Дешёвые пенальти: как высшая мера превращается в лотерею

03 марта 2021 11:18

Всё меньше спорта, всё больше шоу.

Последние известия из монтажных цехов РФС, где достигнуты новые творческие успехи в жанре дополненной реальности, не позволяют далее откладывать разговор, который напрашивался и раньше. Разговор о том, как пришедшие в судейство электронные технологии меняют футбол.

Вот три эпизода из стартовой части нашего нового футбольного года. Три пенальти.

Кубковый матч «Динамо» и «Спартака», тот самый эпизод с Мозесом, вызвавший творческий порыв в безвестном монтажёре Российского футбольного союза.

Матч 20-го тура чемпионата России между «Локомотивом» и ЦСКА, момент с рукой Рыбчинского.

Локомотив - ЦСКА. Влашич не реализует пенальти

И ещё один матч того же тура, на сей раз между «Ахматом» и «Динамо», где случился эпизод с рукой Анхеля.

Ахмат - Динамо. 0:1. Даниил Фомин (пенальти)

Что между тремя этими ситуациями общего? То, что в игре на них никто не отреагировал – ни игроки, ни судьи. Мы знаем, как любят атакующие футболисты апеллировать к арбитру, когда видят хотя бы малейшие основания для пенальти, но здесь ни в одном случае этого нет. Не видели поводов для остановки игры и арбитры. Причём разве что у Владислава Безбородова в третьем эпизоде позиция была неудобной, хотя и тут близко к ситуации был его помощник на линии Егор Болховитин. А в двух других эпизодах судья в поле сам пребывал в идеальной позиции. В идеальной – значит такой, когда, во-первых, расстояние до мяча оптимально, во-вторых, никто не находится на пути взгляда и, в-третьих, нет необходимости двигаться с высокой скоростью. В первом эпизоде Кирилл Левников располагается, как и предписано методиками при угловом, на линии штрафной площади, в самом центре, и всё движение мяча после подачи прослеживает отлично. А во втором случае Павел Кукуян вообще наблюдает момент метров с пяти-шести. И хотя никто из находящихся на поле причин для остановки игры не усматривает, в итоге всё-таки игра останавливается – назначается 11-метровый штрафной удар. Случается такое после – и это второй фактор, объединяющий все три эпизода, – вторжения ВАР.

Таким образом, мы вправе зафиксировать новый феномен – ВАР-пенальти. То есть такой пенальти, какой до введения видеоарбитража никто не только не назначил бы, но даже и не попросил бы.

Что такое 11-метровый штрафной удар с точки зрения философии футбола? Какой смысл закладывали сюда отцы-основатели игры, сочиняя полтора века назад правила своего гениального детища? Это казнь, высшая мера – и назначаться она должна за соответствующей тяжести проступки. Вытянул руку к мячу, когда идёт пас на гол, заплёл ноги сопернику, что изготовился к решающему удару, – будь добр на эшафот. Логика правила 11-метрового удара именно в этом: мера наказания должна отвечать мере проступка.

И в живом футболе эта логика в целом выдерживалась. Любой судья сознавал, что это высшая мера. Что приговорить за что попало нельзя. Что основания должны быть очень вескими. Сознавал – и соразмерял свои решения (откровенные бандиты не в счёт).

Теперь ничего соразмерять не нужно. Да и вообще думать ни к чему. Есть видеокамера – пусть думает она. Нашёлся стоп-кадр с контактом руки и мяча – этого достаточно. В результате футбол стал заполняться легковесными пенальти. Из высшей меры, каким был когда-то, теперь 11-метровый штрафной удар превращается в лотерейный выигрыш. Ломается философия, высший смысл.

Павел Кукуян и реакция Марко Николича на пенальти в игре с ЦСКА / Фото: © РИА Новости / Павел Бедняков

Такое происходит не только в России – везде. И хочется понять: почему люди, ответственные за судьбу футбола, этого не видят? А если видят, то почему не вмешиваются? Неужели консервативные британцы, которые вместе с ФИФА формируют ИФАБ (Международный совет футбольных ассоциаций), ведающий всеми изменениями в Правилах, согласны с тем, как ломаются основы их мудро организованной игры, которой покорилась вся планета? Или это просто капитуляция перед шоу-бизнесом?

Теперешнее переполнение футбола дешёвыми пенальти напоминает другой продукт модных технологий. А именно перманентную реформу мяча. Вы знаете, конечно, зачем производители постоянно выдумывают новые модели – чтобы осложнить жизнь вратарям. Должно быть больше голов, больше эмоций, больше шоу! Неужели и пустопорожние пенальти для того же? Просто чтобы мяч чаще попадал в сетку – неужели весь смысл в этом?

Но это хуже упражнений с мячом. Те-то философию футбола никак не нарушают. Удар по воротам как был, так и остаётся ударом – просто мяч выбирает иную траекторию. А здесь искажается основа. Доля спорта в идее футбола сокращается – а доля шоу растёт. Преимущество получает не более сильный, а более удачливый. Справедливости становится меньше. Особенно если ещё включаются специалисты по созданию дополненной реальности.

Конечно, потом может выясниться, что для благополучия футбола это хорошо. Но пока кажется, что плохо.

Комментарии Вконтакте Вконтакте Facebook Facebook
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 13 650 354 910 17 792 9 508 
 Ростов Ростов 9 250 240 500 12 454 6 503 
 Краснодар Краснодар 8 031 208 828 9 484 6 337 
 Спартак Спартак 10 803 280 886 9 105 12 501 
 Ротор Ротор 6 557 170 491 8 335 4 482 
 ЦСКА ЦСКА 9 103 236 690 7 839 10 367 
 Урал Урал 6 100 158 600 6 972 5 227 
 Динамо М Динамо М 6 780 176 292 6 890 6 670 
 Локомотив Локомотив 7 134 185 492 6 752 7 516 
 Рубин Рубин 6 964 181 072 6 704 7 187 
 Ахмат Ахмат 6 501 169 035 6 386 6 616 
 Сочи Сочи 6 464 168 070 5 162 7 982 
 Арсенал Арсенал 5 021 130 551 4 694 5 348 
 Уфа Уфа 5 081 132 131 3 282 6 624 
 Тамбов Тамбов 4 638 120 603 2 734 6 542 
 Химки Химки 4 042 105 115 1 494 6 591 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2021.
Для лиц старше 16 лет

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Гранов Д.И.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх