Рифмовать - не мячи забивать

Антон Шатров 28 октября 2016 16:45

Обозреватель Sportbox.ru прислушивается к музыкальному дебюту звезды «Портленда» Дэмиена Лилларда, который не так давно выпустил рэп-альбом.

Для лидера «Портленда» Дэмиена Лилларда это осень удачных дебютов. В первом матче сезона защитник настрелял 39 очков, а ещё чуть раньше выпустил рэп-альбом «The Letter O» под псевдонимом Dame D.O.L.L. A. Пластинка дебютировала на третьей строчке престижного чарта Billboard и до сих пор неплохо раскупается. Что ж, если с 39 очками в корзину «Юты» все понятно, то над певческим талантом Лилларда стоит поразмыслить. Действительно ли справедливо считать звезду «Блейзерс» «лучшим рэпером среди игроков НБА»?

Формулировка хоть и пестрая, но, по сути, не совсем корректная, ведь конкуренции у Лилларда на этом поприще, кроме разве что платинового Шакила О’Нила, нет. После того, как целая россыпь звёзд НБА опозорилась в музыкальном ремесле, энтузиазма у баскетболистов поубавилось. Поэтому среди представителей современной НБА Лиллард, что называется, начинает и выигрывает. Но превзойти Аллена Айверсона с его пафосным — а как иначе, это ж Айверсон — «40 Barz», Тони Паркера с пресным «TP» и комичную поделку Коби Брайанта «K.O.B.E.« — это одно. Совсем другое — быть оценённым по общепринятым стандартам, полноценными профессиональными музыкантами. Итак, начнём по порядку, с низов и азов.

Псевдоним

Понятно, что при оценке любого произведения искусства главенствует Ее Величество Вкусовщина, и никакие дипломы, заслуги и премии здесь не помогут. Так что, обойдёмся без теоретических подводок и зауми. На мой взгляд, Лиллард несколько не рассчитал со своей «кликухой». «Кирпич» или «Копченый», в целом, конечно, не лучше, но обладают двумя преимуществами перед пресловутым Dame D.O.L.L. A. Во-первых, они лаконичнее и быстрее врезаются в память, и, во-вторых, они понятны.

Если в случае с Dame все ясно, — сокращение от имени Дэмиен, то с D.O.L.L.A. не помогает даже словарик Ожегова, нужно искать в недрах бесчисленных жаргонизмов изобретательного населения американских гетто. И после того, как расшифровываешь Код Да Винчи, становится малость досадно: D.O.L.L.A. — Different on Levels the Lord Allow или по рабоче-пролетарски — исключительный на уровнях, созданных Господом. И стоило такой огород городить, чтобы, прикрываясь денежными обозначениями (dolla, — помимо всего, ещё и доллар) заявить о своей значимости, тем более что среди сегодняшних рэперов целый ворох персонажей с подобными именами, начиная от Dolla Bill и заканчивая прочими Ty Dolla $ign. Не женится все это с исключительностью, даже предложение не делает.

Лирика

Nas, Kendrick Lamar и MF Doom, конечно, на детских утренниках такие стишки читали, но, учитывая статус дебютанта, Лилларда можно похвалить. Прежде всего, за то, что он не перебарщивает с напрашивающимися баскетбольными метафорами. Первый трек альбома называется «Bill Walton» — в честь величайшего центрового в истории «Портленда», двухметрового рыжебородого хиппи, отличавшегося от всех остальных своим внешним видом и пацифистскими взглядами. О самом игроке Лиллард не упоминает ни разу, зато по ходу песни наводящими остроумными рифмами подталкивает к сравнению необычности, оригинальности Уолтона с собственными качествами.

В треке «Wasatch Front» Лиллард повествует о смене обстановки, как из жаркого, криминального Окленда он попал в университет Weber State в Юте, с её обходительностью и размеренностью. В песне Дэмиен признаётся в любви к «штату мормонов» и говорит, что просто мечтал играть за «Джаз» Джерри Слоуна.

Естественно, не обходится без упоминания Леброна (трек «Misguilted») как квинтэссенции успеха и профессионализма. Есть описания баскетбольных баталий, но в целом Лиллард не перебарщивает, перемежая баскетбольную тематику с пусть и достаточно традиционными, но чисто и к месту исполненными хуками. Поэтому, вместо того чтобы уличать Лилларда в банальности, справедливее будет похвалить его за реальную оценку собственных возможностей и знание «азбуки речитатива».

https://twitter.com/DjIcebergcom/status/750509651003867136

Техника подачи

Будь ты хоть Львом Лермонтовичем Толстым-Пушкиным, гоголем прохаживающимся среди конкурентов, в рэпе тебе грош цена, если ты не обладаешь своим уникальным стилем подачи текста. Поэтому, например, в русском рэпе до сих пор в чести Маяковский, Велимир Хлебников и Лев Халиф — мастера, нестандартные не только по своему литературному таланту, но и неординарности стихосложения. Их тексты частенько перекладывают на музыку, сэмплируют и вообще всячески стараются респектнуть могучим старикам.

У Лилларда с этим, строго говоря, не очень. Ни тембр голоса, ни скорость подачи, ничего из этого не запоминается. Спутать Dame с добрым десятком начинающих рэперов ничего не стоит. Практически каждое своё повествование Dame ведёт на одной ноте, изредка меняя ритм речитатива. С этим, отчасти, наверное, и связано довольно обильное количество гостей на альбоме. Причём на авансцену они массово ступают уже после первой четверти (всего в альбоме 13 треков), чтобы не позволить Лилларду забуксовать.

На себе самом родном Дэмиен вытягивает лишь три песни, в остальных ему необходима (пусть на некоторых и минимальная) помощь более опытных и знаменитых сотоварищей. Благо, что эшелон спасателей выглядит более чем внушительно: опытные мастодонты Juvenile, Raphael Saadiq, Lil Wayne, Jamie Foxx, талантливая молодёжь Adrian Marcel, Manny Lotus и другие. Для дебюта такая маскировка, пусть и с грехом пополам, но проползет. В будущем же, «Особенному, уникальному и единственному» придётся кумекать, как на деле продемонстрировать свою оригинальность.

Концепт альбома

Опять-таки, как в знаменитой футбольной установке — «впереди поживее, сзади понадёжнее». Рановато Лилларду замахиваться на лавры «Marshal Matters LP», «Cadillactica», «Speakerboxxx/The Love Below» и другие концептуальные альбомы, поэтому мозаичный набор из стандартных тем воспринимается как само собой разумеющееся. Детство-отрочество-юность, тяготы на пути к успеху, оммаж Филу Бекнеру — первому тренеру, который вселил уверенность в то, что Лиллард может попасть в НБА, тёплые слова в адрес мамы и бабушки. Все это под аккомпанемент довольно приятных минусовок, не раздражающих обилием шумовых эффектов.

Лиллард не стал гнаться за модой и злоупотреблять синтезаторными экспериментами, звуками драм машин 80-х, автотюном и прочими новомодными фишками. Во многом поэтому получился пусть и не самый изобретательный и запоминающийся, зато добротный, крепко сбитый альбом. Если бы мне нужно было ставить ему оценку, я бы вкатил заслуженные, обнадеживающие «3+», а так, просто порекомендую для начала послушать альбом фоном в машине, а там, глядишь, и распробуете.

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх