Гонка без гонщиков. 15 лет скандальному Гран-при США
19 июня 2005 года на трассе «Индианаполис» прошла самая странная гонка в истории «Формулы-1», на старт которой вышло всего 6 машин. Вспоминаем, почему так вышло и к каким последствиям привело.
К этапу в США (9-му из 19-ти) лидерами личного зачета неожиданно подходили молодые Фернандо Алонсо и Кими Райкконен, которые и повели борьбу за титул в том сезоне. Выигравший же к тому моменту 5 подряд чемпионатов Михаэль Шумахер впервые с 2000 года отошел на второй план.

Произошло это в том числе из-за шин. «Бриджстоун», которому оставалась верна «Феррари», не мог составить в том сезоне конкуренцию «Мишлену», чью резину предпочли 7 команд из 10-ти. Но в «Индианаполисе» французские шинники столкнулись с тем, к чему совершенно не были готовы. Во время пряничных заездов в серьезную аварию попал Ральф Шумахер на «Тойоте», разбившийся на бэнкинге в последнем повороте. Причиной стал взрыв левой задней покрышки на болиде немца. Ральфа отправили в больницу, а его место занял тест-пилот японской команды Рикардо Зонта. Однако бразильца ждала та же участь — вылет из-за прокола все той же левой задней шины. Впрочем, Зонте повезло куда больше, и он смог вернуться в боксы.
«Мишлен» провел расследование инцидентов и пришел к неутешительному выводу — из-за специфического покрытия трека их шины не выдерживают нагрузку в 13-м повороте. Это значит, что все 14 машин с французскими покрышками могли в любой момент сойти с дистанции. Замена «бракованной» партии шин на проверенные старые проблему решить не смогла.
Клиенты «Мишлена» вместе с ФИА начали искать выход из ситуации. Самым простым и эффективным решением проблемы казалось временное сооружение медленной шиканы в 13-м повороте, которая позволила бы серьезно снизить нагрузку на шины в опасном месте. «Мишленовцы» даже были готовы пойти на то, чтобы эту шикану проезжали только они, тогда как клиенты «Бриджстоуна» могли проходить поворот на полной скорости. Но «Феррари» и ФИА выступили категорически против каких-либо изменений на трассе. Среди прочего звучало предложение о проведении пит-стопов и замене резины каждые 10 кругов, но французские шинники сказали, что у них нет такого количества покрышек. Да и при таком раскладе о какой-либо борьбе за высокие позиции клиентам «Мишлена» пришлось бы забыть. Гонка находилась под угрозой срыва.

Впрочем, в квалификации выступили все 20 болидов, поскольку формат тех лет предусматривал лишь один быстрый круг в исполнении каждого пилота. Поул взял Ярно Трулли на «Тойоте», а первые два ряда полностью заняли «мишленовские» машины. Лучшим из «Бриджстоунов» стал Шумахер, расположившийся на пятой позиции. Но поскольку к началу гонки никакого выхода из сложившейся ситуации найдено не было, все клиенты «Мишлена» заключили джентльменское соглашение не принимать участие в заезде. В воскресенье заполненные трибуны автодрома поначалу увидели на стартовой решетке пелотон в полном составе, но после прогревочного круга свои места на трассе заняли только 6 машин, тогда как все остальные свернули в боксы.
Вместе с «Феррари» участие в этом фарсе приняли еще два клиента «Бриджстоуна» — «Джордан» и «Минарди», которые поначалу поддерживали «мишленовцев» и вместе с ними искали пути проведения нормальной гонки. Обе команды даже хотели бойкотировать заезд, но ФИА пригрозила им большими штрафами, так что два главных аутсайдера сезона-2005 все же вышли на старт.
80 тысяч зрителей просто не понимали, как реагировать на происходящее. Самое большое разочарование испытали тысячи поклонников колумбийского пилота «Макларена» Хуана Пабло Монтойи, специально приехавшие в США поболеть за своего любимца.
Никакой борьбы на треке не было даже между партнерами по команде, поскольку все, включая Рубенса Баррикелло, получили строгий приказ привезти обе машины на финиш.
В итоге в США Шумахер одержал единственную победу в сезоне-2005, верный Баррикелло в последний раз составил ему компанию на пьедестале, а самым счастливым человеком в мире в тот момент оказался ставший третьим Тьягу Монтейру, которого пилоты «Феррари» довольно быстро оставили наедине со своим «успехом» и шампанским.

После окончания гонки «Индианаполис» буквально утонул в свисте и оскорблениях. Один из сотрудников «Рено» рассказывал, что в их боксах даже было принято решение сменить командную форму на безликие футболки, чтобы избежать гнева толпы, которая справедливо требовала вернуть деньги за билеты.
Последствия же того скандала, получившего неофициальное название «Индигейт», оказались весьма предсказуемы. «Мишлен» покинул «Формулу-1» на следующий год, а в 2007 из календаря пропал и Гран-при США. В эту страну «королевские гонки» вернулись только спустя 5 лет и уже на другую трассу — в Остине.
- Русский гонщик установил историческое достижение в США. Аплодировали даже соперники
- Ферстаппен победил на Гран‑при Эмилии‑Романьи «Ф‑1», Норрис обогнал Пиастри в борьбе за второе место
- Пиастри выиграл квалификацию Гран‑при Эмилии‑Романьи «Формулы‑1», Цунода и Колапинто разбили болиды
- Гонщик «Формулы‑1» Норрис перестал пользоваться социальными сетями
- Пилот «Альпин» Гасли сбил кролика во время тренировки на Гран‑при Эмилии‑Романьи «Формулы‑1»
- Пиастри выиграл вторую тренировку на Гран‑при Эмилии‑Романьи «Формулы‑1»
- Сафнауэр планирует создать новую команду «Формулы‑1»
- Команда «Альпин» заменит пилота на следующие пять гонок «Формулы‑1»
- Мик Шумахер может стать пилотом «Кадиллака» в «Формуле‑1»
- Льюис Хэмилтон появился на красной ковровой дорожке Met Gala в наряде, над которым работали почти полгода
- Протест «Ред Булл» отклонен, пилот «Мерседеса» Расселл сохранил третье место по итогам гонки Гран‑при Майами
- Пиастри стал победителем Гран‑при Майами, Норрис финишировал вторым
- Руководитель «Ред Булл» сравнил новорожденного ребенка Макса Ферстаппена с породистой скаковой лошадью
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Майами, Норрис — второй. Хэмилтон не прошел в третий сегмент
- Норрис выиграл спринтерскую гонку Гран‑при Майами «Формулы‑1», Хэмилтон — в топ‑3
- Старт спринтерской гонки «Формулы‑1» в Майами отложен на полчаса из‑за дождя
- Леклер разбил болид «Феррари» за полчаса до старта спринтерской гонки в Майами
- Итальянец Антонелли стал самым молодым победителем квалификации в истории «Формулы‑1»
- Антонелли выиграл квалификацию к спринту Гран‑при Майами «Формулы‑1»
- Пиастри — лидер первой тренировки Гран‑при Майами «Формулы‑1»
- Четырехкратный чемпион «Формулы‑1» Ферстаппен стал отцом
- Шлем Айртона Сенны продали на аукционе за $965 тыс
- Стюарды «Формулы‑1» объяснили причину штрафа, наложенного на Ферстаппена в ходе Гран‑при Саудовской Аравии
- Ферстаппен прокомментировал штраф, полученный в ходе Гран‑при Саудовской Аравии
- Пиастри стал победителем Гран‑при Саудовской Аравии и вышел в лидеры чемпионата «Формулы‑1»
- Хэмилтон не может привыкнуть к болиду «Феррари»
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Саудовской Аравии, Пиастри — второй, Норрис разбил машину
- Лидер сезона «Формулы‑1» Ландо Норрис разбил свой болид в квалификации Гран‑при Саудовской Аравии
- Норрис показал лучшее время в заключительной тренировке Гран‑при Саудовской Аравии
- Семь команд «Формулы‑1» обновили болиды перед Гран‑при Саудовской Аравии
- Норрис показал лучшее время во второй тренировке Гран‑при Саудовской Аравии, Цунода разбил машину
- Гасли показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Саудовской Аравии, Норрис — второй
- Трассу для этапа «Формулы‑1» в Мадриде планируют завершить к маю 2026 года
- Пиастри выиграл Гран‑при Бахрейна и одержал вторую победу в сезоне «Ф‑1», Норрис финишировал третьим
- Шумахер с помощью жены подписал шлем для благотворительного аукциона
- Действующий чемпион MotoGP Хорхе Мартин получил 11 переломов ребер в первой гонке после возвращения
- Действующий чемпион MotoGP получил переломы руки и ноги во время тестов на трассе в Малайзии
- Соперник погибшего мотогонщика снялся с соревнований, чтобы позволить тому посмертно выиграть чемпионство
- Шестикратный чемпион MotoGP Марк Маркес подписал контракт с Ducati, его напарником будет Франческо Баньяя
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Экипаж Грязина и Александрова выиграл первый этап чемпионата Европы по ралли
- Чемпион «Дакара» Карякин назвал старт, где могут выступить российские гонщики после допуска FIA
- FIA оштрафовала пилота ралли за нецензурную брань на 10000 евро
- Работа над проектированием маршрута ралли «Шелковый путь» 2025 года уже начата, сообщил Чагин
- Один человек погиб после наезда машины на зрителей во время ралли в Ленобласти
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru