Спорт в деталях. Как научиться кататься на коньках со стулом?

09 декабря 2014 00:49

Cчитаете, что знаете о спорте все? Но часто за кадром остаются детали, о которых вы, возможно, даже не подозревали. Почему гребцы не выпадают из каноэ? Зачем прыгунам с трамплина елки? Что такое «ухо пловца»? Корреспондент Sportbox.ru не постеснялась и задала нашим спортсменам эти и множество других наивных вопросов.

На этот раз собеседником стала российская фигуристка Ксения Монько, выступающая в танцах на льду в паре с Кириллом Халявиным. Она рассказала о том, кто придумывает программы, кто запрещает открытые костюмы, и чья вина в том, что спортсмены в кровь стирают ноги.

Монько/Халявин / Фото: © Gettyimages/Fotobank.ru

— Вы начинаете подготовку к сезону уже с самого начала лета…

— В июне. С конца мая и до середины июня у нас бывает небольшой отпуск, а после отпуска приступаем к тренировкам. Первые два месяца — самые сложные. Только немного втянулся, и сразу нужно быть готовым к тяжелой работе. Ставишь новые программы, оттачиваешь каждый элемент. Многое на этом этапе не получается, ты расстраиваешься из-за этого, стараешься еще больше «пахать». Дальше уже полегче.

— Но при этом вносить изменения в программу вы можете не только на начальных этапах подготовки?

— Да. Более того, мы можем вносить изменения в программу даже по ходу соревновательного сезона. В начале года ты можешь не понять, что у тебя получается хорошо, а что делать неудобно. Это чувствуется уже на стартах. И ты вместе с тренером вносишь необходимые коррективы в программу.

Монько/Халявин / Фото: © Gettyimages/Fotobank.ru

— А как вообще придумывается программа?

— Все начинается с музыки. Сначала мы подбираем композицию.

— Кто этом занимается?

— Все вместе.

– То есть вы можете прийти к тренеру и сказать: мне нравится вот эта музыка, хочу под нее танцевать?

— Конечно. Ругать меня за это точно никто не будет. Мы предлагаем свои варианты, а потом слушаем, как эта музыка звучит на льду. Берем тот вариант, который нравится всем и подходит для льда.

— Что значит «подходит для льда»? Есть какие-то специальные критерии?

— Нет. Заранее это вообще очень сложно просчитать. Бывает, слушаешь какую-то композицию и думаешь, как классно она будет звучать в ледовом дворце, и как здорово под нее будет кататься. А потом приходишь, ставишь — а она не звучит. То есть ты слышишь, что для льда она не подходит. А бывают обратные ситуации. Вроде ничего особенного, а ставишь на катке и слышишь — классно же, это как раз то, подо что надо кататься!

— Вот вы определились с музыкой. Что дальше?

— Дальше продумываем образы. Проще говоря, решаем, что хотим играть: любовь, драму или что-то еще. Ну и после уже определяемся с хореографией.

Монько/Халявин / Фото: © Gettyimages/Fotobank.ru

— Это работа тренера?

— Не только. Иногда мы с Кириллом просто уходим куда-нибудь в угол катка и «ковыряемся» — пробуем разные дорожки и шаги, а Александр Вячеславович (Жулин, тренер пары — прим. Sportbox.ru) подходит позже и корректирует. Тренеры любят, когда мы не просто делаем так, как говорят они, но и проявляем самостоятельность. И это правильно. Так программа получается более полной, и мы можем ее сильнее прочувствовать.

— При этом важно не забывать об обязательных элементах...

— В танцах на льду, как, наверное, большинству известно, есть короткая и произвольная программы. По регламенту короткий танец «задается» на сезон. В этом году, например, для короткого танца выбрали пасадобль. Произвольный танец может быть любым, но существует определенный набор элементов, который спортсмены должны исполнить. В произвольном это дорожки, твиззлы, поддержки, вращения.

— Расшифруйте слово «твиззл» для тех, кто не знает.

— При выполнении твиззла фигурист поворачивается на одной ноге по часовой или против часовой стрелки, но при этом не остается на одном месте, а движется по льду — по дуге или по прямой.

— Из года в год требования к короткой и произвольной программам не меняются?

— Меняются. По-новому можно делать дорожки, например. Чаще всего, серьезные перемены происходят в сезон сразу после Олимпиады. В другие годы возможны только какие-то небольшие коррективы.

— В танцах на льду, кроме обязательных элементов, есть ведь еще и запрещенные.

— Да. Например, нам, в отличие от спортивных пар, нельзя делать прыжки больше, чем в один оборот, — за это снимают штрафные баллы, а иногда могут даже дисквалифицировать.

— Программу вы готовите сначала в зале? Или сразу выходите на лед?

— Мы сразу ставим танец на льду. Не все, что ты смог сделать «на полу», можно столь же красиво и уверенно воспроизвести на катке. Так зачем делать двойную работу, да еще потом и переделывать что-то?

— Насколько я поняла, спортсмен участвует во всем: от подбора музыки до создания образов. В пошиве костюмов вы тоже принимаете участие?

— К нам на тренировку приходят люди из ателье, с которым мы работаем. Они смотрят, какая у нас история, какие герои, и придумывают идеи костюмов. Из предложенных эскизов мы выбираем то, что больше всего нравится, иногда предлагаем свои идеи. Так что да, в разработке костюмов мы принимаем непосредственное участие.

— Какие-то обязательные требования к костюмам существуют?

— Только одно — платье не должно быть слишком откровенным. Если не ошибаюсь, может быть открыто не более 60-ти процентов тела.

— Как часто вы меняете коньки?

— Вообще, для каждого сезона нам готовят по две пары коньков. Делают их по индивидуальным меркам. В этом году специалисты приезжали к нам из Италии. Но я, честно говоря, стараюсь менять коньки как можно реже. Могу и два сезона в одних откататься. Дело в том, что разнашивать новую «обувь» — это целая история. Поначалу она жесткая, натираешь мозоли до крови, ноги могут болеть неделю, а то и полторы. А если у тебя после предыдущего сезона коньки в хорошем состоянии, то удобнее продолжать кататься на них.

Монько/Халявин / Фото: © Gettyimages/Fotobank.ru

— Как фигуристы определяются с дисциплиной? Вы, например, почему решили пойти в танцы, а не в одиночное или парное катание?

— У меня это вообще отдельная история. Я сначала занималась как «одиночница». А потом должна была переходить к другому тренеру. Он очень добрый был мужчина, но иногда покрикивал на своих учеников. Я испугалась и сказала, что не буду заниматься с человеком, который на меня кричит. Решила завязать с фигурным катанием и заняться теннисом. Но с ним как-то не сложилось. А тут маме сказали, что есть возможность для меня заниматься танцами на льду. Вот мы и согласились.

— Как подбирают партнеров для танцев? По весу и росту?

— Никаких специальных параметров нет. Важно, чтобы девушка была не выше своего партнера, остальное не столь критично. Дальше уже просто на уровне «чутья» — смотрится пара или нет. Если фигуристы смотрятся, чувствуют друг друга и могут работать друг с другом, значит, из них получится хорошая пара.

— Ругаетесь со своим партнером?

— Такого, чтобы мы неделями не разговаривали, не бывает. Но по каким-то рабочим моментам иногда спорим. Это нормально. Я не знаю ни одной пары, которая бы ни разу не поссорилась.

— В заключение дайте совет тем, кто только-только встает на коньки.

— Начинать нужно с малого. Мне вот, я помню, давали стул, я «катила» его перед собой, держалась за него и так ехала. Базовый элемент, который нужно освоить, — это так называемый скользящий шаг, или то, что обычно зовут елочкой. Как только научились делать «елочку» и удерживать равновесие, можно попробовать шаги назад. Ну, а дальше уже придет время приступать к более серьезным элементам.

Читайте также:

Спорт в деталях.Влияет ли тяжелая атлетика на женское здоровье?

Спорт в деталях. Как не выпасть из каноэ?

Спорт в деталях. Зачем прыгать на лыжах в елки?

Спорт в деталях. Что если на скорости 150 км/час заденешь головой лед?

Спорт в деталях. Что значит «словить телек»?

Спорт в деталях. Можно ли расколоть шлем для шорт-трека?

Спорт в деталях. Играют ли в хоккей беззубые девушки?

Спорт в деталях. Что пловцы делают со своими шапочками?

Спорт в деталях. Зачем гимнасты мажут коней медом?

Спорт в деталях. Что у синхронисток под купальником?

Комментарии Вконтакте Вконтакте Facebook Facebook
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2018.
Для лиц старше 16 лет

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Гранов Д.И.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх