Овалы, треугольники и даже самолет. Самые странные конфигурации трасс «Формулы-1»

02 декабря 2020 14:59

В грядущие выходные «Формула-1» проведет вторую подряд гонку в Бахрейне, но уже не на привычной нам конфигурации. «Внешний» трек, как следует из названия, проходит только снаружи, как бы огибая «Сахир» и исключая из него внутреннюю часть — с 5 по 12 повороты. 

Подобный вид трека довольно необычен и экспериментален для современной «Ф-1». Мы решили вспомнить, какие еще трассы со «странной» конфигурацией посещала «королева автоспорта».

Айн-Диаб (Гран-при Марокко, 1958 год; в 1957-м проходила вне зачета)

Это трасса общей протяженностью в 7,600 километров была построена в 1957 году и проложена на дорогах общего пользования между городами Касабланка и Аземмур. Ее конфигурация чем-то напоминала «внешний» Бахрейн — в Айн-Диаб не было внутренних секций, форма походила на большой прямоугольник со множеством волнистых линий в виде шикан, двух 90-градусных поворотов и двух дуг, подобных знаменитой «Параболике». 

https://twitter.com/f1_old/status/451547482149761026

В 1958 году она принимала последний этап сезона, во время которого впервые за титул сражались два британца — Стирлинг Мосс («Вануолл») и Майк Хоторн («Феррари). Для победы в чемпионской гонке Хоторну нужно было финишировать не дальше второй позиции — в скудерии решили облегчить ему задачу и попросту применить командную тактику. В те годы машины были довольно хрупкими и легко ломающимися — на этом-то и решили сыграть напарники Майка. Фил Хилл шел вторым и оказывал давление на Мосса, а Хоторн делал то же самое с Тони Бруксом. В итоге Хоторн обогнал Брукса (тот не смог совершить такой маневр в ответ — довел автомобиль до предела и сломал его), и Хилл уже пропустил своего напарника, таким образом дав ему выиграть титул. Эта гонка стала последней для Майка — в 1959-м он объявил о завершении карьеры, и через три месяца после Гран-при Марокко погиб в дорожной аварии. Сам же уик-энд омрачился другой страшной историей. У Стюарт Льюиса-Эванса во время заезда тоже загорелся мотор, но тот, в отличие от Брукса, ушедшего с трассы на своих двоих, легким испугом не отделался. Он получил тяжелые ожоги и скончался через шесть дней в больнице. Опустошенный утратой, Энтони Вандервелл, владелец команды «Вануолл» (первый обладатель кубка конструкторов в «Ф-1»), ее покинул. 

Пескара (1957)

Самый длинный трек, на который когда-либо приезжала «Формула-1», — его протяженность составляла 25,8 км. Если Айн-Диаб походил на прямоугольник, то Пескара напоминала треугольник, только внизу вместо прямой линии — куча поворотов различной крутости. Холмистая трасса тоже проходила по дорогам общего пользования и огибала несколько деревень. Она отличалась не только своей конфигурацией, но и долгими прямыми (5,5 км — чуть короче прямой «Мульсан» в Ле-Мане) вкупе не с самыми безопасными виражами. Энцо Феррари даже запретил команде отправляться в Пескару из-за излишней опасности, но пилот красных Луиджи Муссо все же выступил там неофициально.

https://www.instagram.com/p/BdP6AWeD_RW/

Овальный «Индианаполис» (1950-1960)

Парад геометрических фигур продолжает «Индианаполис», куда «Формула-1» приезжала не только в начале XXI века. Когда-то знаменитая американская гонка «Инди-500», проходящая на овале, входила в чемпионат «королевских гонок», причем только в личный зачет. В ней практически не участвовали постоянные пилоты «Ф-1» — всему виной были разные регламенты. Да и возить команды за океан, чтобы получить не самую высокую возможность «залезть» в очки, конкурируя с 33 соперниками, было дорого и не очень практично. Зато это дало возможность нескольким пилотам войти в историю и попасть в список победителей Гран-при, одержав именно в «Инди-500» свою единственную победу в «Ф-1».

https://www.instagram.com/p/Bz-5g9Igux4/

«Финикс» (1989-1991)

Гран-при США прошел в Финиксе трижды, причем с 1989 по 1990 на одной конфигурации, а последняя гонка — уже на видоизмененной. Трасса проходила по улицам города, напоминая…самолет: десять 90-градусных поворотов, разбавленных двумя прямыми, шиканой и дугами. Трек был широким и позволял обгонять, однако из-за невозможной жары во время первого заезда до конца доехали лишь шесть пилотов из 26 стартовавших. Идея проводить уик-энд летом была явно не самой удачной (учитывая, что главной задачей этого Гран-при в принципе было привлечение внимания и повышение популярности), поэтому на следующие два сезона организаторы сдвинули этап на начало марта. 

https://twitter.com/DESxTROYxER43/status/1120490610689966081

В 1991-м связку 6-8 поворотов убрали — теперь вместо прямоугольника тот кусок закруглялся и стал походить на голову удава.

Изменения на трассах после гибели Сенны

Борьба за безопасность — одно из самых важных, но при этом трудно принимаемых пилотами и фанатами веяний в автоспорте. Подобное противоречивое восприятие возникает либо из-за непонимания, как-то или иное нововведение поможет, либо из-за непривычного дизайна. За примерами далеко ходить не надо — всего два года назад систему Halo считали «уродской» и «бесполезной», однако она уже не раз доказала свою эффективность, и стала вполне привычной для глаз.

Подобным образом в 1994-м катализатором к действию стала гибель Айртона Сенны. Помимо повышения безопасности автомобилей дело дошло и до трасс. «Сильверстоун» в некоторых поворотах замедлили и сузили, заодно добавив шикану в «Эбби» (эти изменения сохранились до 1996-го), «Имоле» внедрили шиканы в скоростные повороты «Тамбурелло» и «Вильнев», сузили второй «Лесмо» в Монце, поставили временную шикану из шин в Эшториле и Барселоне. Однако главным и самым странным новшеством стала шикана на трассе «Спа-Франкоршам» в связке «О’Руж-Родийон», — в некогда скоростном месте в 1994-м пилотам приходилось замедляться до второй передачи, и вместо зрелищного и быстрого движения получался паровозик. 

https://twitter.com/1990sF1/status/1166676838082666496

Изменения на «Сахире» связаны не с безопасностью (хотя в минувшее воскресенье эта трасса едва не стала последней в жизни Ромена Грожана), а с разнообразием. Организаторы решили не проводить две подряд гонки в Бахрейне на одинаковой конфигурации, предложив пилотам и болельщикам нечто новое. Уже в эти выходные мы увидим, к каким результатам приведут их старания.

Комментарии Вконтакте Вконтакте Facebook Facebook
По теме
Еще
MotoGP Ралли
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2021.
Для лиц старше 16 лет

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Гранов Д.И.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх