Алексей Попов*: Хроника пропавших команд

08 мая 2008 22:35

В 1991, в год, когда я стал журналистом и начал писать о "Формуле-1", в ней выступало всего-то 18 команд. Не пилотов, друзья, повторюсь - команд! И ветераны говорили о форменном безобразии и жутком кризисе. Еще бы, после двадцати-то конюшен двух предыдущих сезонов! Закон, закрывший фискальные лазейки для спонсорства в Италии ударил по многочисленным «Малым Скудериям», а одновременные проблемы иены поколебали позиции японских олигархов, скупавших тогда на аукционах всего мира коллекционные полотна XVI века и коллекционные «кароццерии» из Маранелло за десятки миллионов долларов. И эти предвестники нынешних шейхов и эмиров из Залива перестали содержать команды Ф-1. В общем, кризис был реален.

Потому что уже в 92-м, когда мы начали наши прямые эфиры на Россию с Шаболовки, команд уже осталось всего 16. Правда, 13 из них набрали очки. И не забывайте, что в тот момент очки давались только первой шестерке на финише, то есть набрать их было для «малышей» на порядок сложнее, чем сейчас. И гонок было поменьше. Пусть ненамного, но поменьше - 16 вместо 18-ти. Тем не менее, целых 13 команд очки набрали. Но! Три команды, так и не попавшие тогда в заветную очковую зону, вообще не смогли закончить чемпионат! Команда «Брэбхем», созданная трехкратным чемпионом мира, австралийцем Джеком Брэбхемом (третий титул он завоевал за рулем собственной машины!), команда, побеждавшая и затем, уже под руководством... Берни Экклстоуна, приведшего к титулу Нельсона Пике в 83-м, постепенно умирала.

Последним усилием она дала (после огромного и перед огромным, длящимся по сей день, перерывом) возможность выйти на старт женщине, - итальянке Джованни Амати. А также дала путевку в жизнь парню, в которого мало кто верил, но кто являлся сыном великого чемпиона Грэхема Хилла (Дэймон, кстати, едва не стал чемпионом уже через два года и стал-таки через четыре). А потом «Брэбхем» тихо скончался после Гран-при Венгрии... А уже после следующей гонки, в Бельгии, не стало и команды «Андреа Мода» (в отличие от вышеописанного, тут историей и не пахло, - это была команда-однодневка с сумасшедшим боссом - дизайнером одежды, нанявшим прекрасного пилота Роберто Морено и... австралийца Пери Маккарти, знаменитого тем, что ни разу не прошел предквалификацию).

Вы спросите, что такое предквалификация? О, ведь на старт пускали только 26 машин. А к участию в квалификации допускали 30. Претендентов же было больше. И самые медленные из них сражались рано утром в пятницу. Не настроив машин, не потренировавшись. Пан или пропал. Попал в 30, - борешься за место на стартовой решетке с «большими парнями». Не попал - ждешь следующего Гран-при. Но эта проблема отпала сама собой. Минус «Брэбхем», минус «Андреа Мода». А еще одной гонкой спустя, родной Монцей, кстати, не стало и «Фондметала». Швейцарца Андреа Кьезу может, кто и забыл, а вот бельгиец Эрик Ван де Пуль и итальянец Габриэле Тарквини гоняются до сих пор. Но тогда «Фондметал» уже не попала в Португалию, Японию и Австралию (Аделаида всегда закрывала сезон, открывать его стал только Мельбурн).

И не стало проблем, - 13 команд, 26 машин. Нет не только предквалификации, но и проигравших в самой квалификации. Можно не занять поул (даже, скорее всего, если тебя не звали в 92-м Найджел Мэнселл), но на старт ты попадаешь гарантированно. В 93-м «Фондметал» едва не вернулся, но открытие сезона в ЮАР на автодроме Кьялами так и стало для команды последней гонкой и в чемпионате опять осталось 13 игроков (зимой исчезла «Скудерия Италия» с ее шасси «Даллара», зато дебютировал, причем сразу блестяще швейцарский «Заубер», - как тогда казалось, - плацдарм «Мерседеса»... Рону еще предстояло переиграть Петера) . А в конце сезона - и вовсе 12-ть, когда «Лола» по финансовым соображениям не смогла поехать в Японию и Австралию. Правда, ее пилоты, ни ветеран Микеле Альборето (бывший за восемь лет до этого вице-чемпионом мира на «Феррари»), ни молодой Лука Бадоер (которому только предстояло стать бессменным тестером «Скудерии») очков в том сезоне все равно не набрали, - творение Эрика Бродли ехать не желало, несмотря на мотор... «Феррари».

