«Феррари» не заслуживает чемпионства». Как гонщики приходили в Маранелло за титулом и уходили ни с чем

18 сентября 2020 12:38

Сезон-2020 запомнится неожиданным, но вполне логичным завершением отношений «Феррари» и Себастьяна Феттеля. Очевидно, что 5 лет назад четырехкратный чемпион мира решил подписать контракт со скудерией не только из-за мечты поездить на красной машине. Немец считал, что сможет выиграть с одной из самых великих конюшен в «Формуле-1» еще несколько титулов, и даже дважды был близок к этому. Однако последние сезоны стали полным разочарованием для обеих сторон.

Себастьян Феттель / Фото: © FrankHoermann / SVEN SIMON / Global Look Press

В истории итальянского коллектива это далеко не первый случай, когда союз с сильным гонщиком не принес желаемого результата. Вспоминаем предшественников Феттеля, которые приходили в «Феррари» за чемпионством, а уходили ни с чем.

Жаки Икс

Годы в «Феррари»: 1968; 1970-1973

В начале своей карьеры Икс проявлял невероятный талант: он был быстр на «Нюрбургринге» (это мастерство в будущем станет одной из его визитных карточек), хорошо ездил в дождь и давал отпор в «Ф-2» Джиму Кларку, Джеки Стюарту, Йохену Риндту. Билетом в «Формулу-1» для бельгийца стал Гран-при Германии 1967-го, когда он на машине «Ф-2» обгонял пилотов «королевы автоспорта» (тогда на «Нюрбургринге» автомобили обоих классов участвовали в одном заезде). Через месяц Икса пригласили в Монцу провести гонку за «Купер» в «Ф-1», а через два он уже подписывал контракт с командой Энцо Феррари.

Его первый полноценный сезон проходил замечательно: три третьих места, одна победа, борьба за чемпионат. Но нагнать Грэма Хилла помешала авария на Гран-при Канады, в которой Икс сломал ногу и выбыл до конца 1968-го. Параллельно Жаки занимался гонками на выносливость с командой Джона Уайера («Форд»), и их сотрудничество сыграло ключевую роль в выборе коллектива «Формулы-1» на следующий сезон. Чтобы остаться в спорткарах со своими партнерами (иначе ему и там пришлось бы выступать за «Феррари), Икс перешел в «Брэбем». Хотя по итогам сезона он стал только вторым, зато победил в марафоне «24 часа Ле-Мана» и на 1970-й решил вновь воссоединиться со скудерией в «Ф-1».

Но в этот раз все началось не так гладко: во время второй гонки машина Икса загорелась, он получил множественные ожоги. На следующем этапе бельгиец и вовсе сошел. Оставшийся сезон складывался для Жаки довольно неплохо, но набранных Риндтом очков хватило, чтобы Икс не смог обойти австрийца даже после его гибели за четыре гонки до конца. В 1970-м чемпионом посмертно стал Йохен, а пилот «Феррари» вновь был вторым. В следующих двух сезонах Жаки больше сходил, чем финишировал в очках и на пьедестале, а в 1973-м и вовсе ни разу не попал в призовую тройку. В надежде найти более надежную и конкурентоспособную машину Икс перешел в «Лотус», который покинул в середине 1975-го — за два сезона он лишь трижды заехал на пьедестал. Дальнейшая карьера в «Ф-1» не приносила пилоту большой радости, и следующие четыре года он занимался спорткарами, покорением Ле-Мана (выиграл еще три раза) и изредка участвовал в отдельных гонках «королевы автоспорта».

Рене Арну

Годы в «Феррари»: 1983-1985

Карьера Рене протекала довольно неплохо и спокойно, пока в 1981-м к нему в напарники в «Рено» не пришел Ален Прост. Гонщики состояли в сложных отношениях, постоянно спорили и конфликтовали. Апогеем командных распрей стал Гран-при Франции 1982 года. До гонки Арну попросили пропустить Проста, если он вдруг окажется впереди будущего четырехкратного чемпиона. Рене лидировал, однако проигнорировал приказ и выиграл гонку, которая принесла французской команде первый дубль в «Формуле-1». Но конфликт между пилотами явно не играл на руку «Рено», и к концу 1982-го пути команды и Арну разошлись — француз перешел в «Феррари».

В сравнении с последним годом в «Рено», первый сезон со скудерией был сказкой. Рене трижды выиграл и был претендентом на титул вплоть до последнего этапа — если бы не техническая неполадка в Детройте, Арну стал бы чемпионом. А вот сезон 1984-го был катастрофой. Да, у него было несколько успешных моментов — например, практически идеально проведенная гонка в Далласе, результатом которой стало второе место. Однако этого было мало, чтобы в «Феррари» захотели продолжить сотрудничество. Официальным поводом стала несогласованная с руководством операция на ноге Арну, проведенная в межсезонье, и после первой гонки 1985-го Рене указали на дверь.

Оставшись без места, француз вернулся в «Формулу-1» в следующем году. Он провел четыре года в «Лижье», забыв о хороших результатах, поскольку команда делала ужасно ненадежные автомобили.

Найджел Мэнселл

Годы в «Феррари»: 1989-1990

Мэнселл стал последним гонщиком, которого в свою команду подписал лично Энцо Феррари. Британец пришел в скудерию в 1989 после абсолютно провального сезона в «Уильямсе» и сразу же победил в первой гонке. Была и еще одна победа, одержанная в классическом для Найджела стиле: он стартовал 12-м, к 53 кругу был уже вторым, а незадолго до конца заезда изящно обошел Айртона Сенну.

Найджел Мэнселл / Фото: © Simon Bruty / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Камнем преткновения стал приход Проста в «Феррари» в 1990-м. По мнению Мэнселла, Ален пытался убедить скудерию, что для завоевания титула команде нужно работать только на одного пилота, и им был Прост. Как и Арну, Найджел не мог ужиться в одном коллективе с французским чемпионом. Кульминационным стал этап в Сильверстоуне, когда Мэнселл выяснил, что Просту — по его же собственной просьбе — поставили шасси, на котором британский пилот завоевал поул на Гран-при Франции. Найджел не выдержал и объявил миру, что в следующем сезоне покинет «Формулу-1». К счастью, этого не случилось — британец ушел только из «Феррари». Возвращение в «Уильямс» через год принесло ему чемпионский титул.

Ален Прост

Годы в «Феррари»: 1990-1991

На сезон-1990 после тяжелого соперничества с Сенной в «Макларене» Прост перебрался в «Феррари» и даже закончил его на втором месте. Но его отношение к происходящему в скудерии четко характеризует одна фраза, сказанная публично после Гран-при Португалии, где Мэнселл помешал Алену на старте: «Феррари» не заслуживает чемпионства. Это команда без направления и стратегии». На следующем этапе красные сделали дубль — с победой француза.

При подготовке к сезону 1991 в Маранелло думали, что из-за проблем в других ведущих командах им хватит лишь небольших изменений в машине, дабы остаться в борьбе за лидерство. Но основные соперники сильно подготовились к чемпионату, а новый автомобиль «Феррари» стал шагом назад. Прост не мог бороться за победы и снова начал критиковать команду. Отношения Алена со скудерией окончательно испортились, и он был уволен прямо перед последним Гран-при сезона, оставшись без контракта на 1992-й. Вернувшись в «Формулу-1» через год, Прост стал чемпионом вместе с «Уильямсом».

Фернандо Алонсо

Годы в «Феррари»: 2010-2014

После не самого удачного второго пришествия в «Рено» двукратному чемпиону мира вновь выпал шанс вернуться в чемпионскую гонку. «Феррари» могла стать его счастливым билетом, однако, как позже будут шутить болельщики, «карма» за плохой характер настигла его и в Маранелло. 2010-й можно было назвать «медовым месяцем» в отношениях гонщик-команда, но, будучи близким к завоеванию третьего титула, Алонсо лишился чемпионства в том числе из-за неверной тактики скудерии на последнем этапе в Абу-Даби. Считается, что это стало первым шагом к будущему разрыву партнерства.

Фернандо Алонсо / Фото: © Ker Robertson / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Разочарование Фернандо из-за часто всплывавших технических недостатков машин следующих лет становилось все более очевидным и все чаще — публичным. Как и Прост, Алонсо слишком много говорил и слишком громко высказывал недовольство руководством команды и автомобилем (который снчала проигрывал «Ред Буллу», а затем «Мерседесу»). На 2015-й в «Феррари» хотели подписать Феттеля, при этом желательно избежав стычек между напарниками. Проблема решалась довольно просто: предложить Алонсо расторгнуть контракт, подписанный до конца 2016-го, на два года раньше. В скудерии так и сделали — Фернандо согласился, думая, что найдет место в одной из топовых команд. Как окажется позже, таких опций не будет, а просить руководство остаться в «Феррари» было уже поздно: в Маранелло подписали четырехкратного чемпиона мира, а двукратный отправился в «Макларен» наслаждаться сотрудничеством с «Хондой»…

Комментарии Вконтакте Вконтакте Facebook Facebook
По теме
Еще
MotoGP Ралли
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2020.
Для лиц старше 16 лет

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Гранов Д.И.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх