Памяти «формульного» рыцаря с тросточкой и накладной бородой

В понедельник «королева автоспорта» потеряла своего самого настоящего рыцаря – сэра Джона Артура Брэбэма, которого большинство поклонников «Ф-1» знают по имени Джек. Жизнь и свершения легендарного австралийца достойны голливудского сценария. Но пока мэтры Фабрики грёз только думают над этим, Sportbox.ru действует!
У каждого мальчика в детстве была мечта, у каждого второго она была связана со скоростью, погонями, перестрелками. Маленький потомок английских эмигрантов грезил небом, а оно в Австралии особенное, почти круглый год ярко-голубое, с плывущими на огромной высоте перистыми облаками. Джек хотел быть летчиком, и шанс осуществить эту мечту ему подарила жестокая и бесчувственная женщина по имени война.
В его родном Хартсвилле не разрывались бомбы и не было слышно, как над Тихим океаном погибают отчаянные японские самураи на «Зеро» и не менее храбрые пилоты Королевских ВВС Австралии на своих «Сифайрах». Джек читал местные газеты, которые воспевали романтику воздушных сражений, но не упоминали о том, что редкий пилот совершал более трех боевых вылетов. Дождавшись 18-летия, Брэбэм записался добровольцем в ВВС, где ему очень крупно повезло - вместо пилота он стал механиком, и мы получили великого гонщика, а не одного из сотен молодых ребят, погибших в небесах и нашедших последний приют в соленых водах океана.
В 1946-м, спустя год после официального окончания войны, Джек демобилизовался и открыл небольшую мастерскую по ремонту автомобилей. Через какое-то время он начал выступать сам, выиграв подряд четыре чемпионата Австралии по спидвею.
После продолжительных скитаний по различным гоночным сериям, 29-летний Брэбэм впервые покинул страну Оз, как часто называют Австралию, и отправился на родину своих предков – в Англию. Это был 1955 год, ставший для Джека дебютным в «Формуле-1». Свой первый «Гран-при Великобритании», который он провел за рулем «Купера», Брэбэм провалил – 25-е место в квалификации и сход в гонке из-за технических проблем. В следующем сезоне на его машине будет красоваться легендарный трезубец «Мазератти». Но нанизать на него даже немного зачетных очков Джеку не удалось.
В 1957-м он возвращается в «Купер». Без особого успеха откатав ближайшие два чемпионата, он неожиданно становится королем, выиграв титулы сезонов 1959 и 1960 годов. Особенно запоминающимся выдался первый. Во время заключительной гонки в американском Себринге в машине Джека закончилось топливо за круг до финиша. Но Брэбэм не растерялся и самостоятельно дотолкал болид до финиша, став четвертым в итоговой классификации.
Это была эпоха, когда фраза «тихо едешь, дальше будешь» стала девизом победителей. В «Купере» это осознали и сделали ставку на феноменальную по тем временам надежность, а не на скорость. Но в 1961 году, после изменения регламента, английские команды сильно сдали и на авансцену вышли алые болиды «Феррари». Тот чемпионат Джек завершил 11-м в итоговой классификации и стал всерьез задумываться о создании собственной команды.
Уже в следующем сезоне Брэбэм вывел на трассу болид команды-однофамилицы. Его напарником стал американец Дэн Гарни. Первую победу новорожденной конюшне принес именно пилот из США, а не ее родной отец – во Франции-1964. В 66-м Джек выиграл свой последний, третий в карьере титул. Ему на тот момент «стукнуло» 40 лет. Многие СМИ по ходу сезона подшучивали над возрастом Брэбэма. Сам «престарелый» в накладе не остался и, как принято говорить сейчас, «потроллил» недоброжелателей – на старт «Гран-при Голландии» он вышел с накладной бородой и опираясь на трость. С помощью соперников забравшись в болид, он скинул бутафорскую растительность с лица и выиграл гонку.
В 1970-м Джек мог взять четвертую «корону» в карьере. Но ему помешала досадная ошибка на последнем круге гонки в Монако. Тот сезон стал заключительным для 44-летнего пилота Брэбэма. Блэк Джек, как его прозвали за черный цвет волос и некоторую скрытность, продал свое детище всесильному ныне Берни Экклстоуну и вернулся в родную Австралию.
Джек был и навсегда останется настоящей легендой не только «Формулы-1», но и всего мирового автоспорта. Его заслуги признали и в правящей династии Великобритании, в 1966 году присвоившей ему рыцарский титул – первый среди всех пилотов «королевских гонок». Кому этого недостаточно, взгляните на статистику:
Гран-при: 128
Старты: 126
Победы: 14
Пьедесталы: 31
Поулы: 13
Быстрейшие круги: 12
Лидирование старт/финиш: 5
Пройдено кругов: 6162
Круги лидирования: 824
Очки: 261
19 мая 2014 года сэра Джека не стало. Он ушел от нас после продолжительной болезни, в возрасте 88 лет. В этой жизни всегда остается то, чего ты так и не успел сделать. Брэбэм вряд ли оказался исключением. Но он сумел осуществить главное – исполнить свою мечту:
- Всем нам очень грустно, отец умер в возрасте 88 лет, - сказал младший сын Джека Дэвид. – Ему выпало прожить невероятную жизнь, за которую он успел достичь большего, чем мог мечтать. Память о нём будет жить всегда, вместе с тем удивительным невероятным наследием, что он оставил.
Илья Буяев, Sportbox.ru
- Команда «Формулы‑1» «Ред Булл» объявила об уходе Хорнера и назначении Мекиса
- Норрис выиграл Гран‑при Великобритании, Пиастри после штрафа стал вторым, Хюлькенберг впервые поднялся на подиум
- Ферстаппен завоевал поул на Гран‑при Великобритании
- Леклер показал лучшее время в заключительной тренировке Гран‑при Великобритании
- Норрис показал лучшее время во второй практике Гран‑при Великобритании «Формулы‑1»
- Хэмилтон показал лучшее время в первой практике Гран‑при Великобритании
- Норрис победил в гонке Гран‑при Австрии, Пиастри — второй, Ферстаппен сошел на первом круге
- Ферстаппен и Антонелли досрочно завершили Гран‑при Австрии после аварии на первом круге
- Норрис выиграл квалификацию Гран‑при Австрии «Формулы‑1»
- Норрис стал лучшим в третьей тренировке Гран‑при Австрии
- Хэмилтон извинился перед Антонелли за инцидент в ходе тренировки на Гран‑при Австрии
- Норрис показал лучшее время во второй практике Гран‑при Австрии «Формулы‑1»
- Расселл показал лучшее время в первой сессии свободных заездов Гран‑при Австрии
- Двукратный чемпион «Формулы‑1» Фернандо Алонсо назвал любимого российского футболиста
- Автогонщик Мазепин: «Из‑за санкций был вынужден завершить свою карьеру на пике»
- «Формула‑1» продлила контракт на проведение Гран‑при Канады до 2035 года
- Хэмилтон сожалеет, что сбил сурка на Гран‑при Канады
- Стюарды Гран‑при Канады отклонили протест «Ред Булл» на действия Расселла
- Стюарды «Формулы‑1» вынесли предупреждения семерым гонщикам по итогам Гран‑при Канады
- «Очевидно, он высматривал Ферстаппена» — «Ред Булл» о протесте на действия Расселла
- «Ред Булл» подал официальный протест на действия победителя Гран‑при Канады Расселла
- Расселл выиграл Гран‑при Канады «Формулы‑1», Ферстаппен стал вторым, Норрис сошел
- Хаджар потеряет три позиции на стартовой решетке Гран‑при Канады
- Расселл выиграл квалификацию Гран‑при Канады, Ферстаппен стал вторым, Пиастри - третьим
- Представитель «Макларена» опроверг, что Трамп может сесть за руль болида команды «Формулы‑1
- Леклер не смог выступить во второй практике перед Гран‑при Канады из‑за последствий аварии
- Ферстаппен показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Канады, Леклер разбил машину
- Опубликован календарь «Формулы‑1» на сезон‑2026 из 24 этапов, гонка в Мадриде запланирована на сентябрь
- «В следующий раз принесу носовые платки». Ферстаппен — в ответ на критику со стороны Расселла
- Хэмилтон назвал Гран‑при Испании худшей гонкой за свою карьеру
- Пилот «Мерседеса» Расселл — об инциденте с Ферстаппеном: «Не знаю, что было у него на уме, казалось, что он действовал умышленно»
- Ферстаппену после Гран‑при Испании остался один штрафной балл до автоматической дисквалификации
- Пиастри стал победителем Гран‑при Испании, Ферстаппен получил штраф и занял 10‑е место
- Пиастри выиграл квалификацию Гран‑при Испании, Норрис стартует вторым, Ферстаппен — третьим
- Пиастри — лидер заключительной тренировки Гран‑при Испании
- Действующий чемпион MotoGP Хорхе Мартин получил 11 переломов ребер в первой гонке после возвращения
- Действующий чемпион MotoGP получил переломы руки и ноги во время тестов на трассе в Малайзии
- Соперник погибшего мотогонщика снялся с соревнований, чтобы позволить тому посмертно выиграть чемпионство
- Шестикратный чемпион MotoGP Марк Маркес подписал контракт с Ducati, его напарником будет Франческо Баньяя
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Дебютант чемпионата Европы по ралли 21‑летний Маттео Доретто разбился во время тестового заезда на этапе в Польше
- Экипаж Грязина и Александрова выиграл первый этап чемпионата Европы по ралли
- Чемпион «Дакара» Карякин назвал старт, где могут выступить российские гонщики после допуска FIA
- FIA оштрафовала пилота ралли за нецензурную брань на 10000 евро
- Работа над проектированием маршрута ралли «Шелковый путь» 2025 года уже начата, сообщил Чагин
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru