Дебютировал в 32 и покорил «Формулу-1». История Деймона Хилла, которого «не считали настоящим гонщиком»

17 сентября 1960 года родился пилот с одной из самых неординарных карьерных историй в «Формуле-1» и гонках в целом. Рассказываем о чемпионе мира Деймоне Хилле, начавшем свой путь в «королеве автоспорта» лишь в 32 года.
«Я постоянно пытался убедить людей, что хоть на что-то способен, ибо вокруг было много скептицизма. Они не знали, что и думать обо мне. Я чувствовал, что меня не считают настоящим гонщиком». Деймон Хилл о начале своей карьеры в «открытых колесах»
Вряд ли сын двукратного чемпиона мира «Формулы-1», великого Грэма Хилла, мог не попробовать себя в гонках. В свои юношеские годы Деймон нередко участвовал в соревнованиях, причем побеждая в каждом, в котором стартовал. Правда, это были лишь заезды клубного уровня, но очевидно, что у юного Хилла все-таки была прирожденная страсть к… мотоциклам. В то время, еще задолго до начала большой карьеры, британец вовсю увлекался байками и всем, что с ними связано, а автоспорт маленький Деймон и вовсе считал «ужасно скучным занятием».

К моменту начала участия в относительно серьезных соревнованиях на мотоциклах Хилл уже шесть лет как был главой семейства — в 1975-м его отец разбился в авиакатастрофе, оставив сына, двух дочерей и жену в не самом простом положении. Больших денег не было, а основную часть оставшихся пришлось потратить на урегулирование судебных исков после катастрофы. Однако, не без помощи Деймона, подрабатывавшего курьером и разнорабочим для оплаты своего обучения, семье Хиллов удалось остаться на плаву. Но мать будущего чемпиона мира была настолько напугана травмоопасным увлечением сына, что в 1983-м отправила его во французскую школу вождения в надежде, что Деймон все-таки переключится с байков на автомобили. План сработал. Уже через два года Хилл принял участие в «Формуле-Форд», а затем перешел и в британскую «Формулу-3». К тому моменту начинающему «формулисту» было уже 24 года.
«Когда я начал заниматься гонками, у меня не было целью выиграть много Гран-при или стать чемпионом мира. Я хотел посмотреть, насколько далеко смогу зайти, сделать все, что в моих силах. На протяжении всей карьеры я был окружен людьми, которые еще с шестилетнего возраста мечтали только о попадании в «Формулу-1» и ни о чем другом. Это был не мой случай. Я начал заниматься гонками намного позднее, чем большинство людей. Думаю, возраст работал в мою пользу. Я не чувствовал того давления, которое мог бы испытать, когда был моложе. И не делал ошибок, которые делают в молодости». Деймон Хилл
Одним из решающих моментов в карьере британца стал его первый полноценный сезон в «Формуле-3000» в 1990-м. Годом ранее, едва не лишившийся работы, без каких-либо планов на будущий сезон и с недавно рожденным сыном с синдромом Дауна на руках Хилл практически буквально поймал счастливый билет. Его бывший соперник по «Формуле-Форд» Марк Бланделл как раз освободил место в одной из команд «Ф-3000» из-за перехода в «Уильямс» в ранге тест-пилота. Деймон с радостью воспользовался этой возможностью и в возрасте 30 лет сел за руль довольно быстрого, но абсолютно ненадежного автомобиля. Хилл трижды завоевывал поул, лидировал на пяти заездах и даже один раз финишировал вторым, но, увы, практически каждый раз машина попросту ломалась. Но Деймону все же удалось проявить себя и показать скорость на треке: его заметил технический директор «Уильямса» Патрик Хэд, пригласивший Хилла на 1991 год вместо переходящего в «Брэбем» Бланделла. Это стечение обстоятельств и привело будущего чемпиона в «Формулу-1». Попутно в следующем сезоне он несколько раз садился за руль умирающего «Брэбема», как раз прекратившего свое существование к концу 1992-го, но полноценно — и довольно неожиданно — дебютировал лишь на следующий год, став напарником Алена Проста в команде Фрэнка Уильямса. Но начиналась его карьера не так радужно и позитивно, как хотелось бы только что влившемуся в коллектив пилоту.

«Я был вторым номером, — вспоминает Хилл. — И понимал это. Фрэнк говорил, что я хороший тест-пилот и что стану важной частью команды, но мы платим много денег Алену Просту». Хотя Деймон, по его словам, иногда и «кусал за пятки» Профессора в 93-м (и даже одержал на Гран-при Венгрии первую победу), появление Айртона Сенны в качестве нового напарника в 1994-м лишь подчеркнуло статус Хилла — бразилец был на полсекунды быстрее. Однако все поменял черный уик-энд в Сан-Марино, приведший к гибели Сенны и Роланда Ратценбергера. Этот момент во всех смыслах стал переломным для британца: его роль в «Уильямсе» кардинально поменялась.
«Деймон сыграл большую роль в процессе поддержки и сплочения команды. Он замечательный человек. Он приехал на базу после гонки в Имоле и провел много часов с нами, участвуя в процессе разбора аварии. Наш восьмичасовой день буквально состоял из просмотра различных видео и анализа данных, что было с его стороны проявлением стойкости, так как он знал, что в следующий уик-энд сядет за руль этой же машины». Патрик Хэд
Как бы жестоко это ни звучало, смерть напарника дала шанс Хиллу уже во втором сезоне в своей карьере в «Ф-1» побороться за чемпионский титул и доказать, что его попадание в «Уильямс» стало не случайностью из-за отсутствия других кандидатов (как он сам и шутил позже), а результатом стараний и наличия скорости. Одним из самых запоминающихся и в то же время решающих стал предпоследний этап сезона-1994 — Гран-при Японии. Предыдущий уик-энд в Хересе был абсолютным провалом, и, чтобы остаться в чемпионской гонке, Хиллу нужно было собраться с мыслями и выиграть. Он так и сделал, в сложных дождливых условиях после долгих минут борьбы обойдя юного и талантливого Михаэля Шумахера. От заветного титула Деймона отделяло лишь одно очко, однако в последней гонке радость сменилась разочарованием. На 36-м круге в одном из поворотов Шумахер ошибся, срезал по траве и выехал на трек впереди Хилла. При входе в следующий вираж пилот «Уильямса» попытался атаковать соперника, но вместо хоть и плотной, но чистой борьбы получил удар в бок от «Бенеттона» немца. Будущий семикратный чемпион мира сошел сразу, Хилл же успел заехать в боксы, но не смог продолжить гонку. Судьи посчитали это столкновение гоночным инцидентом, а порицаемый многими Шумахер завоевал свой первый титул.

Самым значимым и определяющим для карьеры Хилла стал сезон 1996-го. Он понимал, что это его последний шанс: либо он завоюет титул и останется в команде (по окончании года заканчивался контракт с «Уильямсом»), либо отправится на все четыре стороны. Но был и третий вариант развития событий. Несмотря на шесть побед в десяти гонках, перед Гран-при Германии в паддоке начали распространяться слухи, что Уильямс еще сезоном ранее договорился о контракте с немецким пилотом Хайнцем-Харальдом Френтценом. Информация подтвердилась, и свою последнюю гонку за «Уильямс» Хилл, стоя на первой ступени пьедестала, праздновал со смешанными чувствами. Патрик и Фрэнк позже в интервью говорили, что основной проблемой, как и в случае с Мэнселлом перед 1993-м, стали деньги. На вопрос о том, как воспринимали Деймона как гонщика, Хэд ответил: «Он был для нас лучшей из возможных опций на рынке. Но если вы спросите, был ли он так же хорош, как Найджел, вы, скорее всего, ответите — нет». Тем не менее по количеству побед за все время существования команды Хилл уступил лишь Мэнселлу — 21 против 27.

«В отдельные моменты Деймон был очень хорош. Были дни, когда он выступал на высшем уровне, но они наступали не так часто». Патрик Хэд
Следующую и единственную после чемпионского сезона победу Хилл одержит только 29 уик-эндов спустя — в 1998-м, выступая за не самый успешный «Джордан». На сезон-1999 у Деймона были большие надежды, однако в свой последний год в «Формуле-1» Хилл проиграл 47 очков новому напарнику — все тому же Френтцену, из-за которого с британцем не продлили контракт в «Уильямсе» двумя годами ранее. Все было настолько плохо, что Деймон хотел покинуть чемпионат за девять Гран-при до конца, но руководство команды убедило его остаться.

Несмотря на не самое лучшее завершение карьеры, Хилл доволен своими выступлениями в «Формуле-1». Он сумел составить конкуренцию лучшим пилотам того времени и стать чемпионом мира, дебютировав в возрасте, в котором многие уже заканчивают.
- Хэмилтон сожалеет, что сбил сурка на Гран‑при Канады
- Стюарды Гран‑при Канады отклонили протест «Ред Булл» на действия Расселла
- Стюарды «Формулы‑1» вынесли предупреждения семерым гонщикам по итогам Гран‑при Канады
- «Очевидно, он высматривал Ферстаппена» — «Ред Булл» о протесте на действия Расселла
- «Ред Булл» подал официальный протест на действия победителя Гран‑при Канады Расселла
- Расселл выиграл Гран‑при Канады «Формулы‑1», Ферстаппен стал вторым, Норрис сошел
- Хаджар потеряет три позиции на стартовой решетке Гран‑при Канады
- Расселл выиграл квалификацию Гран‑при Канады, Ферстаппен стал вторым, Пиастри - третьим
- Представитель «Макларена» опроверг, что Трамп может сесть за руль болида команды «Формулы‑1
- Леклер не смог выступить во второй практике перед Гран‑при Канады из‑за последствий аварии
- Ферстаппен показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Канады, Леклер разбил машину
- Опубликован календарь «Формулы‑1» на сезон‑2026 из 24 этапов, гонка в Мадриде запланирована на сентябрь
- «В следующий раз принесу носовые платки». Ферстаппен — в ответ на критику со стороны Расселла
- Хэмилтон назвал Гран‑при Испании худшей гонкой за свою карьеру
- Пилот «Мерседеса» Расселл — об инциденте с Ферстаппеном: «Не знаю, что было у него на уме, казалось, что он действовал умышленно»
- Ферстаппену после Гран‑при Испании остался один штрафной балл до автоматической дисквалификации
- Пиастри стал победителем Гран‑при Испании, Ферстаппен получил штраф и занял 10‑е место
- Пиастри выиграл квалификацию Гран‑при Испании, Норрис стартует вторым, Ферстаппен — третьим
- Пиастри — лидер заключительной тренировки Гран‑при Испании
- Норрис показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Испании, Хэмилтон — третий
- Гонщика «Формулы‑1» Хэмилтона заметили с российской моделью, которую ранее связывали с украинским футболистом Мудриком
- Норрис впервые в карьере победил на Гран‑при Монако, Леклер — второй
- Болид семикратного чемпиона мира «Формулы‑1» Шумахера продан на аукционе за рекордные €16 млн
- Хэмилтон потеряет три позиции на старте Гран‑при Монако из‑за блокировки Ферстаппена
- Норрис опередил Леклера в борьбе за поул‑позицию Гран‑при Монако
- Русский гонщик установил историческое достижение в США. Аплодировали даже соперники
- Ферстаппен победил на Гран‑при Эмилии‑Романьи «Ф‑1», Норрис обогнал Пиастри в борьбе за второе место
- Пиастри выиграл квалификацию Гран‑при Эмилии‑Романьи «Формулы‑1», Цунода и Колапинто разбили болиды
- Гонщик «Формулы‑1» Норрис перестал пользоваться социальными сетями
- Пилот «Альпин» Гасли сбил кролика во время тренировки на Гран‑при Эмилии‑Романьи «Формулы‑1»
- Пиастри выиграл вторую тренировку на Гран‑при Эмилии‑Романьи «Формулы‑1»
- Сафнауэр планирует создать новую команду «Формулы‑1»
- Команда «Альпин» заменит пилота на следующие пять гонок «Формулы‑1»
- Мик Шумахер может стать пилотом «Кадиллака» в «Формуле‑1»
- Льюис Хэмилтон появился на красной ковровой дорожке Met Gala в наряде, над которым работали почти полгода
- Действующий чемпион MotoGP Хорхе Мартин получил 11 переломов ребер в первой гонке после возвращения
- Действующий чемпион MotoGP получил переломы руки и ноги во время тестов на трассе в Малайзии
- Соперник погибшего мотогонщика снялся с соревнований, чтобы позволить тому посмертно выиграть чемпионство
- Шестикратный чемпион MotoGP Марк Маркес подписал контракт с Ducati, его напарником будет Франческо Баньяя
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Дебютант чемпионата Европы по ралли 21‑летний Маттео Доретто разбился во время тестового заезда на этапе в Польше
- Экипаж Грязина и Александрова выиграл первый этап чемпионата Европы по ралли
- Чемпион «Дакара» Карякин назвал старт, где могут выступить российские гонщики после допуска FIA
- FIA оштрафовала пилота ралли за нецензурную брань на 10000 евро
- Работа над проектированием маршрута ралли «Шелковый путь» 2025 года уже начата, сообщил Чагин
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru