Неожиданная победа российского спорта в суде. Американцы дорого заплатят за грабеж
В Европе не стали вставать на сторону американской команды «Формулы-1».

Швейцарский арбитражный суд вынес решение по спору между американской командой «Формулы-1» «Хаас» и российским концерном «Уралкалий». Вердикт гласит, что «Хаас» нарушил спонсорский договор и обязан выплатить уральцам компенсацию. Кроме того, американцам отказано во встречных требованиях.
Исход громкого дела можно назвать победой российской стороны. Швейцарский суд оказался беспристрастен, не ангажирован политически. В отличие от других судебных органов Западной Европы. Как следствие — справедливое решение.
Медовый год двух структур
В декабре 2020 года «Хаас» подписал контракт с 21-летним российским гонщиком Никитой Мазепиным. Особенность сделки состояла в том, что Никита — сын известного российского бизнесмена Дмитрия Мазепина, президента компании «Уралхим», которая является главным акционером «Уралкалия». Российская компания стала титульным спонсором «Хаас», что отразилось и в названии команды — Uralkali Haas F1 Team, и в дизайне болида, выполненном в цветах российского флага. Спортивные успехи Мазепина-младшего остались скромными. Равно как и его напарника Мика Шумахера — сына знаменитого немецкого гонщика. Оба пилота не набрали за весь год ни одного очка, а сама команда заняла последнее место в Кубке конструкторов в сезоне-2021.
Возможно, рано или поздно два молодых гонщика чего-нибудь да добились бы. Но сотрудничество «Хаас» и «Уралкалия» длилось один год и один день. Перед началом сезона-2022 гоночная команда по политическим причинам в одностороннем порядке разорвала контракты с «Уралкалием» и с Мазепиным-младшим. Кроме того, и отец, и сын попали под санкции Евросоюза.

Сын за отца не отвечает
Для Никиты Мазепина санкции означали запрет на участие в «Формуле-1» и в большинстве соревнований, проводимых не только в Европе. Например, ралли-рейд «Дакар» проходит на других материках, но на деньги европейских спонсоров. Стало быть, Никите путь туда заказан. Отстранение от гонок могло разрушить карьеру молодого гонщика, и Мазепин стал действовать. Его адвокаты сделали упор на то, что Дмитрий Мазепин возглавляет «Уралхим», а не «Уралкалий», поэтому не имеет прямого отношения к договору с «Хаас». А стало быть, сын не должен отвечать за отца, угодившего в санкционный список. Представители ЕС возражали, указывали на то, что 80% акций «Уралкалия» принадлежат «Уралхиму». Да и вообще Никита не попал бы в команду «Формулы-1» без протекции влиятельного родителя. Но суд принял сторону гонщика и снял с него санкции. Никита получил возможность выступать в гонках под нейтральным статусом.
Маленькая, но победа. Почему маленькая? Путь в «Формулу-1» оказался по-прежнему закрыт. Другие команды с Мазепиным не контактировали, заинтересованных в его приглашении нет, равно как за спиной Никиты может стоять только «Уралкалий». Но открылись двери в другие гонки, а стало быть, спортсмен получил возможность продолжить карьеру.
Выплатят всё
«Уралкалий» тоже остался недоволен выходкой уже бывших компаньонов. «Так дела не делаются», — решили в правлении российского химического предприятия. И подали в суд на «Хаас». Суть иска состояла в возврате спонсорских средств, вложенных в американскую «конюшню». Не хотите с нами больше сотрудничать — не надо, но деньги верните. С процентами. 13 миллионов долларов, а именно такая сумма звучала в прессе, на дороге не валяются. Рассчитывать, что у американцев заговорит совесть, было наивно. Поэтому иск поступил в Швейцарский арбитражный суд. А тот, к большому недовольству «Хаас», обязал гоночную команду вернуть «Уралкалию» полученные средства. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит.
Пресс-служба «Уралкалия» не стала раскрывать подробностей дела, ограничившись общими фразами.
— Компания ожидает, что «Хаас» незамедлительно исполнит свои обязательства, подтвержденные решением арбитражного трибунала. Полученные средства планируется направить на развитие и модернизацию производства калийных удобрений, — говорится в пресс-релизе.
Еще одна маленькая победа. Блестящая работа юристов — и западному правосудию, пусть и скрипя зубами, пришлось признать нашу правоту.

Где ты, новый Босман
А вообще, Никита был прав, что не стал бороться за свои права в CAS, а обратился в обычный суд, независимый от международных спортивных структур. В свое время далеко не самый одаренный бельгийский футболист Жан-Марк Босман также стал бороться за свои права в самом обычном суде. Можно по-разному относиться к делу Босмана, но своего он добился. Права футболистов были приравнены к правам строителей, бухгалтеров, дворников.

Но в спорте всё-таки сложилась какая-то порочная практика. Все дела спортсменов рассматриваются только Спортивным арбитражным судом. Кто установил эту монополию? МОК? WADA? Так почему бы не разрушить эту порочную цепь?
Конечно, Никита Мазепин — представитель спортивной дисциплины, не входящей в олимпийскую программу, да и власть WADA на «Формулу-1» не распространяется. Но рано или поздно найдется спортсмен из других видов, который добьется правды и заставит мировую бюрократию с ней считаться. Казус Мазепина говорит, что нельзя опускать руки, а нужно использовать все законные способы для достижения справедливости.
Автор: Олег Лыткин
- Сафнауэр планирует создать новую команду «Формулы‑1»
- Команда «Альпин» заменит пилота на следующие пять гонок «Формулы‑1»
- Мик Шумахер может стать пилотом «Кадиллака» в «Формуле‑1»
- Льюис Хэмилтон появился на красной ковровой дорожке Met Gala в наряде, над которым работали почти полгода
- Протест «Ред Булл» отклонен, пилот «Мерседеса» Расселл сохранил третье место по итогам гонки Гран‑при Майами
- Пиастри стал победителем Гран‑при Майами, Норрис финишировал вторым
- Руководитель «Ред Булл» сравнил новорожденного ребенка Макса Ферстаппена с породистой скаковой лошадью
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Майами, Норрис — второй. Хэмилтон не прошел в третий сегмент
- Норрис выиграл спринтерскую гонку Гран‑при Майами «Формулы‑1», Хэмилтон — в топ‑3
- Старт спринтерской гонки «Формулы‑1» в Майами отложен на полчаса из‑за дождя
- Леклер разбил болид «Феррари» за полчаса до старта спринтерской гонки в Майами
- Итальянец Антонелли стал самым молодым победителем квалификации в истории «Формулы‑1»
- Антонелли выиграл квалификацию к спринту Гран‑при Майами «Формулы‑1»
- Пиастри — лидер первой тренировки Гран‑при Майами «Формулы‑1»
- Четырехкратный чемпион «Формулы‑1» Ферстаппен стал отцом
- Шлем Айртона Сенны продали на аукционе за $965 тыс
- Стюарды «Формулы‑1» объяснили причину штрафа, наложенного на Ферстаппена в ходе Гран‑при Саудовской Аравии
- Ферстаппен прокомментировал штраф, полученный в ходе Гран‑при Саудовской Аравии
- Пиастри стал победителем Гран‑при Саудовской Аравии и вышел в лидеры чемпионата «Формулы‑1»
- Хэмилтон не может привыкнуть к болиду «Феррари»
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Саудовской Аравии, Пиастри — второй, Норрис разбил машину
- Лидер сезона «Формулы‑1» Ландо Норрис разбил свой болид в квалификации Гран‑при Саудовской Аравии
- Норрис показал лучшее время в заключительной тренировке Гран‑при Саудовской Аравии
- Семь команд «Формулы‑1» обновили болиды перед Гран‑при Саудовской Аравии
- Норрис показал лучшее время во второй тренировке Гран‑при Саудовской Аравии, Цунода разбил машину
- Гасли показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Саудовской Аравии, Норрис — второй
- Трассу для этапа «Формулы‑1» в Мадриде планируют завершить к маю 2026 года
- Пиастри выиграл Гран‑при Бахрейна и одержал вторую победу в сезоне «Ф‑1», Норрис финишировал третьим
- Шумахер с помощью жены подписал шлем для благотворительного аукциона
- Пиастри выиграл квалификацию Гран‑при Бахрейна «Формулы‑1», Норрис – шестой, Ферстаппен — седьмой
- Пиастри выиграл третью практику Гран‑при Бахрейна «Ф‑1»
- Пиастри показал лучшее время во второй практике Гран‑при Бахрейна «Формулы‑1»
- Карлос Сайнс из‑за проблем с желудком опоздал на исполнение гимна на Гран‑при Японии, его оштрафовали на €20 тыс
- Ферстаппен одержал первую победу в сезоне «Формулы‑1», Норрис финишировал вторым в Японии
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Японии «Ф‑1», опередив на 12 тысячных секунды Норриса
- Действующий чемпион MotoGP Хорхе Мартин получил 11 переломов ребер в первой гонке после возвращения
- Действующий чемпион MotoGP получил переломы руки и ноги во время тестов на трассе в Малайзии
- Соперник погибшего мотогонщика снялся с соревнований, чтобы позволить тому посмертно выиграть чемпионство
- Шестикратный чемпион MotoGP Марк Маркес подписал контракт с Ducati, его напарником будет Франческо Баньяя
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Экипаж Грязина и Александрова выиграл первый этап чемпионата Европы по ралли
- Чемпион «Дакара» Карякин назвал старт, где могут выступить российские гонщики после допуска FIA
- FIA оштрафовала пилота ралли за нецензурную брань на 10000 евро
- Работа над проектированием маршрута ралли «Шелковый путь» 2025 года уже начата, сообщил Чагин
- Один человек погиб после наезда машины на зрителей во время ралли в Ленобласти
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru