Последний джедай. Почему Райкконен должен вечно выступать в «Ф-1»
В минувшие выходные Кими Райкконен стал рекордсменом по количеству стартов в «королевских гонках», число которых он довел до 323-х. Разбираемся, в чем причина столь долгого романа 40-летнего финна с «Формулой-1», и почему он не должен заканчиваться.
У Райкконена всегда были природный талант и скорость, а также умение пилотировать любой болид, даже настроенный под другого гонщика. Эту суперспособность он получил еще в детстве, когда его отец купил «Ладу», ставшую первым автомобилем Кими. После российской машины приспособиться к любой технике можно без особых проблем.
В «Ф-1» Райкконен дебютировал в 21 год. Сейчас это уже считается старостью, а в те времена финн казался настолько юным, что ему даже не хотели давать суперлицензию. Но Петер Заубер все-таки решил этот вопрос с тогдашним президентом ФИА Максом Мосли, и в марте 2001-го на трассе в Мельбурне мир впервые увидел будущего чемпиона мира. Кими поразил сразу, став одним из шести гонщиков, кто не отстал от Михаэля Шумахера на круг, и финишировав в очках. Тогда, напомню, их получала только первая шестерка, которую пилот «Заубера» и замкнул.
Яркий дебют не остался незамеченным, и в конце сезона «Макларен» забрал Райкконена у «Заубера», заменив им не кого-нибудь, а Мику Хаккинена. В своей книге «Как построить машину» великий инженер и конструктор Эдриан Ньюи, работавший в те годы в Уокинге, написал, что в плане управления болидом вообще не заметил разницы между двукратным чемпионом мира и вчерашним новичком. Характеристика, не нуждающаяся в комментариях.
Увы, 2002-й особой радости Райкконену не принес. Карьера в «Макларене» началась с третьего места в Австралии, а продолжилась десятью сходами и шестым местом в личном зачете. Однако ставка в команде все равно была сделана на Айсмена, хотя в ее распоряжении находился куда более опытный Дэвид Култхард. Шотландец даже выиграл первую гонку в сезоне-2002, но Рон Деннис прекрасно понимал, что Ди Си не потянет борьбу с Шумахером. А Кими потянул. С одной победой и тремя сходами (против шести побед и одного схода у Красного Барона) он остановился всего в двух очках от чемпионства. Но в тот момент все поняли, что титул от этого парня никуда не уйдет.
Правда, для осуществления этого плана Райкконену пришлось уйти самому — из «Макларена» в «Феррари». Айсмен стал чемпионом со скудерией в первый же сезон, опередив в заключительной гонке сразу двух пилотов своей бывшей команды. Этот триумф еще долго будет считаться самым невероятным в истории «Ф-1». К последнему Гран-при сезона Кими уступал семь очков Льюису Хэмилтону, и три — Фернандо Алонсо, но сумел превратить мизерные математические шансы в реальное золото.
К сожалению, на этом Райкконен как мотивированный гонщик «Формулы-1» закончился. Пропала скорость и желание борьбы, появились безразличие и ошибки. В 2009-м пилот «Ред Булла» Марк Уэббер сказал, что Кими либо ездит пьяным, либо все время думает о водке. Ни для кого не было секретом, как именно Айсмен проводит время между этапами. В конце сезона «Феррари» даже пришлось заплатить финну огромные деньги, чтобы он просто покинул команду до завершения контракта. Места в других коллективах тоже не нашлось. Райкконен просто ушел из «королевских гонок». Тихо и спокойно.
Но гонки никуда не ушли из жизни Кими. Он посвятил себя главной финской автоспортивной забаве — ралли. Однако два года выступлений в чемпионате мира запомнились только побитыми и перевернутыми «Ситроенами». Это была не его стихия. И он вернулся. Изголодавшийся по «Ф-1» Райкконен во второй раз вошел в ту же реку в 2012-м, напомнив себя прежнего. Только теперь мы еще и могли наслаждаться великолепными радиопереговорами, которыми финн радует нас и по сей день. В конце того сезона в Абу-Даби Кими летел к первой победе для себя и для «Лотуса» после возвращения. Инженер почему-то решил, что может чем-то помочь гонщику, но Айсмен был непреклонен: «Оставьте меня в покое. Я знаю, что делаю».
Следующий год начался с еще одной победы, а затем состоялось неожиданное возвращение в «Феррари». Во второй заход Райкконен провел в Маранелло уже пять лет, и за это время выиграл…всего одну гонку. Зато он стал идеальным вторым номером сперва для Фернандо Алонсо, а затем и для Себастьяна Феттеля. В 2018-м (последний сезон в скудерии) Кими даже занял третье место в личном зачете, хотя когда-то говорил, что с удовольствием потеряет очки, лишь бы не становиться вторым или третьим, чтобы не участвовать в традиционном гала-концерте ФИА. Но в Санкт-Петербург финн все же прилетел, став главной звездой церемонии.
https://twitter.com/pavelbednyakov/status/1071787074968260608Сейчас Айсмен завершает свой формульный век там, где и начинал — в «Заубере», который переименовался в «Альфа Ромео». Он не знает деталей своего контракта, и, возможно, даже не в курсе, что является совладельцем команды. Для него это ничего не значит. Как и мнение кого-либо о его вождении, особенностях характера и личной жизни. Главным злом «Формулы-1» Райкконен называет СМИ, а телефон — самой бесполезной вещью в этом мире. Он родился не в ту эпоху. Кими — пилот 70-х, о чем сам неоднократно говорил. Главный герой его жизни — Джеймс Хант, и это тоже характеристика, не нуждающаяся в комментариях.
На Гран-при Айфеля Райкконен побил рекорд Баррикелло. Рубенс был хорошим пилотом, но запомнится он именно тем, что когда-то провел больше всех Гран-при в «Ф-1». И слезами. Кими будут помнить, не обращаясь к статистике. Если он уйдет в конце этого года, в следующем сезоне больше всех стартов будет уже у Фернандо Алонсо, возвращающегося в «королевские гонки». Айсмен станет первым, кому не будет до этого никакого дела.
Когда-то Райкконен сказал, что завершит карьеру в тот момент, когда точно почувствует, что уже пора. Речь не про целый сезон, а про конкретный день. Если в середине чемпионата Кими поймет, что не хочет гоняться, он просто не выйдет на старт. Точка.
Но пока желание есть. И в «Ф-1» должны его учитывать. «Королева автоспорта» не может позволить себе остаться без последнего джедая.
* Соцсеть, признанная в России экстремистской
- Ферстаппен победил на Гран‑при Китая и выиграл четвертую гонку из пяти в сезоне
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Китая «Формулы‑1»
- «Сайнс немного перешел черту». Пилот «Феррари» Леклер раскритиковал партнера по команде после спринта на Гран‑при Китая
- Макс Ферстаппен выиграл спринтерскую гонку Гран‑при Китая «Формулы‑1»
- Норрис показал первое время в дождевой спринт‑квалификации Гран‑при Китая, Ферстаппен — 4‑й
- Стролл показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Китая, Ферстаппен — 3‑й
- Ферстаппен выиграл Гран‑при Японии и одержал третью победу в сезоне «Формулы‑1»
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Японии
- «Нужно тоже удалить себе аппендикс» — Норрис о победной гонке Сайнса после операции
- Гонщик «Феррари» Сайнс одержал победу на Гран‑при Австралии, вернувшись в чемпионат после операции
- Ферстаппен сошел с дистанции Гран‑при Австралии из‑за поломки болида. Прервалась серия из 9 побед гонщика
- Экс‑четвертая ракетка мира Докич получила травму глаза в ходе Гран‑при Австралии
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Австралии, Сайнс — второй
- Семья Михаэля Шумахера выставила на аукцион часть коллекции часов семикратного чемпиона «Формулы‑1»
- Суд ЕС постановил исключить гонщика Никиту Мазепина из санкционных списков
- Хэмилтона лишат титула спустя 16 лет? Жуткий скандал в «Формуле-1»
- Ферстаппен одержал вторую победу на старте сезона «Формулы‑1», Леклер финишировал третьим
- Ферстаппен и Леклер будут стартовать с первого ряда в гонке Гран‑при Саудовской Аравии
- Ферстаппен показал лучшее время в заключительной тренировке Гран‑при Саудовской Аравии, Леклер — второй
- Сайнс пропустит гонку в Саудовской Аравии из‑за аппендицита
- Украденную у пилота «Формулы‑1» Ferrari нашли спустя 30 лет
- Ферстаппен выиграл первую гонку сезона «Формулы‑1» в Бахрейне, Сайнс — в тройке призеров
- Ферстаппен выиграл первую квалификацию нового сезона «Формулы‑1» в Бахрейне
- У Ферстаппена нет конкурентов? БЕТСИТИ оценил шансы нидерландца выиграть сезон «Формулы-1» и первую гонку года
- Обвиненного в неподобающем поведении главу «Ред Булл» оправдали
- Пилот «Формулы‑1» Норрис признался, что боится ездить по обычным дорогам
- Уилсон Фиттипальди умер в возрасте 80 лет. Экс‑владелец команды «Формулы‑1» подавился куском мяса и перенес остановку сердца
- Руководителя команды из «Формулы‑1» обвинили в домогательствах, он предлагал жертве сотни тысяч евро за молчание — СМИ
- Сайнс сделал заявление после выбора «Феррари» в пользу контракта с Хэмилтоном
- «Феррари» объявила о многолетнем контракте с Хэмилтоном, семикратный чемпион присоединится к команде в 2025 году
- «Мерседес» объявил об уходе Хэмилтона из команды после 2024 года
- «Макларен» подписал многолетний контракт с Ландо Норрисом на фоне слухов об интересе «Феррари»
- Шарль Леклер подписал новый контракт с «Феррари»
- Бывший гонщик «Формулы‑1» пережил остановку сердца после того, как подавился куском мяса
- Алонсо: «Не сразу осознаешь, на какие жертвы идешь ради «Формулы‑1». Думал, в этом возрасте у меня уже будут дети»
Личный зачет
М | Гонщик | Очки |
1 | 454 | |
2 | 308 | |
3 | 305 | |
4 | 275 | |
5 | 246 | |
6 | 240 | |
7 | 122 | |
8 | 92 | |
9 | 81 | |
10 | 49 |
Кубок Конструкторов
М | Команда | Очки |
1 |
';
Ред Булл
|
759 |
2 |
';
Феррари
|
554 |
3 |
';
Мерседес
|
515 |
4 |
';
Альпин
|
173 |
5 |
';
Макларен
|
159 |
6 |
';
Астон Мартин
|
55 |
7 |
';
Альфа Ромео
|
55 |
8 |
';
Хаас
|
37 |
9 |
';
Альфа Таури
|
35 |
10 |
';
Уильямс
|
8 |
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Чемпиона и лидера сезона MotoGP унесли с трассы на носилках после наезда соперника
- Марк Маркес и еще четыре мотогонщика из-за травм не выступят в гонке Гран-при Аргентины
- Испанский мотогонщик Эспаргаро получил тяжелые травмы после падения на Гран-при Португалии в классе MotoGP
- 22-летний голландский мотогонщик скончался после полученных травм в ДТП на соревнованиях
- Четыре человека погибли в результате аварии во время ралли в Венгрии
- В аварии на ралли в Новой Зеландии погиб 15‑летний гонщик
- Страшная трагедия на «Дакаре». Мотогонщик не смог выкарабкаться после аварии
- Испанский мотогонщик Фалькон погиб из‑за последствий аварии на ралли «Дакар»
- Болельщик попал в больницу после инцидента на первом этапе «Дакара»
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru