У «Спартака» беда с преемственностью. И никакая ночь в музее не поможет

Андрей Колесников 27 апреля 2022 14:00

Чтобы сохранять великие традиции, надо доверять людям, которые эти традиции закладывали.

«Спартак» в год юбилея увяз во второй половине турнирной таблицы. И если в оценке такого результата расхождений быть не может, то причины современного неблагополучия «красно-белого» гранда каждый видит свои. Очень интересное мнение на этот счёт, например, у легенды «Спартака» Егора Титова.

— Мне кажется, проблема в том, что в «Спартаке» нет преемственности. Её нет уже давно. Каждый новый тренер строит свой «Спартак». Мне кажется, надо так: взял нового тренера, хоть Гвардиолу, и из «Шереметьево» его сразу везти в музей «Спартака» на «Открытие Арене». И чтобы он там хотя бы сутки побыл. Чтобы человек понял, куда он приехал. И только после этого его спрашивать: ты готов тут работать? И если он готов, то затем ещё устроить ему встречу с ветеранами клуба. Чтобы была преемственность. Сейчас ни тренеры, ни футболисты просто не понимают, куда они приезжают. Увы, это правда, — приводит слова Титова «Московский комсомолец».

Тема любопытная. И не столь очевидная, как кажется на первый взгляд. Это только с одной стороны тезис на уровне аксиомы. Но вот с другой — Массимо Каррера собеседование с ветеранами перед назначением проходил? А испытание суточной экскурсией?

Фото: © РИА Новости / Александр Вильф

Или другой пример. Олег Кононов был как раз глубоко пропитан великой историей «Спартака». Настолько глубоко, что требовал заполнить матчами «красно-белых» классиков все телеэкраны, которые создавали фон на клубной базе. Чтобы сегодняшние футболисты всё время имели перед глазами эталонные образцы и переполнялись той самой преемственностью. Результат? Переполнились? Отнюдь. Парни держали своего тренера за чудака и тихонько посмеивались в сторонке.

Пожалуй, преемственность — если мы хотим, чтобы она на самом деле работала, чтобы не просто тешила самолюбие ветеранов, а приносила пользу сегодняшней команде — должна выглядеть чуть иначе. Её, преемственность, в первую очередь должны воплощать люди, которые управляют клубом.

Павел Недвед в «Юве», Петр Чех в «Челси», Карл-Хайнц Румменигге в «Баварии» — это только некоторые примеры, самые яркие, такого рода преемственности. Легенды становились менеджерами — и клубы, обратим внимание, оставались в полном порядке. Более того, именно в этом, в использовании бесценного опыта звёзд в новом качестве, первые лица клубов видели одно из условий успеха. Успешной устойчивости — так точнее.

Валерий Карпин / Фото: © РИА Новости / Саид Царнаев

В «Спартаке» подобные примеры тоже были: Сергей Шавло, Станислав Черчесов, Валерий Карпин, Сергей Родионов, Дмитрий Попов работали директорами — кто генеральным, кто спортивным. Но команде это мало помогло.

Формально — да, побывали, строку в штатном расписании закрывали. Но управлять фактически — это совсем другое. Тут необходимы и способности, и образование, и тяга к этому делу. А из названных выше никто в управленцы не рвался — почти все они ощущали себя тренерами. Директорами становились скорее просто потому, что от таких предложений не отказываются.

При этом при должном желании найти подходящих людей вполне реально. Как минимум пара отличных вариантов есть под рукой.

Борис Кузнецов был в составе «Спартака» чемпионом СССР-1987 с Бесковым и -1989 с Романцевым. Впоследствии стал успешным бизнесменом, с нуля выстроил по-своему уникальное производство в сфере мясопереработки.

Дмитрий Ананко — обладатель единственного в истории комплекта из девяти золотых медалей чемпионата России. И во время игровой карьеры, и после её окончания постоянно учился, последние публичные сведения говорили о четырёх высших образованиях (в том числе, например, юридическом), хотя, не исключено, теперь их уже больше. Занимался менеджментом в разных сферах, как управленец был востребован футбольными клубами Тулы и Тамбова в пору их турнирного восхождения.

Дмитрий Ананко / Фото: © РИА Новости/А. Родионов

А ещё менеджеров можно выращивать. За два десятка лет можно было вырастить уже целую управленческую команду. Подобрать ветеранов, которые подходят по личным предпочтениям, подсказать, где лучше получить образование, и дать работу. А потом проводить обычную селекцию, как с футболистами.

И тогда вопроса преемственности на повестке не было бы. И для сохранения спартаковского духа не требовались бы музейные экскурсии и ветеранские ареопаги — этот дух жил бы в клубе естественной каждодневной жизнью.

Вопрос, похоже, в том, что сильный менеджер — это сильная личность. Тем более с богатым игровым спартаковским прошлым. Такой человек не станет безмолвным инструментом, не согласится на роль завхоза или завгара, даже если по должностной инструкции будет называться генеральным директором. Такой потребует профессиональной самостоятельности.

А готовы ли её предоставить? Что-то подсказывает, что нет. Вот потому, собственно, такая история с преемственностью. И музеями, есть подозрение, тут дело не исправить.

Читайте также:

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 607 540 192 27 146 15 607 
 Краснодар Краснодар 17 703 442 591 22 945 12 025 
 Спартак М Спартак М 17 745 443 645 14 128 21 084 
 Ростов Ростов 11 110 277 772 13 003 9 060 
 Факел Факел 10 213 255 347 11 418 9 102 
 Балтика Балтика 9 262 231 573 10 419 8 194 
 Динамо М Динамо М 9 800 245 000 10 088 9 533 
 ЦСКА ЦСКА 11 674 291 859 9 798 13 706 
 Урал Урал 8 848 221 200 9 272 8 387 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 263 231 592 8 370 10 088 
 Локомотив Локомотив 10 369 259 247 8 199 12 721 
 Пари НН Пари НН 8 244 206 122 7 158 9 421 
 Рубин Рубин 7 892 197 307 7 123 8 601 
 Сочи Сочи 7 315 182 889 4 841 9 599 
 Ахмат Ахмат 6 467 161 691 4 811 8 262 
 Оренбург Оренбург 6 116 152 903 3 617 8 422 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх