Футбол: Двенадцатый игрок. Часть первая

30 июня 2009 14:40

За последние годы российский чемпионат вышел на новый уровень, причем коснулось это не только клубов, но и их болельщиков. Посещаемость выросла в разы, а шумовая и визуальная поддержка на стадионах превратилась в целое искусство, которому посвятили себя тысячи людей. Решив воспользоваться летней паузой в турнире, Sportbox.ru дает комплексную оценку двенадцатому игроку каждой из команд премьер-лиги. Чьи трибуны поют громче и смотрятся ярче? Стадионы каких команд заполняются лучше других? И кто отличается не только громким голосом, но и примерным поведением?

На нашем портале проходит голосование, цель которого - определить самый популярный клуб российской премьер-лиги. Промежуточные результаты не стали большой неожиданностью и лишь подтвердили традиционный расклад сил. В итоге мы расположили команды в алфавитном порядке и разбили их на две группы по восемь клубов. Оба блока получились равномерными не только по соотношению количества болельщиков, но и, как оказалось, по качеству поддержки. Итак, вот они:

Группа 1

"Амкаp" (1.5%*)
"Динамo" (4%)
"Зeнит" (18%)
"Крылья Cоветов" (3.5%)
"Kубань" (1%)
"Лoкомотив" (11%)
"Москва" (0.4%)
"Pостов" (2%)

Группа 2

"Рубин" (5%)
"Cатурн" (0.25%)
"Cпартaк" М (27%)
"Cпартaк" Нч (0.3%)
"Терек" (0.3%)
"Томь" (0.7%)
"Химки" (0.2%)
ЦCKА (24.5%)

* - процент болельщиков, поддерживающих клуб по данным опроса на Sportbox.ru. Показатель округлялся.

Оценивать болельщиков мы решили по четырем параметрам и по пятибалльной шкале. В первую очередь принималась в расчет шумовая поддержка. Здесь важную роль играет слаженность пения, оригинальность кричалок и "зарядов", использование барабанов. Кроме того, представляется важным, способны ли фанаты поддерживать свою команду на протяжении всего матча, даже если счет на табло их не устраивает.

То, как болельщики умеют украсить свои трибуны, также свидетельствует о многом. Флаги, баннеры, цветные картонки – все это и есть атрибуты визуальной поддержки, без которой не обходится ни одно уважающее себя фан-движение. Огромное полотнище с устрашающим рисунком, вывешенное перед стартовым свистком, может создать настроение на весь матч.

Впечатление от слаженного пения и красочных баннеров может быть смазано, если трибуны заполнены наполовину. Так что при составлении нашего рейтинга посещаемость также принималась в расчет.

Еще один немаловажный аспект - насколько проблемными являются фанаты того или иного клуба. Зачастую песни трансформируются в матерные кричалки, а баннеры несут в себе оскорбительное содержание. Задеть оппонента, конечно, хорошо, но когда клубу приходится выплачивать за проделки болельщиков крупные штрафы, репутация движения в глазах общественности страдает. Поэтому мы решили, почти как в школе, выставить клубам оценки по поведению.

"АМКАР"

Шумовая поддержка - 2
Визуальная поддержка - 2
Посещаемость - 4
Поведение - 5

Болеют в Перми без изысков, зато искренне. На трибуны в больших количествах (хотя и в меньших, чем в прошлом году) ходят люди, далекие от фанатских страстей, которым все эти длинные песни и замысловатые баннеры, по большому счету, "до лампочки". Хотя нельзя не признать, что есть и немногочисленная группа активных товарищей, которые стараются придать процессу боления подобие организованности. Благодаря им да стихийным выкрикам "Амкар! Амкар!" в исполнении всего стадиона в первых двух графах не стоят единицы. Соответственно, никаких проблем с правоохранительными органами у болельщиков "Амкара" нет и быть не может. И хотя время от времени в СМИ и проскакивают сообщения о неких драках с участием пермских "горячих голов", массового характера подобные инциденты не принимают.

"ДИНАМО"

Шумовая поддержка - 3,5
Визуальная поддержка - 3,5
Посещаемость - 3
Поведение - 3

В последнее время фанаты "Динамо" здорово прибавили, и именно это движение оценивается как самое перспективное. Сильная сторона бело-голубых – звуковая поддержка. "Заряд" "Только Яшин, только Динамо!", по нашему мнению, является одним из самых гармоничных в премьер-лиге, а новые песни в репертуаре появляются с завидной регулярностью. Слабые стороны динамовцев – невысокая посещаемость и вытекающая из этого невыразительная визуальная поддержка. Да, так называемый "перфоманс" у динамовцев присутствует, но масштаба, увы, нет. Возможно, на своем реконструированном стадионе посещаемость увеличится. Сейчас далеко не каждый решится на увлекательное путешествие на электричке (пусть и бесплатной) в Химки.

Проблем своему клубу поклонники бело-голубых доставляют немного, однако за пределами стадиона хулиганят частенько. Злейшие враги – фанаты питерского "Зенита", и всякий раз, когда команды встречаются между собой, милицейские сводки пестрят сообщениями о массовых драках. Более того, в начале 2000-х о болельщиках "Динамо" ходила дурная слава: в ходе разборок с оппонентами они успешно применяли различные подручные средства (арматуру, кастеты, биты). По неписанному фанатскому кодексу чести подобное строго возбраняется. В последнее время подобных грешков за бело-голубыми замечено не было, однако от плохой репутации отмыться нелегко.


"ЗЕHИТ"

Шумовая поддержка – 5
Визуальная поддержка – 5
Посещаемость – 5
Поведение – 2

Что и говорить, когда весь город болеет за одну команду, ажиотаж вокруг каждой игры сумасшедший! И на стадион, вмещающий всего 21 тысячу человек, попадут именно те, кто действительно переживает за сине-бело-голубые цвета всем сердцем. Всяк, кто побывал на "Петровском", отмечает несравненную атмосферу и потрясающий уровень звуковой поддержки. Богатый репертуар, и главное, уровень исполнения не оставляют равнодушным даже самых заклятых врагов "Зенита". Оформление трибун у сине-бело-голубых тоже не уровне. В предматчевых шоу участвуют не только фанаты, расположившиеся за воротами, но и зрители центральных секторов. В общем, на сегодняшний день соперничать с сине-бело-голубыми во всех компонентах трибунной поддержки могут разве что фанаты "Спартака".

В вопросах поведения "конкурировать" с болельщиками "Зенита" тоже могут лишь красно-белые. В этом и минувшем сезоне руководству питерского клуба было от чего схватиться за голову. Печальную историю с баннером про Льва Яшина помнят все. Равно как и многочисленные инциденты до и после нее – файер на поле, вырванные кресла, столкновения с милицией. Не во всех этих историях виноваты болельщики "Зенита", но определенный имидж уже создан.

"КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ"

Шумовая поддержка – 3
Визуальная поддержка – 2
Посещаемость – 4
Поведение – 5

В Самаре футбол всегда любили и на "Крылья" ходили охотно. На матчи с лидерами стадион битком, как и раньше, а вот на рядовых играх на трибунах подчас зияют пустоты. Двойственное впечатление оставляет и собственно уровень боления. Визуальные акции, конечно, не сравнятся с теми, что устраивают болельщики московских клубов и "Зенита", но все же они присутствуют. Шумовая поддержка не отличается большой оригинальностью, но когда к делу подключается весь стадион, то звучит все это впечатляюще. К слову, интересно, как поведут себя болельщики "Крыльев" после приснопамятного матча с "Тереком". Ведь даже в среде поклонников самарского клуба мнения о нем разделились.

"КУБАНЬ"

Шумовая поддержка – 3
Визуальная поддержка – 3,5
Посещаемость – 4
Поведение – 5

Болельщики "Кубани", вышедшие вместе со своей командой в премьер-лигу по итогам предыдущего сезона, приятно удивляют. С посещаемостью в Краснодаре никогда не было проблем, а теперь инициативные люди пытаются направить энергию тысяч в нужное русло. Что и говорить, потенциал у фан-движения есть. Особенно здорово смотрелись некоторые визуальные акции, а вот в пении нужно прибавлять. Ну что ж, все будет, нужно только время. Команда-то у кубанцев в кой-то веки подобралась очень приличная.

"ЛОКОМОТИВ"

Шумовая поддержка – 4
Визуальная поддержка – 4,5
Посещаемость – 3
Поведение
– 4

Главная проблема фанатов "Локомотива" – низкая посещаемость и не самый высокий авторитет среди болельщиков других команд. Отсюда проблемы и в шумовой, и в визуальной поддержке. Однако нельзя не признать, что с репертуаром и пением у поклонников красно-зеленых все в порядке, равно как и с идеями баннеров и предматчевых "перфомансов". В прошлых сезонах на домашних матчах "Локо" можно было наблюдать потрясающие по красоте шоу, однако тогда фанатам активно помогал клуб. После некоего раскола в рядах активных болельщиков масштаб пропал, и акции приобрели "местечковый" характер. Выездная активность железнодорожников также оставляет желать лучшего.

Отличает красно-зеленых довольно-таки положительная репутация в глазах общественности и, главное, милиции – толерантные, открытые для диалога, послушные. Вот только определенная часть фанатов с реноме "карманных болельщиков" не согласна и иногда хулиганит.


"МОСКВА"

Шумовая поддержка – 1
Визуальная поддержка – 1
Посещаемость – 1
Поведение – 5

Что можно сказать про клуб без болельщиков? Хотя простите, определенный контингент на матчи "Москвы" все же ходит и возможно даже переживает за, с позволения сказать, "горожан". Удивительное дело, у "Торпедо-ЗИЛ" и "Торпедо-Металлурга", которые и породили клуб-тезку российской столицы, болельщиков было куда больше. И это при том, что "Тор-Мет", например, болтался на дне турнирной таблицы, а нынешняя "Москва" уже который год демонстрирует весьма привлекательный футбол.

В актив редким фанатам "Москвы" можно записать в актив разве что несколько флагов да поразительное упорство, с коим они в три глотки распевают песни про российскую столицу. Ну и, конечно же, безупречное поведение.

"РОСТОВ"

Шумовая поддержка – 3
Визуальная поддержка – 3
Посещаемость – 3
Поведение – 3

У "Ростова" фан-движение сформировалось давно и успело зарекомендовать себя с самых разных сторон. Во-первых, ростовчане славятся активной выездной деятельностью. Во-вторых, их фанаты не раз попадали в милицейские сводки. Ну и в-третьих, в самом Ростове-на-Дону не самый плохой уровень поддержки своей команды. Хотя стоит признать, что, учитывая многолетнее пребывание в высшем эшелоне российского футбола, он мог быть куда выше. Да и посещаемость оставляет желать лучшего. Все-таки не заполнить 17-тысячный стадион на матч с лидером чемпионата - серьезный повод призадуматься лидерам ростовских "ультрас".

Дмитрий Зеленов, Sportbox.ru

Продолжение материала читайте в среду, 1 июля!

Комментарии Вконтакте Вконтакте Facebook Facebook
По теме
© АО «Спортбокс» 2007 — 2018.
Для лиц старше 16 лет

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № 77-65642 от 04.05.2016
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: АО «Спортбокс», ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Гранов Д.И.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх
Сообщение о блокировке
Видео недоступно для просмотра из-за блокировщика рекламы. Пожалуйста, отключите блокировщик, и смотрите Спортбокс в полном объеме. Только благодаря рекламе мы можем предоставить Вам этот контент бесплатно. Спасибо за понимание.