И вот - 1994. Год вроде бы возрождения. Ведь к 12-ти оставшимся ветеранам («Заубер» и «Джордан» едва ли можно так называть, но уж больно хорошими и серьезными с первых же своих сезонов, 91-го и 93-го соответственно, оказались команды из Сильверстоуна и Хинвилла) прибавилось сразу двое - «Пасифик» Кейта Уиггинса из Ф-3000 и «Симтек» бывшего инженера «Бенеттона» Ника Вирта. И именно на «Симтеке» гибнет в Имоле в субботу Роланд Ратценбергер... И начинается вальс пилотов, - Жан-Марк Гунон, Дэвид Брэбхем, Миммо Скьяттарелла, Таки Инуе и Андреа Монтермини. На этом фоне «солидный» дуэт «Пасифика» в виде Поля Бельмондо и Бертрана Гашо (с лондонского такси которого начинает отсчет новой эры любой фанат Михаэля Ш.) выглядит просто незыблемо. Удивительно, но обе команды заканчивают год.

Более того, - обе начинают и следующий сезон. Сезон, когда Ф-1 потеряла «Лярусс» (команду бывшего спортивного директора «Рено» в начале 80-х, а потом относительно успешного конструктора Жерара Лярусса), а, главное, - «Лотус». Имя, которое уступало по значению только «Феррари», но превосходило на тот момент «Макларен» и «Уильямс»! Правда, Ф-1 приобрела «Форти», но эта забава бразильских миллионеров с самого начала вызывала улыбку. Хотя и позволила Роберто Морено выступить в роли играющего тренера для молодого, богатого, но далеко небесталанного Педро Пауло Диница. Но, начав 95-й в составе 13-ти команд, "Формула" закончила его уже в 12-ром. «Симтек» дотянул только до Монако... «Пасифик» сдается чуть позже, в межсезонье. А «Форти» - после английского Гран-при-96. И команд уже 10. Десять! Вдвое меньше, чем всего за шесть лет до этого. И столько же, сколько у нас с вами осталось сейчас...

Правда, в 97-м Прост покупает «Лижье», но на общем количестве это не отражается. В отличие от детища Джеки и Пола Стюартов, которые, в свою очередь, делают шаг из «Ф-3000» в «Ф-1». Делают одними из последних, - «ДАМСу», «Супер-Нове» и «Астромеге» такое уже повторить не удастся. А в Ф-1 зато на капитанских мостиках разом оказываются аж семь чемпионских титулов, - четыре у Алена и три у Джеки. В этот же период еще один трехкратный, Ники Лауда, регулярно «консультирует» различные топ-команды, но без особого успеха. 11 команд входят в удивительную полосу затишья, которая длится не только весь 97-й, но и весь 98-й год! А в 99-м очередной удар по истории Ф-1, - следом за «Брэбхемом» и «Лотусом» исчезает и еще одна великая чемпионская команда «Тиррелл». Ее место формально занимает «БАР» (нынешняя «Хонда»), но Крейг Поллок и Жак Вильнев, по большому счету, покупают у дядюшки Кена лишь «франшизу», как говорят в НХЛ, - завод они строят с нуля в другом месте.

И вновь полоса стабильности с теми же 11-ю командами в 2000-м, разве что Джеки Стюарт выгоднейшим образом продает команду (построенную фактически на деньги «Форда») «Форду» же, производящему ребрендинг, как теперь выражаются у нас в определенных кругах, «Стюарта» в «Ягуар». Ничего не меняется и в 2001-м. А вот 2002-й разом меняет диспозицию, производя поворот от «гаражистов» к «конструкторам». Последние впервые начинают становиться большинством. Потому что «Прост» и вовсе не начинает сезон, а «Эрроуз» заканчивает досрочно, после Германии. Но, параллельно, «Бенеттон» уже окончательно и официально становится «Рено», а, главное, на своей мега базе в Кельне, с нуля, но с космическими бюджетами, начинает авантюру Ф-1 «Тойота». Набравшая в тот год два очка (спасибо Мике Сало) против 221-го у «Феррари». Разница в СТО раз при БОЛЬШЕМ в два-три раза (в зависимости от оценок) бюджете...

В 2003-м команд вновь 10. Как и в 2004-м. И 2005-м ( Но «Ред Булл» покупает «Ягуар»). Новая надежда на увеличение стартовой решетки возникает в 2006-м. И именно благодаря «Супер-Агури». Надежды на скорую отмену пункта Договора Согласия о запрете клиентских шасси словно дают ускорение, - «Минарди» превращается в «Торо Россо», фарм-клуб «Ред Булла», «Супер-Агури» становится таковым для «Хонды», а Дэйвид Ричардс выигрывает со своим «Продрайвом» тендер из доброго десятка претендентов на 12-е место в Ф-1 (вот как, никаких 20 команд, - паддок и пит-лейны теперь используются по-другому, - 12 пустим и баста!), чтобы работать «фармом» для «Макларена». Параллельно «Джордан», увы, становится жертвой фарса «Мидлэнд»-«Спайкер»-«Форс Индия», а вот «Заубер», напротив, превращается в еще одну заводскую команду, «БМВ».

Но что мы имеем в итоге? 12 команд? Нет, Ричардс отказался выступать в этом году. Почему? Видимо, что-то слышал. По слухам, больше всех протестовал сэр Фрэнс Уильямс. Мол, Ф-1 - дело конструкторов. Не можешь сам проектировать шасси, не говоря уже о простой постройке - будь добр отсюда. Никаких послаблений Договору Согласия, никаких клиентских болидов... Забыли, видимо, Уильямс с Хэдом, на чем сами начинали гоняться в Ф-1... Нельзя было бы в 70-х покупать шасси, - не было бы потом знаменитой команды-чемпиона. И титула Сэр не было бы... Но это ведь ИХ история. Другим они повторить этот путь не дадут. И осталось 11 команд. Но - ненадолго. «Хонда» потеряла интерес к Агури Сузуки. Спонсоры перестали платить. Японец нашел было инвесторов. Но те резко, в один день, отказались от сделки.

Видимо, узнали о намерении Мосли отказаться от обещанных было клиентских болидов. А делать с нуля - совсем другое дело. Сузуки нашел и других партнеров. Но банально не успел ничего подписать. В паддок Стамбула его, кумира Японии, не говоря уже о его пилоте, - отважном Такуме Сато, не пустил по сути один человек, - Ник Фрай, служащий «Хонды». Заявив, что не верит в сделку Агури и его спасение, он поставил гарантии маленькой конюшни под сомнение. И Берни не пустил ее грузовики. А инвесторы так ничего и не подписали. Занавес! Сузуки-сан заявил, что он устал, что второй раз не опустит ладонь в этот аквариум пираний. Внешнее управление попробует продать команду целиком. Не получится - завод, грузовики, станки, болиды, мебель, униформы, кофейные машины уйдут россыпью... При мне это уже было много раз, смотрите выше.

Мы опять остались вдесятером. НО! Если Мосли не пойдет на попятную (хотя занят он сейчас совсем другим), то Матешицу не нужна будет вторая команда. Найдет ли Герхард Бергер инвесторов, желающих не просто ВЫСТУПАТЬ двумя «Торо Россо», как сейчас, а СОЗДАВАТЬ болиды с нуля? Если нет, то оборвется еще одна ниточка, тянущаяся от «Минарди». И команд станет девять. А если Виджай Малья наиграется, как наигрались Алекс Шнайдер и Михиль Мол? Найдется ли новый хозяин у Колина Колеса, или развалится и то, что все меньше и меньше похоже на былой «Джордан», грозу авторитетов? Чтобы команд осталось восемь? А если надоест-таки «Тойоте»? Или Росс Браун не сможет поднять «Хонду» и совет директоров все бросит? И Карлос Гон решит, что инвестиции в «Ниссан», «Дачию» и «Ладу» куда интереснее команды, переставшей побеждать? Или «БМВ» возьмет титул и решит, что задача выполнена, хватит. Что останется? «Мерседес» с «Маклареном»? «Феррари» без «ФИАТа»? «Уильямс» без мотора, но гордый способностью самому создать шасси? Так что на месте ФИА я бы задумался сейчас. Конструкторы хороши, но гаражисты - соль "Формулы-1" и, обрубив этот сук, можно рухнуть очень быстро.

А Агури? Агури уже не вернуть... Безумная затея обернулась триумфом выхода на старт в 2006. Упоением победы над соперниками в 2007. И крушением всех надежд в 2008. Пятый этап нового чемпионата мира вновь возвращает нас к двадцати пилотам. В первом и втором сегменте можно будет отсеивать пятерками, ломая восьмую линию старта пополам. В паддоке станет чуть просторнее, а команды дальней части пит-лейна (включая «Макларен») получат чуть больше пространства в боксах. Английская пресса вновь будет пытаться доказать незаменимость Дэвидсона, а Такуму Сато вновь бросила родная «Хонда». Лидерам станет чуть проще при обгонах круговых, а Ник Фрай сможет вздохнуть спокойно, - аффрон прошлого сезона гарантированно не повторится. Нет человека, - нет проблемы. Но Агури Сузуки есть. Его место в истории незыблемо. И как пилота, и как создателя и руководителя команды. Не его вина, что так вышло. Шоу продолжается без него. Но это грустно...

*Алексей Попов - комментатор ТК "Спорт"

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх