От простоты до абсурда. Как менялся формат квалификации в «Формуле-1»
Квалификация в «королевских гонках» выявляет не только самых быстрых, но и самых хитрых, что мы и увидели в минувшие выходные в Монце. Вышедшие в третий сегмент пилоты настолько хотели перехитрить остальных, что погубили сами себя, не успев начать последнюю попытку до истечения времени третьего сегмента.
Гран-при Италии. Леклер выиграл квалификацию
После итальянского хаоса некоторые задались вопросом, тесно к теме которого последний раз возвращались в 2016-м: нормально ли работает нынешний квалификационный формат и как к такому варианту пришли в «Формуле-1»? Вспоминаем и разбираем весь маршрут серии — от привычного к давно забытому.
В три фазы (2006 — наши дни)
Нынешняя система была введена в 2006 году и, в отличие от предшественниц, приковывала внимание зрителей на весь час, а также позволяла гонщикам не наматывать лишние круги. Она всегда включала в себя три сегмента, однако вплоть до 2010-го все было завязано на топливе.
Финальная десятка обязана была выезжать на свои попытки с наполненными на стартовый гоночный отрезок баками. Тут и начинались танцы с бубном: по сложной системе потраченное в Q3 количество топлива возмещали перед началом гонки. Поэтому пилоты в третьем сегменте занимались «выжиганием» этого самого горючего для получения большего его количества в воскресенье. Данная история закончилась в конце 2007-го, однако решение следующего сезона не до конца поменяло ситуацию.
«Компенсацию» отменили, но результаты все равно во многом зависели от количества топлива в баках. Проблема ушла после введения запрета на дозаправки в 2010 году — сейчас на поуле и правда оказывается самый быстрый, а не самый хитрый. Но в этом и кроется один из недостатков системы на выбывание: отсутствие смешанной стартовой решетки. Сниженный фактор шоу и сюрпризов дает о себе знать, несмотря на приковывающие взгляды напряженные первые два сегмента.
На выбывание (начало 2016-го)
Тот момент, когда из благих намерений попытались сделать лучше, а получилось, как всегда. К неплохо работающей «трехсегментной» системе добавили элемент соревнования на выбывание. Идея заключалась в исключении самого медленного через каждые 90 секунд, отсчет которых начинался за несколько минут до конца сегментов. В «Формуле-1» хотели таким образом добавить зрелищности и эффекта неожиданности, однако вышло все наоборот.
Формат был неоднократно подвергнут критике и задержался в серии всего лишь на первые две гонки сезона-2016. Командам гораздо важнее было экономить резину, поэтому и выбывали чаще не медленные, а более запасливые жертвы шинных ограничений.
Одна попытка (2003 — 2005)
Квалификацию поделили на две части. Сначала гонщики проезжали по одному быстрому кругу в пятницу, и по результатом заездов формировался субботний список: самый быстрый ехал последним, самый медленный — первым. Пилоты квалифицировались с уже наполненными на гонку баками, поэтому формирование стартовой решетки проходило не всегда по ожидаемым планам.
В 2004-м формат претерпел изменения. Во-первых, вся процедура стала проходить в субботу. Во-вторых, стартовый порядок в первом заезде определялся по итогам предыдущей гонки. Из-за такой близости сессий друг к другу результаты стали еще более зависимыми от внешних влияний — будь то дождь или смена температуры. Пилоты специально симулировали проблемы, чтобы в основной части квалификации ехать одними из первых. На следующий сезон в «Ф-1» придумали снова разделить оба действа на два дня: субботу — с почти пустыми баками, и воскресенье — с заполненными на гонку. Времена сессий было решено суммировать. В основном стартовая решетка определялась по временам субботы, поэтому воскресные заезды посчитали неэффективными и убрали после шести этапов.
В первых попытках некоторые гонщики экономили резину и оставались в боксах ради более выгодных условий, что не гарантировало поул реально самому быстрому. Однако зрители могли наблюдать за каждым участником квалификации, тогда как в нынешнем формате все внимание приковано к лидерам.
Ожидание фаворитов (1996 — 2002)
Тот случай, когда квалификацию можно было включать ближе к концу. Суммарно гонщики могли проехать всего 12 кругов, и последние минуты могли быть очень напряженными. Однако был один существенный недостаток…
В течение первых 40-50 минут большинство топовых пилотов оставалось в боксах, а по трассе ездили команды типа «Минарди», очищавшие траекторию от лишнего мусора. Единственной уловкой для выхода из подполья на трек мог стать лишь внезапный дождь.
Спектакль в двух действиях (1950 — 1995)
Самый продолжительный формат задержался в «Ф-1» на 46 сезонов. Тогда практически не было изменений, лишь некоторые корректировки. Например, в 1977-м была введена предквалификация. Участников в чемпионате в некоторые годы было настолько много, что пришлось создавать отдельную сессию для отсеивания самых медленных перед основным действом. Она продержалась вплоть до 1992-го, когда была убрана из-за ненадобности.
Сама же квалификация все это время придерживалась одной схемы. Проводилось две сессии: одна — в пятницу, вторая — в субботу. Непривычно, но тогда не было ограничений ни на топливо, ни на резину, а в зачет шел лучший результат из обоих дней. С 1993 года в «Формуле-1» ввели лимит — в каждом квалификационном заезде гонщик мог проехать максимум по 12 кругов. Недостатком двухдневного формата была, как и годами позже, проблема с погодой. Если в пятницу было сухо, а в субботу шел дождь, то второй этап отбора был совершенно бесполезным.
- Расселл выиграл квалификацию Гран‑при Канады, Ферстаппен стал вторым, Пиастри - третьим
- Представитель «Макларена» опроверг, что Трамп может сесть за руль болида команды «Формулы‑1
- Леклер не смог выступить во второй практике перед Гран‑при Канады из‑за последствий аварии
- Ферстаппен показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Канады, Леклер разбил машину
- Опубликован календарь «Формулы‑1» на сезон‑2026 из 24 этапов, гонка в Мадриде запланирована на сентябрь
- «В следующий раз принесу носовые платки». Ферстаппен — в ответ на критику со стороны Расселла
- Хэмилтон назвал Гран‑при Испании худшей гонкой за свою карьеру
- Пилот «Мерседеса» Расселл — об инциденте с Ферстаппеном: «Не знаю, что было у него на уме, казалось, что он действовал умышленно»
- Ферстаппену после Гран‑при Испании остался один штрафной балл до автоматической дисквалификации
- Пиастри стал победителем Гран‑при Испании, Ферстаппен получил штраф и занял 10‑е место
- Пиастри выиграл квалификацию Гран‑при Испании, Норрис стартует вторым, Ферстаппен — третьим
- Пиастри — лидер заключительной тренировки Гран‑при Испании
- Норрис показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Испании, Хэмилтон — третий
- Гонщика «Формулы‑1» Хэмилтона заметили с российской моделью, которую ранее связывали с украинским футболистом Мудриком
- Норрис впервые в карьере победил на Гран‑при Монако, Леклер — второй
- Болид семикратного чемпиона мира «Формулы‑1» Шумахера продан на аукционе за рекордные €16 млн
- Хэмилтон потеряет три позиции на старте Гран‑при Монако из‑за блокировки Ферстаппена
- Норрис опередил Леклера в борьбе за поул‑позицию Гран‑при Монако
- Русский гонщик установил историческое достижение в США. Аплодировали даже соперники
- Ферстаппен победил на Гран‑при Эмилии‑Романьи «Ф‑1», Норрис обогнал Пиастри в борьбе за второе место
- Пиастри выиграл квалификацию Гран‑при Эмилии‑Романьи «Формулы‑1», Цунода и Колапинто разбили болиды
- Гонщик «Формулы‑1» Норрис перестал пользоваться социальными сетями
- Пилот «Альпин» Гасли сбил кролика во время тренировки на Гран‑при Эмилии‑Романьи «Формулы‑1»
- Пиастри выиграл вторую тренировку на Гран‑при Эмилии‑Романьи «Формулы‑1»
- Сафнауэр планирует создать новую команду «Формулы‑1»
- Команда «Альпин» заменит пилота на следующие пять гонок «Формулы‑1»
- Мик Шумахер может стать пилотом «Кадиллака» в «Формуле‑1»
- Льюис Хэмилтон появился на красной ковровой дорожке Met Gala в наряде, над которым работали почти полгода
- Протест «Ред Булл» отклонен, пилот «Мерседеса» Расселл сохранил третье место по итогам гонки Гран‑при Майами
- Пиастри стал победителем Гран‑при Майами, Норрис финишировал вторым
- Руководитель «Ред Булл» сравнил новорожденного ребенка Макса Ферстаппена с породистой скаковой лошадью
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Майами, Норрис — второй. Хэмилтон не прошел в третий сегмент
- Норрис выиграл спринтерскую гонку Гран‑при Майами «Формулы‑1», Хэмилтон — в топ‑3
- Старт спринтерской гонки «Формулы‑1» в Майами отложен на полчаса из‑за дождя
- Леклер разбил болид «Феррари» за полчаса до старта спринтерской гонки в Майами
- Действующий чемпион MotoGP Хорхе Мартин получил 11 переломов ребер в первой гонке после возвращения
- Действующий чемпион MotoGP получил переломы руки и ноги во время тестов на трассе в Малайзии
- Соперник погибшего мотогонщика снялся с соревнований, чтобы позволить тому посмертно выиграть чемпионство
- Шестикратный чемпион MotoGP Марк Маркес подписал контракт с Ducati, его напарником будет Франческо Баньяя
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Дебютант чемпионата Европы по ралли 21‑летний Маттео Доретто разбился во время тестового заезда на этапе в Польше
- Экипаж Грязина и Александрова выиграл первый этап чемпионата Европы по ралли
- Чемпион «Дакара» Карякин назвал старт, где могут выступить российские гонщики после допуска FIA
- FIA оштрафовала пилота ралли за нецензурную брань на 10000 евро
- Работа над проектированием маршрута ралли «Шелковый путь» 2025 года уже начата, сообщил Чагин
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru