А еврокубки – это точно стимул?

Мечта романтиков и скепсис прагматиков.

«Борьба за зону еврокубков» – расхожий штамп футбольной весны. Что-то вроде аксиомы, над истинностью которой не принято задумываться. А между тем задуматься, кажется, стоит.

Лига чемпионов – да, стимул несомненный. Не в спортивном, к сожалению для нас сегодняшних, а лишь в финансовом смысле, но тем не менее стимул. А Лига Европы – чем так влечёт она? Возможностью взять трофей? Сомнительно: за 12 лет существования этого турнира российские клубы всего четырежды доходили до четвертьфинала – даже в полуфинале не мелькнули ни разу. Так что вероятность взять трофей мизерна даже по сугубо арифметическим резонам. Заработать? Тоже не факт: призовые здесь на порядок ниже лигочемпионских. Допустим, участие в групповом этапе оценивается в 2,9 млн евро. Конечно, тоже деньги, и каждый клуб предпочёл бы иметь их, чем не иметь, но вопрос в цене: что надо отдать за такой бонус? И вот это самое интересное.

Кирилл Новиков, не исключено, до сих пор работал бы с «Динамо», если бы не успех в той самой борьбе за зону еврокубков на финише прошлого сезона. Стоит напомнить, что он принял команду на 15-м месте, и любой умеренный подъём был бы воспринят положительно. Но Кириллу Александровичу удался неумеренный – сразу на 6-е место, замыкающее еврокубковую зону России. Восторги стали неловкостью, которую всем причастным хочется поскорей забыть, ровно в тот момент, когда «Динамо» съездило в гости к тбилисскому «Локомотиву» в квалификации Лиги Европы. Через несколько дней Новиков оказался безработным. И получил время поразмышлять над вопросом, а не погорячился ли он в той самой борьбе за зону еврокубков.

Кирилл Новиков / Фото: © Олег Бухарев / Матч ТВ

А много ли денег и славы в подобных обстоятельствах снискал Валерий Карпин? Он тоже гнался за зоной еврокубков в прошлом сезоне, тоже преуспел – и? Команду распродали, набрали новую, сейчас она стоит в таблице девятой.

Между прочим, это тема вообще любопытная. Давайте обратим внимание на первую пятёрку в текущей таблице Тинькофф РПЛ – это она будут представлять Россию в ближайших еврокубках. «Зенит», «Спартак», «Локомотив», «Рубин», «Сочи». Много ли тут еврокубковых участников нынешнего сезона? Всего двое – меньшинство. А преобладают те, кто по ходу чемпионата на еврокубковые дела не отвлекался, – «Спартак», «Рубин», «Сочи». Совпадение?

В качестве подсказки давайте, например, оценим результаты на отрезке между 12 и 18 турами – теми самыми, которые как раз следовали за матчами групповой стадии еврокубков. Вот, допустим, сегодняшние конкуренты за второе место – «Спартак» и «Локомотив». Одни на том отрезке играли в недельном цикле, другие наполняли середину недели встречами с европейскими соперниками. «Спартак» взял в тех турах 11 очков, «Локо» – 7. Обращает на себя внимание, во-первых, разница в четыре пункта (сегодня соперников разделяет одно очко), во-вторых, аномально низкий показатель железнодорожников. Ещё раз: в семи турах взято семь очков – в среднем по одному за тур. А сейчас после 28 туров «Локо» имеет 52 очка – разница очевидна. И вывод о том, влияют ли еврокубки на темпы хода по дистанции внутреннего чемпионата, каждый вправе сделать самостоятельно.

Марко Николич / Фото: © REUTERS / Sergio Perez

Давайте представим, что в еврокубки сейчас выходит «Сочи». Команда готова? Едва ли: здесь очень узкая обойма. Качественная, но узкая. Или, допустим, выходит «Рубин». Всё то же самое – запаса прочности не видно. Сейчас потеря одного Хвичи вырастает в гигантскую проблему, а «Краснодар», например, в этом еврокубковом сезоне моментами не мог рассчитывать на восемь-девять игроков старта. К такому «Рубин» готов? Или пусть даже выходит «Спартак» – есть там состав на два турнира?

Живой пример того, чем чревата еврокубковая восторженность, являет собой четвёрка наших нынешних представителей на континенте. ЦСКА сейчас в таблице чемпионата страны шестой, «Динамо» – седьмое, «Ростов» с «Краснодаром» – девятый и десятый. А ведь почти все они на старте кампании выглядели вполне благополучно – уж в сравнении с «Рубином» и «Сочи» совершенно точно. И всё равно свернули себе шею.

Так в чём сегодняшний смысл той самой борьбы за зону еврокубков? Нажить себе проблемы? Обрести головную боль?

Ситуация на самом деле странная. С одной стороны, международные состязания есть естественный признак футбольной цивилизации: зачем вообще заниматься спортом, если не испытывать себя на сильнейших? С другой стороны, в сегодняшних реалиях это почти гарантированный источник негатива. С одной – мечта романтиков, с другой – скепсис прагматиков. Но что-то надо выбирать…

…А главным конкурентом «Зенита» в следующем чемпионате России вполне может стать «Краснодар»: он в еврокубки не попадёт уже ни при каких условиях.

Комментарии Вконтакте Вконтакте Facebook Facebook
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 14 982 419 510 19 726 9 508 
 Ростов Ростов 9 599 268 772 12 694 6 503 
 Краснодар Краснодар 8 411 235 526 10 024 6 550 
 Спартак Спартак 10 796 302 292 9 310 12 282 
 Ротор Ротор 7 229 202 430 8 255 6 045 
 ЦСКА ЦСКА 9 243 258 819 8 005 10 482 
 Динамо М Динамо М 7 024 196 682 7 206 6 841 
 Урал Урал 6 028 168 802 7 095 4 961 
 Рубин Рубин 7 115 199 243 7 044 7 187 
 Локомотив Локомотив 8 221 230 206 6 752 9 495 
 Ахмат Ахмат 6 602 184 864 6 386 6 789 
 Сочи Сочи 6 889 192 892 5 162 8 615 
 Арсенал Арсенал 5 535 155 004 5 032 6 039 
 Уфа Уфа 5 339 149 518 3 585 6 860 
 Тамбов Тамбов 4 956 138 775 2 890 7 022 
 Химки Химки 4 212 117 947 1 494 6 929 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2021.
Для лиц старше 16 лет

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Гранов Д.И.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх