«Заубер». Птенцы гнезда Петерова

19 июня 2012 10:16

В этом году Петер Заубер уходит с поста руководителя созданной им команды — в октябре ему исполняется 70. Символично, что именно сейчас «Заубер» выступает лучше, чем когда-либо: Серхио Перес уже дважды стоял на пьедестале с сильными мира сего. Многие обещают мексиканцу блестящую карьеру и прочат ему место в «Феррари». Sportbox.ru решил вспомнить, кого же еще вырастил Петер Заубер за свою долгую карьеру.

Коллектив Заубера строил гоночные прототипы еще в 70-х годах, пока, наконец, не заслужил звание официального представителя «Мерседеса» в гонках на выносливость. В конце 80-х/начале 90-х швейцарско-немецкая связка «Заубер-Мерседес» регулярно побеждала в чемпионатах прототипов и выиграла престижнейший марафон «24 часа Ле-Мана». А среди пилотов серебристых машин был еще никому тогда не известный Михаэль Шумахер, совмещавший выступления в «Заубере» с молодежной «Формулой-3».

Но на дальнейшей карьере Михаэля мы сейчас подробно останавливаться не будем — достаточно сказать, что уже в 1991 году он дебютировал в «Формуле-1», но отнюдь не в «Заубере». Самому швейцарскому коллективу до перехода в высшую лигу автоспорта оставалось еще два года — «Заубер» пришел в «Ф-1» в 93-м, надеясь представлять «Мерседес» и тут. Но в последний момент немцы отказались от полноценного возвращения, ограничившись только поставками «Зауберу» своих моторов под шильдиком «Ильмор».

Но Петеру Зауберу было уже некуда отступать. Его черные, почти без спонсорских наклеек болиды под управлением Карла Вендлингера и Юрки-Ярви Лехто довольно быстро сумели закрепиться в середине пелотона (первый сезон команда закончила на седьмом месте). Правда, статус «вечных середняков» с тех пор приклеился к ним на годы — особенно после того, как «Мерседес» в 1995 году отдал свои моторы «Макларену», а Петеру Зауберу пришлось спешно заключить контракт с «Фордом».

Первый настоящий взлет «Заубера» в «Ф-1» состоялся много лет спустя — в 2001 году, и был неразрывно связан с двумя совсем молодыми тогда именами. Быстрый дуэт Ника Хайдфельда и Кими Райкконена вытащил команду на четвертое место в Кубке конструкторов. Причем Кими в его дебютном сезоне был всего 21 год, а за плечами не было опыта езды на машинах серьезнее двухлитровой «Формулы-Рено». Но Заубер лично поручился за молодого финна, и ФИА выдала ему временную суперлицензию. В постоянную она превратилась после первой же гонки сезона в Австралии — Кими финишировал шестым и заработал одно очко. Многие, правда, забывают, что Ник Хайдфедьд в том же сезоне выступал гораздо сильнее, заработал один кубок за третье место в Бразилии и готовился перейти в «Макларен» на замену уходящему Мике Хаккинену… Но команда предпочла взять Кими.

Сейчас видно, что именно этот судьбоносный выбор Рона Дэнниса во многом сломал карьеру Нику. Он был вынужден провести в «Заубере» еще два года, в течение которых уже не показывал сенсационных результатов. Его новым напарником стал молодой бразилец Фелипе Масса — Заубер продолжал ставить на дебютантов. Другое дело, что машина после сезона-2001 уже не позволяла бороться за пьедесталы, а в 2003 году Массу позвали тестером в «Феррари», чтобы снова вернуть Зауберу спустя год — набираться опыта перед переходом в кокпит одной из боевых машин скудерии.

В двухтысячных в чемпионат массово приходили крупные автопроизводители, и частные команды постепенно стали вымирающим видом. Маленький, но гордый «Заубер» был среди них образцом благополучия: надежные спонсоры (в том числе швейцарский банк Credit Suisse и производитель энергетиков Red Bull), стабильные результаты и перспективная молодежь за рулем. Возможно, уже тогда Петер Заубер осознавал, что вечно эта идиллия продолжаться не может — «Ред Булл» готовился создать свою команду, подкрадывающийся мировой финансовый кризис скоро ударит по банкам, а расходы на участие в гонках будут только возрастать.

Поэтому, когда баварский концерн БМВ предложил Петеру продать «Заубер», он согласился. В конце концов, это было сродни удачному браку: команда сохраняла базу в Хинвиле и всех сотрудников, получала мощные эксклюзивные моторы (взамен прошлогодних модификаций «Феррари») и многократно выросший бюджет. Все решения теперь принимал представитель БМВ Марио Тайссен — именно он и вернул немца Хайдфельда.

Но даже в обновленном виде команда не изменяла себе и сумела открыть миру «Формулы-1» два молодых таланта — Роберта Кубицу, заменившего в сезоне-2006 Жака Вильнева, и Себастьяна Феттеля, который в том же сезоне стал тестером команды. Уже через год он успешно заменял Кубицу после его страшной аварии на «Гран-при Канады» и в 19-летнем возрасте стал самым молодым пилотом, заработавшим очки в гонке. Правда, по уже сложившейся традиции «Заубера», удержать юное дарование не получилось: следующий сезон Феттель провел в «Торо Россо», где и одержал первую победу. Сам Петер Заубер уже не был руководителем команды, но сохранял пост советника и присутствовал на командном мостике.

Когда же БМВ наигралась с «Ф-1» и решила уйти после слабо проведенного сезона-2009, именно он спас свою команду от закрытия и выкупил ее обратно. Машины 2010 года снова (как и в 1994-м!) почти не имели на себе спонсорских наклеек и приводились в движение моторами «Феррари», а одной из них опять управлял пилот-дебютант. Это был Камуи Кобаяши, проводивший свой первый полный сезон: после его потрясающей езды за «Тойоту» в финальных гонках 2009 года, Заубер стал единственным, кто предложил отчаянному японцу контракт и спас его от карьеры повара в ресторане отца.

И опять не прогадал — Кобаяши принес команде большую часть очков, регулярно обгоняя своих опытных напарников Педро Де ла Росу и Хайдфельда (тот ненадолго вернулся в «Заубер» третий раз за карьеру). Но уже в 2011 году у японца появился достойный соперник — молодой мексиканец Перес, который дал команде не только деньги сотового оператора. Если первую половину дебютного сезона он довольно бледно смотрелся на фоне Камуи, то во второй не оставил от японца и следа. Интересно, что в 2008 и 2009 годах Серхио был партнером по команде нашего Виталия Петрова в «зимней» серии GP2 Asia и проиграл ему тогда два очка за сезон.

Сейчас «Заубер» проводит лучший сезон в карьере: Перес чуть было не выиграл гонку в Малайзии, финишировал третьим в Канаде и окончательно затмил Кобаяши. Болид C31, созданный Джеймсом Ки, оказался очень конкурентоспособным и продолжает им оставаться даже после того, как конструктор покинул команду и вернулся домой в Британию. Петер Заубер (кажется, совсем не ждавший такого успеха) осторожно прогнозирует, что его пилоты еще несколько раз в этом году попадут на пьедестал, и советует Пересу остаться.

Удивительно, но во второе верится куда меньше, чем в первое. Серхио является слушателем гоночной академии «Феррари» и вся Мексика давно видит его в качестве партнера Фернандо Алонсо. В скудерии, кажется, даже и не отрицают интереса, уточняя лишь, что Перес еще «не готов». Поэтому такая замена едва ли произойдет до конца сезона. Впрочем, у «Заубера» уже есть в запасе новый молодой и перспективный — двадцатилетний тест-пилот Эстебан Гутьеррес. Тоже мексиканец, тоже быстрый и тоже из GP2. История повторяется.

Игорь Асанов, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
MotoGP Ралли
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх