Валентин Команов: Черные дыры и кружки по интересам

25 января 2016 16:37

Заслуженный тренер России поделился с официальным сайтом Федерации настольного тенниса России мыслями о современном состоянии российского настольного тенниса, которому посвятил более полувека. Представляем выдержки из этого обстоятельного анализа.

— На одном из недавних тренерских семинаров в институте физкультуры я попросил поднять руки тех, кто считает, что положение дел в настольном теннисе России не вызывает тревоги. Подняли 20 человек из примерно 70 присутствующих! Я был шокирован! Получается, люди не знают о том, каким был настольный теннис вчера, когда побеждали Руднова и Гринберг, Фердман и Попова, Балайшите и Антонян, Тимина и Палина. Кто сегодня помнит о Гомозкове и Сархояне, Амелине и Строкатове? Скоро забудут и о братьях Мазуновых! Еще играет Алексей Смирнов, последний представитель советской школы, воспитавшей чемпионов мира и Европы. После него никого… А тревоги нет!

СТАГНАЦИЯ

Будущее российского настольного тенниса видится мне безрадостным. Трудно ожидать успеха на предстоящей Олимпиаде в Рио. А если его не будет, финансирование ухудшится. Если бы не помощь Игоря Евгеньевича Левитина, уже сейчас положение было бы плачевным. Стагнация — вот слово, которое характеризует нынешнее состояние нашего вида спорта. Посмотрим мировой рейтинг. Пять человек в «сотне» у женщин и четыре — у мужчин. Но, к сожалению, кроме Александра Шибаева (№ 34) и Полины Михайловой (№ 44), никого нет в первом «полтиннике». По меркам СССР, когда Руднова, Фердман, Попова, Гомозков, Сархоян, Строкатов, Мазунов входили в «десятку» мира, это плохо. Хорошо, что есть Шибаев и Михайлова, которая выстрелила на чемпионате Европы в Екатеринбурге, чего никто не ожидал. Но кто еще? Сейчас же скамейка запасных пуста: за третьим номером — Анной Тихомировой, четвертого номера нет. Похожая ситуация и у мужчин.

— То есть у нас провал по молодежи?

— За последние годы мы вырастили только Носкову. Андрей Конокотии и Марина Муравьева все, что могли, для нее сделали. Спасибо им. Но сказать, что получился выдающийся игрок, нельзя. В значительном отдалении — ее ровесница Анна Блажко. То есть, итог 25 летней работы всех тренеров страны — две спортсменки среднего европейского уровня! У мужчин не лучше…

ЧЕРНАЯ ДЫРА

По статистике Минспорта РФ, у нас в стране более 1000 отделений детско-юношеских спортивных школ по настольному теннису. Всего же в России им занимаются 77360 спортсменов (27 636 женщин и 49 724 мужчины). Вызывает удивление, почему в соревнованиях, исходя из рейтинга на 1 января 2016 года, участвует только 3130 теннисисток и 5147 теннисистов? Получается, что в соревнованиях участвует порядка 8,5 тысяч человек, причем среди них много ветеранов никакими реестрами не учитываемых. Где остальные почти 70 000 спортсменов? Угодили в черную дыру? По данным Министерства спорта из всех занимающихся настольным теннисом (77 360 человек) — 89 процентов (68 799 человек) в возрасте до 16 лет, 10,5 процента (8157) от 16 до 21 года, и 0,5 процента (404) старше 22 лет. Если эти данные соотнести с возрастами теннисистов, входящих в российский рейтинг, то выходит, что львиная доля занимающихся — это дети до 10 лет. А потом они уходят из настольного тенниса, образуя эту самую черную дыру…

Сейчас из 27 000 набранных в ДЮСШ девочек к 19 годам остается 100, это значит из каждых 270 начавших заниматься до 19 лет «доживает» одна! Кого же в течение 11 лет (а теннисом начинают заниматься примерно с 7 летнего возраста) готовят тренеры? На 3000 тренеров с зарплатой, пусть, 10 000 рублей (в действительности они получают больше) уходит 30 000 000 рублей в месяц. На что идут эти деньги? Ведь главная задача специализированных спортивных школ — не оздоровление, а подготовка спортсменов, медали, места, разряды. Тенденция увеличения количества занимающихся в детском возрасте и снижения числа взрослых спортсменов налицо…

КРУЖКИ ПО ИНТЕРЕСАМ

В чем причины огромных потерь в настольном теннисе? Не последнюю роль в этом играют непрофессионализм (или безразличие) тренеров, которые проявляются на самом первом этапе, когда комплектуются группы новичков. Тренеру надо набрать 15 человек, а дети в секцию не идут. Приходится брать всех подряд. Трудно представить, что в музыкальную школу примут ребенка без слуха. А в настольный теннис почему-то можно набирать детей без способностей. По сути, наши ДЮСШ, куда должен быть строжайший профессиональный отбор, часто являются фактически кружками по интересам. Но тогда зачем они такие нужны? Найти талантливого ребенка непросто, но среди принятых в ДЮСШ детей как минимум половина должна быть одаренными. В будущем из менее способных получатся судьи, общественники, спортивные функционеры, а из самых талантливых — члены сборных команд страны. В мое время, чтобы набрать 15 человек, тренер обходил 20 школ и просматривал две-три тысячи детей. А почему? Потому что у него были конкуренты из других спортивных школ, которые не спали и тоже искали одаренных ребят…

Ни руководство школы, ни проверяющие организации совершенно не волнует качество набранных детей. Важна только наполняемость. Эта порочная система развращает многих тренеров. Они набирают детей и не думают, кто из них останется через восемь лет. Скорее всего, этих тренеров устраивает, что к 18 годам все ученики бросят спорт. И они набирают и набирают новичков, пока на пенсию не уйдут…

— Получается, большинство российских тренеров не профессионалы?

— Я не столь категоричен, но цифры удручающие: 3000 тренеров за год готовят порядка 45 Мастеров спорта, то есть на одного мастера приходится примерно 70 тренеров. Причем львиная доля из которых «липовые»?! В СССР чтобы стать Мастером спорта, нужно было обыгрывать теннисистов из числа первых 25 номеров классификации. Но если ты обыграл пять человек из 25, значит ты уже сам минимум в 50. А сейчас мастера вообще никого не обыгрывают.

ШКОЛЬНЫЕ ОШИБКИ

По науке подготовка спортсменов от нуля до высшего уровня разбита на несколько этапов. И это сделано не для удобства. На каждом этапе определенные цели и задачи. И если что-то на отдельном этапе не выполнено, все рушится. Так у нас и происходит. Ошибки начинаются уже на этапе начальной подготовки, когда закладывается так называемая база или школа, как говорят музыканты. В нее входит и правильная техника, и физическая подготовка.

У 7–8 летних детей мышцы не развиты, а координация слабая. Следовательно, они в принципе не могут правильно передвигаться и выполнять сложные технические действия рукой. Поэтому на начальном этапе нужно в первую очередь заниматься общей и специальной физической подготовкой. Соотношение ОФП и СФП к занятиями техникой в этом возрасте — 70 процентов на 30. В реальности 90 процентов времени ребенок проводит у стола, и только 10 процентов тренеры посвящают физической подготовке. Очевидно, что только за счет движений настольного тенниса всесторонне развить физические качества нельзя. И получается, что ребенок в 11–12 лет переходит на следующий этап без базовой подготовки….У китайцев, например, до 12 лет соревнований нет совсем, хотя дети могут сколько угодно играть на счет в школе, Соревнования — это стресс, который полностью разваливает технику. Дети, чтобы выиграть, начинают играть, бог знает как. Талантливый ребенок побеждает за счет своих способностей, но вряд ли он когда-нибудь будет техничным. Вот и получается, что мы сначала отбираем, хрен знает кого, а потом даже случайно найденные таланты перемалываем в бесконечных соревнованиях.

Справедливости ради, должен признать, что в России система работы тренера и ее оценки на государственном уровне выстроена так, что тренер, даже если не хочет, вынужден заигрывать своих детей как можно раньше. Это большая беда и не только для настольного тенниса, но и других видов спорта.

По-хорошему настольным теннисом нужно начинать заниматься не в 7–8 лет, когда у ребенка слабая координация и неустойчивая психика и отсутствует игровое мышление, а позже. Но дети 9–10 лет уже все разобраны по школам, секциям, кружкам и так далее. И с этим тоже приходится считаться.

— Какие конкретные шаги нужно предпринять для решения названных вами проблем?

— Первое: повысить квалификацию тренеров при помощи регулярных семинаров, вебинаров, он-лайн конференций, курсов повышения квалификации и т. д. Разработать и запустить продуманную программу образовательных мероприятий и подготовить методические пособия конкретно для тренеров. Может быть, ввести лицензирование, чтобы тренеры были вынуждены совершенствоваться и подтверждать свою квалификацию. Хотя, конечно, есть опасность коррумпирования этого процесса.

Второе: коренным образом изменить ситуацию с набором. Для этой цели можно создать общественные советы (как угодно, назовите) из числа специалистов, способных грамотно оценивать потенциал ребенка. Уверен, что решение этих проблем хотя бы на треть позволит преодолеть затянувшуюся стагнацию в российском настольном теннисе.

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх