Умирающие клубы. Жить по средствам

10 января 2014 13:02

«Спартак-Нальчик» объявлен банкротом, «Шинник» и «Алания» - на грани жизни и смерти. Ранее прекратили свое существование «Москва», «Сатурн», «Жемчужина» и ряд других клубов, поигравших на высшем российском уровне. О причинах футбольной эпидемии в России рассуждает обозреватель Sportbox.ru.

Сразу оговоримся: в каждом конкретном случае есть свои нюансы, распространяться о которых в одном материале нет ни времени, ни смысла. Сосредоточимся на общих и наиболее важных вопросах. И прежде всего на стабильности источников финансирования наших клубов и его оптимизации.

Стоит отметить, что большинство прекративших существование клубов имели региональное бюджетное финансирование. Есть исключения, но их мало. Практически все команды начинались как важные проекты, имеющие социальное и даже национальное значение, что было красиво изложено в соответствующих документах. Выделялись большие деньги, клуб выходил на серьезный уровень, а дальше начиналась история про чемодан без ручки: тащить тяжело, а бросить жалко.

Ситуация всегда обострялась после смены руководящих в регионе персон. Возникали перебои с финансированием, которые по цепи вызывали бегство игроков и тренеров, трагические заявления руководства, обращения заслуженных ветеранов или митинги болельщиков. По сути это был шантаж, который иногда приносил плоды, иногда – нет. Все зависело от прочности позиций новой власти и ее решимости отказаться от такого обременительного и не обязательного источника расходов, как профессиональный футбольный клуб.

Так сколько же стоит эта дорогая игрушка? Как-то обратился с этим вопросом к Николаю Толстых, тогда возглавлявшему ПФЛ. Он ответил: обязательные расходы клуба складываются из вступительного взноса и расходов на транспорт, что на тот момент (лет семь назад) для клубов первой лиги составляло чуть больше десяти миллионов рублей. Остальное – личное дело каждого. Можно покупать или не покупать иностранных звезд. Нанимать дорогостоящих специалистов, умеющих «решать поставленные задачи», или опираться на свои силы. Все определяется уровнем амбиций руководства или владельцев.

Поскольку деньги в большинстве случаев были государственными, а амбиции чиновников космическими, то чаще всего и расходы оказывались заоблачными. И заметьте, почти во всех новообразованных командах (вспомните «Сатурн» или «Москву») очень часто менялись концепции развития. Тренеров регулярно увольняли, после чего начиналась чистка рядов и закупка очередных игроков под новую концепцию. Оптом скупали югославов, потом меняли их на южноамериканцев, затем возвращали отечественных ветеранов, а потом громко объявляли о том, что ставка будет делаться на свою талантливую молодежь. При этом огромные деньги тратились на посреднические услуги агентов, а игроки покупались втридорога.

Характерная история: лет десять назад в редакцию еженедельника «Футбол», где мне тогда довелось работать, обратились представители одного известного клуба с просьбой написать о приобретенном ими за большие деньги игроке сборной Аргентины. Подавалось это как очевидный успех клубной селекционной службы. Правда, при подготовке материала выяснилось, что за сборную выступал не этот игрок, а его тезка и однофамилец, после чего публикация не состоялась. Забавно, что на следующей неделе заметка все же вышла в другом издании, где, видимо, не стали докапываться до истины.

К сожалению, наш клубный футбол имеет серьезную коррупционную составляющую, и пока она не изжита, «клубы-прачечные» будут возникать. А потом их организаторы будут уничтожать свои детища, дабы спрятать концы в воду. Сейчас за них взялись всерьез, с привлечением соответствующих силовых структур и, похоже, некоторые из происходящих на наших глазах историй связаны именно с подобными сюжетами. Гораздо обиднее, когда умирают клубы, где футбол действительно был на первом месте. Впрочем, таких случаев меньше.

Так что же делать? Ответ простой: жить по средствам и правильно тратить деньги. К этому призывает и УЕФА в лице Мишеля Платини, и РФС. Вводимый в этом году финансовый фейр-плей должен застраховать европейский футбол от внезапных трагедий и увязать расходы клубов с их доходами.

Наш футбол пока не способен выживать без внешней помощи, но все равно должен к этому стремиться. Не нужно искусственно разогревать футбольный рынок, тогда клубы меньше будут зависеть от прихотей местных властей и нечистоплотности некоторых чиновников и менеджеров. И печальных историй сразу станет меньше.

Для снижения расходов нужна общая воля клубов и ограничение заоблачных зарплат игроков. Глупо привязывать контракты к МРОТ – не об этом речь, - но нужно понимать, что сейчас гонорары «звезд» совершенно оторваны от реальности. Необходимо снизить затраты на посреднические услуги агентов, на которые в год клубы суммарно тратят более ста миллионов евро. Это почти половина суммарного официального бюджета всех клубов РФПЛ!

А если вложить сэкономленные средства в спортшколы, поля, стадионы и развитие инфраструктуры, то и молодые игроки появятся, и зрители на футбол пойдут. И не столь важно, что на время наши клубы потеряют конкурентоспособность в Европе – мы и так не особенно много там побеждаем.

Это трудный, болезненный путь, но он неизбежен. Его прошли немцы, испанцы, бельгийцы, швейцарцы и многие другие. Теперь клубы из этих стран на первых ролях и имеют постоянный приток своих молодых талантов. И чем быстрее определяющие судьбу нашего футбола люди это поймут, тем будет лучше.

Георгий Олтаржевский Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх