Гонка без гонщиков. 15 лет скандальному Гран-при США
19 июня 2005 года на трассе «Индианаполис» прошла самая странная гонка в истории «Формулы-1», на старт которой вышло всего 6 машин. Вспоминаем, почему так вышло и к каким последствиям привело.
К этапу в США (9-му из 19-ти) лидерами личного зачета неожиданно подходили молодые Фернандо Алонсо и Кими Райкконен, которые и повели борьбу за титул в том сезоне. Выигравший же к тому моменту 5 подряд чемпионатов Михаэль Шумахер впервые с 2000 года отошел на второй план.

Произошло это в том числе из-за шин. «Бриджстоун», которому оставалась верна «Феррари», не мог составить в том сезоне конкуренцию «Мишлену», чью резину предпочли 7 команд из 10-ти. Но в «Индианаполисе» французские шинники столкнулись с тем, к чему совершенно не были готовы. Во время пряничных заездов в серьезную аварию попал Ральф Шумахер на «Тойоте», разбившийся на бэнкинге в последнем повороте. Причиной стал взрыв левой задней покрышки на болиде немца. Ральфа отправили в больницу, а его место занял тест-пилот японской команды Рикардо Зонта. Однако бразильца ждала та же участь — вылет из-за прокола все той же левой задней шины. Впрочем, Зонте повезло куда больше, и он смог вернуться в боксы.
«Мишлен» провел расследование инцидентов и пришел к неутешительному выводу — из-за специфического покрытия трека их шины не выдерживают нагрузку в 13-м повороте. Это значит, что все 14 машин с французскими покрышками могли в любой момент сойти с дистанции. Замена «бракованной» партии шин на проверенные старые проблему решить не смогла.
Клиенты «Мишлена» вместе с ФИА начали искать выход из ситуации. Самым простым и эффективным решением проблемы казалось временное сооружение медленной шиканы в 13-м повороте, которая позволила бы серьезно снизить нагрузку на шины в опасном месте. «Мишленовцы» даже были готовы пойти на то, чтобы эту шикану проезжали только они, тогда как клиенты «Бриджстоуна» могли проходить поворот на полной скорости. Но «Феррари» и ФИА выступили категорически против каких-либо изменений на трассе. Среди прочего звучало предложение о проведении пит-стопов и замене резины каждые 10 кругов, но французские шинники сказали, что у них нет такого количества покрышек. Да и при таком раскладе о какой-либо борьбе за высокие позиции клиентам «Мишлена» пришлось бы забыть. Гонка находилась под угрозой срыва.

Впрочем, в квалификации выступили все 20 болидов, поскольку формат тех лет предусматривал лишь один быстрый круг в исполнении каждого пилота. Поул взял Ярно Трулли на «Тойоте», а первые два ряда полностью заняли «мишленовские» машины. Лучшим из «Бриджстоунов» стал Шумахер, расположившийся на пятой позиции. Но поскольку к началу гонки никакого выхода из сложившейся ситуации найдено не было, все клиенты «Мишлена» заключили джентльменское соглашение не принимать участие в заезде. В воскресенье заполненные трибуны автодрома поначалу увидели на стартовой решетке пелотон в полном составе, но после прогревочного круга свои места на трассе заняли только 6 машин, тогда как все остальные свернули в боксы.
Вместе с «Феррари» участие в этом фарсе приняли еще два клиента «Бриджстоуна» — «Джордан» и «Минарди», которые поначалу поддерживали «мишленовцев» и вместе с ними искали пути проведения нормальной гонки. Обе команды даже хотели бойкотировать заезд, но ФИА пригрозила им большими штрафами, так что два главных аутсайдера сезона-2005 все же вышли на старт.
80 тысяч зрителей просто не понимали, как реагировать на происходящее. Самое большое разочарование испытали тысячи поклонников колумбийского пилота «Макларена» Хуана Пабло Монтойи, специально приехавшие в США поболеть за своего любимца.
Никакой борьбы на треке не было даже между партнерами по команде, поскольку все, включая Рубенса Баррикелло, получили строгий приказ привезти обе машины на финиш.
В итоге в США Шумахер одержал единственную победу в сезоне-2005, верный Баррикелло в последний раз составил ему компанию на пьедестале, а самым счастливым человеком в мире в тот момент оказался ставший третьим Тьягу Монтейру, которого пилоты «Феррари» довольно быстро оставили наедине со своим «успехом» и шампанским.

После окончания гонки «Индианаполис» буквально утонул в свисте и оскорблениях. Один из сотрудников «Рено» рассказывал, что в их боксах даже было принято решение сменить командную форму на безликие футболки, чтобы избежать гнева толпы, которая справедливо требовала вернуть деньги за билеты.
Последствия же того скандала, получившего неофициальное название «Индигейт», оказались весьма предсказуемы. «Мишлен» покинул «Формулу-1» на следующий год, а в 2007 из календаря пропал и Гран-при США. В эту страну «королевские гонки» вернулись только спустя 5 лет и уже на другую трассу — в Остине.
- Двукратный чемпион «Формулы‑1» Фернандо Алонсо назвал любимого российского футболиста
- Автогонщик Мазепин: «Из‑за санкций был вынужден завершить свою карьеру на пике»
- «Формула‑1» продлила контракт на проведение Гран‑при Канады до 2035 года
- Хэмилтон сожалеет, что сбил сурка на Гран‑при Канады
- Стюарды Гран‑при Канады отклонили протест «Ред Булл» на действия Расселла
- Стюарды «Формулы‑1» вынесли предупреждения семерым гонщикам по итогам Гран‑при Канады
- «Очевидно, он высматривал Ферстаппена» — «Ред Булл» о протесте на действия Расселла
- «Ред Булл» подал официальный протест на действия победителя Гран‑при Канады Расселла
- Расселл выиграл Гран‑при Канады «Формулы‑1», Ферстаппен стал вторым, Норрис сошел
- Хаджар потеряет три позиции на стартовой решетке Гран‑при Канады
- Расселл выиграл квалификацию Гран‑при Канады, Ферстаппен стал вторым, Пиастри - третьим
- Представитель «Макларена» опроверг, что Трамп может сесть за руль болида команды «Формулы‑1
- Леклер не смог выступить во второй практике перед Гран‑при Канады из‑за последствий аварии
- Ферстаппен показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Канады, Леклер разбил машину
- Опубликован календарь «Формулы‑1» на сезон‑2026 из 24 этапов, гонка в Мадриде запланирована на сентябрь
- «В следующий раз принесу носовые платки». Ферстаппен — в ответ на критику со стороны Расселла
- Хэмилтон назвал Гран‑при Испании худшей гонкой за свою карьеру
- Пилот «Мерседеса» Расселл — об инциденте с Ферстаппеном: «Не знаю, что было у него на уме, казалось, что он действовал умышленно»
- Ферстаппену после Гран‑при Испании остался один штрафной балл до автоматической дисквалификации
- Пиастри стал победителем Гран‑при Испании, Ферстаппен получил штраф и занял 10‑е место
- Пиастри выиграл квалификацию Гран‑при Испании, Норрис стартует вторым, Ферстаппен — третьим
- Пиастри — лидер заключительной тренировки Гран‑при Испании
- Норрис показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Испании, Хэмилтон — третий
- Гонщика «Формулы‑1» Хэмилтона заметили с российской моделью, которую ранее связывали с украинским футболистом Мудриком
- Норрис впервые в карьере победил на Гран‑при Монако, Леклер — второй
- Болид семикратного чемпиона мира «Формулы‑1» Шумахера продан на аукционе за рекордные €16 млн
- Хэмилтон потеряет три позиции на старте Гран‑при Монако из‑за блокировки Ферстаппена
- Норрис опередил Леклера в борьбе за поул‑позицию Гран‑при Монако
- Русский гонщик установил историческое достижение в США. Аплодировали даже соперники
- Ферстаппен победил на Гран‑при Эмилии‑Романьи «Ф‑1», Норрис обогнал Пиастри в борьбе за второе место
- Пиастри выиграл квалификацию Гран‑при Эмилии‑Романьи «Формулы‑1», Цунода и Колапинто разбили болиды
- Гонщик «Формулы‑1» Норрис перестал пользоваться социальными сетями
- Пилот «Альпин» Гасли сбил кролика во время тренировки на Гран‑при Эмилии‑Романьи «Формулы‑1»
- Пиастри выиграл вторую тренировку на Гран‑при Эмилии‑Романьи «Формулы‑1»
- Сафнауэр планирует создать новую команду «Формулы‑1»
- Действующий чемпион MotoGP Хорхе Мартин получил 11 переломов ребер в первой гонке после возвращения
- Действующий чемпион MotoGP получил переломы руки и ноги во время тестов на трассе в Малайзии
- Соперник погибшего мотогонщика снялся с соревнований, чтобы позволить тому посмертно выиграть чемпионство
- Шестикратный чемпион MotoGP Марк Маркес подписал контракт с Ducati, его напарником будет Франческо Баньяя
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Дебютант чемпионата Европы по ралли 21‑летний Маттео Доретто разбился во время тестового заезда на этапе в Польше
- Экипаж Грязина и Александрова выиграл первый этап чемпионата Европы по ралли
- Чемпион «Дакара» Карякин назвал старт, где могут выступить российские гонщики после допуска FIA
- FIA оштрафовала пилота ралли за нецензурную брань на 10000 евро
- Работа над проектированием маршрута ралли «Шелковый путь» 2025 года уже начата, сообщил Чагин
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru