Бело-голубой фундамент, или Как покупать не ноги, а мозги

Андрей Колесников 01 февраля 2021 12:58

Кто-то заказывает титулы, а кто-то – систему, которая эти титулы будет производить.

Последняя новость из лагеря «Динамо»: клуб пополнился сербским профессором Андрея Милутиновичем, который будет куратором научно-спортивного направления. Человек работал на самом высоком уровне – как с командами («Интер», сборная Хорватии на ЧМ-2018), так и с игроками (Буффон, Модрич). Служебной задачей специалиста, как сообщает клуб, будет улучшение физических показателей, нацеленных на индивидуальный прогресс футболистов, анализ информации, внедрение новых технологий и методик, а также координация взаимодействия между медицинской службой и специалистами по физподготовке.

Андрея Милутинович / Фото: © ФК «Динамо» 

И это известие дополняет картину нового и весьма любопытного «Динамо». Картина эта начала складываться, пожалуй, год назад, когда клуб назначил спортивным директором Желько Бувача – человека, который чуть не двадцать лет был ближайшим соратником Юргена Клоппа. С тех пор штришок за штришком картина становится всё выразительнее. И сегодня, пожалуй, мы вправе говорить о непривычном и даже уникальном для российского футбола подходе. Когда приоритетом инвестиций становится не надстройка, а фундамент. Не команда, а клубная политика. Не ноги, а мозги.

Понятно, иностранными специалистами – тренерами, физиотерапевтами, диетологами – никого в нашем футболе давно не удивишь. Но есть ли у широкой аудитории представление об уровне этих специалистов? Наши клубы дают им работу, потому что они действительно специалисты или только потому, что иностранные?

Вопрос не кажется надуманным, когда слышишь вот такие примеры. В одном клубе РПЛ обычной практикой на внутренних совещаниях по спортивным вопросам давно стали яростные споры двух испанцев, которые служат в разных департаментах. Когда наши стали разбираться в природе этого необычного явления, выяснили, что люди происходят из далёких друг от друга испанских областей, а потому методики подготовки представляют себе совсем по-разному. А ведь приглашали их как носителей некоего тайного испанского знания! На деле же просто купились на моду, пришедшую с Хави и Иньестой.

Желько Бувач / Фото: © ФК «Динамо»

Так вот, в отличие от большинства других наших клубов, которым, как иной раз кажется, важно нанять просто иностранца, «Динамо» ищет за рубежом топ-специалистов. Бувач – безусловный топ (а как ещё оценить того, кого Клопп называл своим мозгом?). Пришедший сейчас Милутинович, судя по всему, в своём ремесле тоже где-то рядом. Сандро Шварца назвать топом, конечно, сложно, но та национальная тренерская школа, которой он принадлежит, таких характеристик вполне заслуживает (если кто забыл, то из четырёх полуфиналистов Лиги чемпионов последнего розыгрыша три команды возглавляли немцы).

Хотя по той логике, которой теперь следует «Динамо», топ-тренер совсем не обязателен. Потому что какой интерес у европейского топ-тренера может вызвать шестая команда России? Мало в ком из корифеев такой вариант может разбудить искрений азарт. Скорее нужен тренер на вырост, готовый развиваться и развивать. С такой же перспективой, как игроки.

Своеобразие динамовского подхода в том, что вложения в зарубежные топ-мозги не предполагает скорой отдачи. Одно дело, когда ты берёшь топа на позицию тренера или центрфорварда, и совсем другое – спортивного директора или куратора научно-спортивного направления. В первом случае ты заказываешь титулы, а во втором – систему. Система – это длиннее, но интереснее.

Между прочим, часть системы в «Динамо» давно готова. Клуб исторически богат на многообещающую молодёжь, вот только она чаще всего обещаний потом не оправдывает. И новый динамовский подход кажется уместным ещё и потому, что нацелен на устранение такого огорчительного несоответствия. Нездешние мозги нужны для того, чтобы здешние таланты оформились и окрепли.

Молодые динамовцы в спарринге против «Слована» / Фото: © ФК «Динамо» 

Если мы посмотрим на состав бело-голубых в последних контрольных встречах, то обнаружим массу своей молодёжи. Евгеньев, Слепов, Кутицкий, Москвичёв, Школик, Терехов, Липовой, Грулёв, Тюкавин, Карапузов, Захарян… Кажется, сегодня в РПЛ нет другой команды, которая бы задействовала своих воспитанников столь массово, даже с поправкой на обычную для сборов готовность тренеров к опытам. В двух последних спаррингах, например, все шесть динамовских голов забили ребята из этой компании (2:2 с казахстанским «Актобе» и 4:2 с братиславским «Слованом»).

Разумеется, игроков «Динамо» и покупает, но это не отменяет акцентов. Во-первых, покупают тоже в основном молодых, которым требуется развитие. Во-вторых, своих питомцев в сегодняшнем составе всё равно больше, основу стабильности клуб видит в них.

В общем, в поведении «Динамо» заметно желание построить здание успеха на объединении двух фундаментальных ценностей – собственных воспитанников и ведущих мировых технологий. Построить без спеха, основательно и прочно. Не видно, кто бы ещё в нашем футболе был готов идти таким же путём. И как всё новое, бело-голубой опыт, конечно, интригует.

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 607 540 192 27 146 15 607 
 Краснодар Краснодар 17 703 442 591 22 945 12 025 
 Спартак М Спартак М 17 745 443 645 14 128 21 084 
 Ростов Ростов 11 110 277 772 13 003 9 060 
 Факел Факел 10 213 255 347 11 418 9 102 
 Балтика Балтика 9 262 231 573 10 419 8 194 
 Динамо М Динамо М 9 800 245 000 10 088 9 533 
 ЦСКА ЦСКА 11 674 291 859 9 798 13 706 
 Урал Урал 8 848 221 200 9 272 8 387 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 263 231 592 8 370 10 088 
 Локомотив Локомотив 10 369 259 247 8 199 12 721 
 Пари НН Пари НН 8 244 206 122 7 158 9 421 
 Рубин Рубин 7 892 197 307 7 123 8 601 
 Сочи Сочи 7 315 182 889 4 841 9 599 
 Ахмат Ахмат 6 467 161 691 4 811 8 262 
 Оренбург Оренбург 6 116 152 903 3 617 8 422 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх