модели создать эффективный футбольный клуб невозможно. В мире не найдется столько шейхов, желающих покрыть расходы команд из ведущих европейских чемпионатов. Каждому клубу приходится зарабатывать. Тому же «Реалу», который под руководством Переса тратит на трансферы громадные деньги, не приходится рассчитывать на помощь богатого владельца.

«Челси» Абрамовича как пример для подражания

Когда Роман Абармович только приобрел «Челси», он поначалу также вкладывал в клуб громадные деньги. Однако российский предприниматель быстро освоил азы спортивного менеджмента и назначил на нужные посты компетентных людей. Спортивным директором стал Питер Кеньон, сделавший «Манчестер Юнайтед» самым коммерчески успешным клубом мира, а главным тренером — Жозе Моуринью. Абрамовичу лишь оставалось выделять средства на покупку тех игроков, которые нужны наставнику команды. В последнее время олигарх поставил во главу угла рационализм и осознал, что постепенно нужно двигаться к самоокупаемости. Результат налицо. Теперь в «Челси» о неоправданных расходах даже не помышляют.

Можно ли сказать, что все происходящее в «Манчестер Сити» — это издержки роста и «горожане» в обозримом будущем вырулят на нужные рельсы? Пока для этого нет никаких предпосылок. На данный момент клубом руководит Халдун аль-Мубарак из Abu Dhabi United Group, у которого недостаточно опыта и знаний в области футбольного управления.

Как в такой ситуации быть главному тренер команды Роберто Манчини? На первый взгляд, ему можно только позавидовать, поскольку итальянец может заполучить практически любого игрока. Однако 45-летний специалист прекрасно понимает, что команда должна развиваться постепенно, и из одних звезд невозможно сделать монолитный коллектив. Помнится, как прошлой зимой он обнародовал список футболистов, которых хочет видеть в своем распоряжении. И там не было фамилий игроков, оказавшихся недавно в «Сити» .

Но это не самое страшное. Вся беда в том, что такие люди, как шейх Мансур, абсолютно убеждены в собственной правоте и обделены терпением. Если в течение сезона не удалось встать в один ряд с «Челси» и «Манчестер Юнайтед», значит, надо пойти по пути массовой закупки игроков. И пока арабский миллиардер не поймет, что невозможно за год-два создать топ-команду и не поручит управление «Манчестер Сити» компетентным людям, то клуб будет терпеть провал за провалом и войдет в историю футбола как уникальный пример разбазаривания финансовых средств.

Артуш Мкртчян, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх