Марк Уэббер. Чужой среди своих

02 декабря 2013 13:44

«Гран-при Бразилии» стал последним в формульной карьере Марка Уэббера. Sportbox.ru вспоминает путь австралийца в «королевских гонках».

Дебютировал в «Формуле-1» Уэббер достаточно ярко. В 2002 году в первой же гонке сезона, которая прошла у него на родине, он приехал пятым на самой скромной машине того времени — «Минарди». Но пятое место стало залогом не скорости болида, а массовых сходов соперников по ходу гонки. И в оставшихся Гран-при сезона Марк не смог приблизиться к такому успеху.

Однако Уэббер смог неплохо себя зарекомендовать и на следующий год получил приглашение в «Ягуар», в котором провел два сезона. Особых результатов за это время он не достиг. Лучшим финишем за два года было шестое место (4 раза). Но зато дважды в квалификациях стартовал с третьей позиции, что для «Ягуара» было большим достижением. Плюс ко всему, Марк уверенно превосходил своих партнеров по команде — Антонио Пиццонию, Джастина Уилсона и Кристиана Клина.

В 2005 году Уэббер сделал еще один шаг по карьерной лестнице, перейдя в «Уильямс». Правда, именно с этого года результаты британской «конюшни» пошли на спад. Это не помешало австралийцу первый раз в карьере приехать на пьедестал почета, да не где-нибудь, а на легендарном «Гран-при Монако». Но это было единственным светлым пятном для Марка за два года, проведенных в «Уильямсе». А ведь это время он мог провести в чемпионской команде «Рено», куда его тогда звал Флавио Бриаторе, который был менеджером Уэббера. Но австралиец посчитал, что в «Уильямсе» будет лучше.

Определяющий момент в карьере Марка произошел в августе 2006 года, когда было объявлено о подписании контракта с командой «Ред Булл». Именно с этой «конюшней» у австралийца связаны как самые приятные воспоминания, так и не очень.

В 2007–08 годах австрийский коллектив еще не представлял из себя грозной силы, и за это время Уэббер только раз поднялся на пьедестал. Он мог одержать и первую в карьере победу, если бы не Себастьян Феттель, который тогда еще не был партнером австралийца, а выступал за «Торо Россо». Произошел инцидент в 2007 году на «Гран-при Японии». Незадолго до финиша лидировавший в гонке Льюис Хэмилтон на рестарте притормозил пелетон, чтобы отпустить автомобиль безопасности вперед. Шедший третьим Феттель не успел сориентироваться и врезался в Уэббера, которой шел на второй позиции. В итоге оба вынуждены были закончить гонку. По словам советника «Ред Булла» Хельмута Марко, именно с этого момента между гонщиками началась неприязнь.

С 2009-го оба были уже по одну сторону баррикад. И если в первый год выступлений бок о бок у пилотов был равный статус в команде, то в последующие сезоны Кристиан Хорнер и Ко давали ясно понять австралийцу, кто здесь номер 1. Но обо всем по порядку.

С приходом в команду Феттеля для Уэббера было важно показывать высокие результаты и не уступать партнеру. И в целом австралийцу это удавалось. В первой половине сезона-2009 на счету австралийца было пять пьедесталов, включая первую в карьере победу, которая случилась в Германии в 130-м старте гонщика. Те же пять пьедесталов были и у Феттеля, но немец одержал на одну победу больше. Во второй половине сезона оба пилота по три раза поднимались за шампанским, и снова Себ дважды стоял на верхней ступеньке против одной победы у Марка.

На следующий год это противостояние получило новый виток. Проведя не слишком удачные первые гонки сезона, Уэббер смог прибавить и одержал две победы подряд, приехав на этап в Турцию с точно таким же очковым багажом, как и у его напарника. Австралиец вполне мог продолжить победную серию, но у Феттеля на этот счет было иное мнение. На 40-м круге гонщики столкнулись в борьбе за лидерство, когда Марк ехал первым в щадящем режиме, экономив топливо, а Себ гнал без ограничений. Команда не стала публично никого обвинять в этом инциденте, но для себя выводы сделала.

Спустя два этапа, в Великобритании, Уэбберу открыто указали на его место в коллективе. «Ред Булл» привез на гонку два экземпляра нового переднего антикрыла, одно из которых, на машине Феттеля, было повреждено на третьей тренировке в субботу. Тогда руководство команды решило снять второе с машины старшего ребенка семьи и отдать его младшему и более любимому. В итоге гонка для немца не заладилась, а австралиец одержал победу, после которой по радио сказал команде уже крылатую фразу: «Неплохо для номера два?»

Несмотря на все это, Уэббер до последнего в том сезоне претендовал на чемпионский титул, но проиграл его собственноручно, вылетев на первых кругах «Гран-при Кореи» и блекло проведя заключительный этап сезона в Абу-Даби. Данная неудача серьезно повлияла на амбиции австралийца, и следующие два года он провел почти незаметно, одержав всего три победы. Феттель еще больше укрепился в позиции лидера команды, беря титул за титулом, а Марк покорно продлевал контракт год за годом, понимая, что выиграть чемпионат ему в этой команде вряд ли дадут.

Но у всего, как известно, есть предел. И для Уэббера он настал на «Гран-при Малайзии» 2013 года. Австралиец лидировал, Феттель шел вторым, обоим из боксов сказали по радио «Мульти 21», что означало доехать до финиша в таком порядке на щадящем режиме двигателей, но немец не счел нужным этот приказ выполнять и обошел партнера. Именно после этого инцидента Уэббер понял, что с него хватит и спустя несколько месяцев объявил об уходе из «Формулы-1».

За 7 сезонов, проведенных в «Ред Булле», Марк так и не стал своим. Своей открытостью он полюбился многим болельщикам, для которых его карьера в «королевских гонках» запомнится с положительной стороны. Для других же Уэббер останется в памяти как нытик и «спящий» на стартах гонок. В любом случае, австралиец не был роботом, как большинство гонщиков чемпионата, которые из гонки в гонку повторяют одни и те же слова. Пальму первенства в этом вопросе у него может перехватить разве что Кими Райкконен, который после ухода Марка станет самым возрастным пилотом «Ф-1».

Дмитрий Соколов, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте Facebook Facebook
По теме
Еще
MotoGP Ралли
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2021.
Для лиц старше 16 лет

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Гранов Д.И.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх