Неожиданная победа российского спорта в суде. Американцы дорого заплатят за грабеж
В Европе не стали вставать на сторону американской команды «Формулы-1».

Швейцарский арбитражный суд вынес решение по спору между американской командой «Формулы-1» «Хаас» и российским концерном «Уралкалий». Вердикт гласит, что «Хаас» нарушил спонсорский договор и обязан выплатить уральцам компенсацию. Кроме того, американцам отказано во встречных требованиях.
Исход громкого дела можно назвать победой российской стороны. Швейцарский суд оказался беспристрастен, не ангажирован политически. В отличие от других судебных органов Западной Европы. Как следствие — справедливое решение.
Медовый год двух структур
В декабре 2020 года «Хаас» подписал контракт с 21-летним российским гонщиком Никитой Мазепиным. Особенность сделки состояла в том, что Никита — сын известного российского бизнесмена Дмитрия Мазепина, президента компании «Уралхим», которая является главным акционером «Уралкалия». Российская компания стала титульным спонсором «Хаас», что отразилось и в названии команды — Uralkali Haas F1 Team, и в дизайне болида, выполненном в цветах российского флага. Спортивные успехи Мазепина-младшего остались скромными. Равно как и его напарника Мика Шумахера — сына знаменитого немецкого гонщика. Оба пилота не набрали за весь год ни одного очка, а сама команда заняла последнее место в Кубке конструкторов в сезоне-2021.
Возможно, рано или поздно два молодых гонщика чего-нибудь да добились бы. Но сотрудничество «Хаас» и «Уралкалия» длилось один год и один день. Перед началом сезона-2022 гоночная команда по политическим причинам в одностороннем порядке разорвала контракты с «Уралкалием» и с Мазепиным-младшим. Кроме того, и отец, и сын попали под санкции Евросоюза.

Сын за отца не отвечает
Для Никиты Мазепина санкции означали запрет на участие в «Формуле-1» и в большинстве соревнований, проводимых не только в Европе. Например, ралли-рейд «Дакар» проходит на других материках, но на деньги европейских спонсоров. Стало быть, Никите путь туда заказан. Отстранение от гонок могло разрушить карьеру молодого гонщика, и Мазепин стал действовать. Его адвокаты сделали упор на то, что Дмитрий Мазепин возглавляет «Уралхим», а не «Уралкалий», поэтому не имеет прямого отношения к договору с «Хаас». А стало быть, сын не должен отвечать за отца, угодившего в санкционный список. Представители ЕС возражали, указывали на то, что 80% акций «Уралкалия» принадлежат «Уралхиму». Да и вообще Никита не попал бы в команду «Формулы-1» без протекции влиятельного родителя. Но суд принял сторону гонщика и снял с него санкции. Никита получил возможность выступать в гонках под нейтральным статусом.
Маленькая, но победа. Почему маленькая? Путь в «Формулу-1» оказался по-прежнему закрыт. Другие команды с Мазепиным не контактировали, заинтересованных в его приглашении нет, равно как за спиной Никиты может стоять только «Уралкалий». Но открылись двери в другие гонки, а стало быть, спортсмен получил возможность продолжить карьеру.
Выплатят всё
«Уралкалий» тоже остался недоволен выходкой уже бывших компаньонов. «Так дела не делаются», — решили в правлении российского химического предприятия. И подали в суд на «Хаас». Суть иска состояла в возврате спонсорских средств, вложенных в американскую «конюшню». Не хотите с нами больше сотрудничать — не надо, но деньги верните. С процентами. 13 миллионов долларов, а именно такая сумма звучала в прессе, на дороге не валяются. Рассчитывать, что у американцев заговорит совесть, было наивно. Поэтому иск поступил в Швейцарский арбитражный суд. А тот, к большому недовольству «Хаас», обязал гоночную команду вернуть «Уралкалию» полученные средства. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит.
Пресс-служба «Уралкалия» не стала раскрывать подробностей дела, ограничившись общими фразами.
— Компания ожидает, что «Хаас» незамедлительно исполнит свои обязательства, подтвержденные решением арбитражного трибунала. Полученные средства планируется направить на развитие и модернизацию производства калийных удобрений, — говорится в пресс-релизе.
Еще одна маленькая победа. Блестящая работа юристов — и западному правосудию, пусть и скрипя зубами, пришлось признать нашу правоту.

Где ты, новый Босман
А вообще, Никита был прав, что не стал бороться за свои права в CAS, а обратился в обычный суд, независимый от международных спортивных структур. В свое время далеко не самый одаренный бельгийский футболист Жан-Марк Босман также стал бороться за свои права в самом обычном суде. Можно по-разному относиться к делу Босмана, но своего он добился. Права футболистов были приравнены к правам строителей, бухгалтеров, дворников.

Но в спорте всё-таки сложилась какая-то порочная практика. Все дела спортсменов рассматриваются только Спортивным арбитражным судом. Кто установил эту монополию? МОК? WADA? Так почему бы не разрушить эту порочную цепь?
Конечно, Никита Мазепин — представитель спортивной дисциплины, не входящей в олимпийскую программу, да и власть WADA на «Формулу-1» не распространяется. Но рано или поздно найдется спортсмен из других видов, который добьется правды и заставит мировую бюрократию с ней считаться. Казус Мазепина говорит, что нельзя опускать руки, а нужно использовать все законные способы для достижения справедливости.
Автор: Олег Лыткин
- Норрис показал лучшее время во второй практике Гран‑при Великобритании «Формулы‑1»
- Хэмилтон показал лучшее время в первой практике Гран‑при Великобритании
- Норрис победил в гонке Гран‑при Австрии, Пиастри — второй, Ферстаппен сошел на первом круге
- Ферстаппен и Антонелли досрочно завершили Гран‑при Австрии после аварии на первом круге
- Норрис выиграл квалификацию Гран‑при Австрии «Формулы‑1»
- Норрис стал лучшим в третьей тренировке Гран‑при Австрии
- Хэмилтон извинился перед Антонелли за инцидент в ходе тренировки на Гран‑при Австрии
- Норрис показал лучшее время во второй практике Гран‑при Австрии «Формулы‑1»
- Расселл показал лучшее время в первой сессии свободных заездов Гран‑при Австрии
- Двукратный чемпион «Формулы‑1» Фернандо Алонсо назвал любимого российского футболиста
- Автогонщик Мазепин: «Из‑за санкций был вынужден завершить свою карьеру на пике»
- «Формула‑1» продлила контракт на проведение Гран‑при Канады до 2035 года
- Хэмилтон сожалеет, что сбил сурка на Гран‑при Канады
- Стюарды Гран‑при Канады отклонили протест «Ред Булл» на действия Расселла
- Стюарды «Формулы‑1» вынесли предупреждения семерым гонщикам по итогам Гран‑при Канады
- «Очевидно, он высматривал Ферстаппена» — «Ред Булл» о протесте на действия Расселла
- «Ред Булл» подал официальный протест на действия победителя Гран‑при Канады Расселла
- Расселл выиграл Гран‑при Канады «Формулы‑1», Ферстаппен стал вторым, Норрис сошел
- Хаджар потеряет три позиции на стартовой решетке Гран‑при Канады
- Расселл выиграл квалификацию Гран‑при Канады, Ферстаппен стал вторым, Пиастри - третьим
- Представитель «Макларена» опроверг, что Трамп может сесть за руль болида команды «Формулы‑1
- Леклер не смог выступить во второй практике перед Гран‑при Канады из‑за последствий аварии
- Ферстаппен показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Канады, Леклер разбил машину
- Опубликован календарь «Формулы‑1» на сезон‑2026 из 24 этапов, гонка в Мадриде запланирована на сентябрь
- «В следующий раз принесу носовые платки». Ферстаппен — в ответ на критику со стороны Расселла
- Хэмилтон назвал Гран‑при Испании худшей гонкой за свою карьеру
- Пилот «Мерседеса» Расселл — об инциденте с Ферстаппеном: «Не знаю, что было у него на уме, казалось, что он действовал умышленно»
- Ферстаппену после Гран‑при Испании остался один штрафной балл до автоматической дисквалификации
- Пиастри стал победителем Гран‑при Испании, Ферстаппен получил штраф и занял 10‑е место
- Пиастри выиграл квалификацию Гран‑при Испании, Норрис стартует вторым, Ферстаппен — третьим
- Пиастри — лидер заключительной тренировки Гран‑при Испании
- Норрис показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Испании, Хэмилтон — третий
- Гонщика «Формулы‑1» Хэмилтона заметили с российской моделью, которую ранее связывали с украинским футболистом Мудриком
- Норрис впервые в карьере победил на Гран‑при Монако, Леклер — второй
- Болид семикратного чемпиона мира «Формулы‑1» Шумахера продан на аукционе за рекордные €16 млн
- Действующий чемпион MotoGP Хорхе Мартин получил 11 переломов ребер в первой гонке после возвращения
- Действующий чемпион MotoGP получил переломы руки и ноги во время тестов на трассе в Малайзии
- Соперник погибшего мотогонщика снялся с соревнований, чтобы позволить тому посмертно выиграть чемпионство
- Шестикратный чемпион MotoGP Марк Маркес подписал контракт с Ducati, его напарником будет Франческо Баньяя
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Дебютант чемпионата Европы по ралли 21‑летний Маттео Доретто разбился во время тестового заезда на этапе в Польше
- Экипаж Грязина и Александрова выиграл первый этап чемпионата Европы по ралли
- Чемпион «Дакара» Карякин назвал старт, где могут выступить российские гонщики после допуска FIA
- FIA оштрафовала пилота ралли за нецензурную брань на 10000 евро
- Работа над проектированием маршрута ралли «Шелковый путь» 2025 года уже начата, сообщил Чагин
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru