Большой бизнес, продажа ценностей и цензура... Жизнь российских клубов в соцсетях

Глеб Томашевский 07 февраля 2021 12:44

«Зенит» недавно признали самым популярным клубом России в социальных сетях. Мы решили посмотреть, как наши футбольные гранды ведут свои аккаунты в интернете и что скрывается за безобидными фотографиями со сборов…

Сегодня невозможно представить себе крупную компанию, у которой не было бы своей странички в Твиттере, Инстаграме* или Фейсбуке*. Профессия SMM-щика (social media manager) с каждым годом становится все более популярной. Не обходит тенденция стороной и футбол, который, как это ни прискорбно, постепенно теряет свои человеческие черты, превращаясь в огромную капиталистическую машину, нацеленную на получение прибыли. Футбольные клубы — это бренды, а всякий бренд нуждается в продвижении. Социальная сеть — идеальный для этого инструмент.

Все ради спонсоров

Официальные сайты уходят в прошлое. Они отныне выполняют функцию исключительно прикладную. Туда можно зайти, чтобы купить билет на матч или заказать какой-нибудь товар из клубного магазина. Если человек не зайдет на сайт, то никогда не узнает о различных специальных предложениях, акциях, событиях... Подобное положение вещей клубы никак не устраивает. В какой-то момент стало понятно, что потенциальный потребитель проводит много времени в социальных сетях, и именно через них можно рассказывать ему обо всем, что происходит. Например, в Твиттере ЦСКА можно найти пост об открытии нового магазина со ссылкой на официальный сайт, а также сообщение о том, что матчи команды на сборах можно смотреть бесплатно по специальному промокоду.

https://twitter.com/pfc_cska/status/1357355939557478405

Завлекать посетителей на сайт необходимо, ведь там базируются спонсоры и рекламодатели. Больше всех в этом смысле отличается «Краснодар». Практически каждый твит клубные SMM-щики сопровождают ссылкой на основной ресурс. «Быки» выдают какой-нибудь интригующий заголовок, который вынуждает праздно листающего ленту болельщика перейти по ссылке и узнать детали. Далее — что угодно: от глубинных интервью с игроками до новости о свадьбе массажиста. Сообщение может быть абсолютно рядовым — главное, заинтриговать и заставить перейти на сайт.

https://twitter.com/FCKrasnodar/status/1357615112102772742

Клубная идентичность

Социальные сети уничтожили фактор расстояния. Людям больше не обязательно собираться в одном и том же физическом пространстве, чтобы называться сообществом. Достаточно общих интересов. Если раньше болельщики жили от матча до матча, то теперь у них есть постоянный доступ в командное закулисье. Конечно, им показывают лишь часть происходящего, но и этого достаточно, чтобы поддерживать интерес к клубу — а значит, и к бренду. Главными проводниками на тренировки, сборы и командные ужины становятся Инстаграм* и Твиттер.

Платформы, заточенные под фотографии и видео с короткими подписями, выполняют не только развлекательную, но и идеологическую функцию. Благодаря им можно понять, как тот или иной клуб позиционирует себя. 

Взять, например, «Зенит». Во-первых, клуб из Петербурга всячески подчеркивает свою принадлежность к городу. Вот пост о 25-летии со дня смерти Иосифа Бродского, вот воспитанники «Газпром»-академии почтили память жертв блокады, вот вид Адмиралтейства, над которым пролетает параплан в зенитовских цветах. Во-вторых, сине-бело-голубые стараются донести до нас мысль, что они являются большим европейским клубом. Взгляните на игроков: они постоянно в работе, усердно тренируются, чтобы завоевать очередное чемпионство. А вот и командная фотография с актером Уиллом Смитом: «Глядите, с нами даже дружат звезды мировой поп-культуры!»

Посмотрим на «Спартак». Здесь тоже достаточно много рабочих фотографий и видео, но есть и отличительная черта. И в Твиттере, и в Инстаграме* красно-белых регулярно появляются различные моменты из прошлого, отсылки к истории клуба. «78 лет исполнилось Сергею Рожкову», «С днем рождения, Валерий Георгиевич! (Карпин — Sportbox.ru)», «Дмитрию Хлестову — 50!»… «Спартак» постоянно вспоминает своих бывших игроков, чтобы поддерживать статус клуба с богатой историей. 1-го февраля даже помянули Никиту Баженова, отметившего 36-летие…

ЦСКА делает упор немного на другое. Армейцы всегда продвигали идею о том, что команда — это большая семья. Раньше мы узнавали об этом только из интервью футболистов и тренеров, а теперь можем увидеть своими глазами благодаря социальным сетям. Листаем Инстаграм*: вся команда и штаб играют в какую-то интеллектуальную викторину, футболисты непринужденно веселятся в бассейне, Игорь Акинфеев выходит из душа в белом халате и с чашкой чая в руках… Ну прямо как на даче!

Все эти вещи делаются для того, чтобы заложить в сознание болельщиков определенный набор ценностей. Люди должны разделять эти ценности с клубом и между собой. Тогда и будет достигнуто желаемое единство, основанное на клубной идентичности (по аналогии с национальной или культурной идентичностью). Чем больше болельщики вовлечены в идеологию, тем больше они будут готовы отдать — в том числе в финансовом плане. Таким образом, происходит вполне себе обычный рыночный обмен: вы нам — деньги, а мы вам — символические ценности и чувство причастности к чему-то большому.

Опасности

Одна из основных особенностей социальных сетей — возможность открытой дискуссии между пользователями. Но абсолютная свобода — это, как известно, анархия. В бизнесе ни о какой анархии не может быть и речи. Если посетители клубных соцсетей будут писать все, что им вздумается, от имиджа компании ничего не останется. Поэтому комментарии, порочащие клуб, провоцирующие других пользователей и призывающие к чему-нибудь нехорошему, удаляются модераторами от греха подальше. Иногда случаются злоупотребления властью. Например, появляются слухи, что тот или иной клуб использует ботов (запрограммированные специальным образом аккаунты) для поднятия имиджа в социальных сетях. Такие разговоры ходили о «Локомотиве» во времена правления Василия Кикнадзе. Слишком уж много хвалебных комментариев о гендиректоре появилось в какой-то момент в посвященных железнодорожникам пабликах, хотя хвалить было не за что.

Однако злобные комментарии в Твиттере — отнюдь не главная проблема футбольных клубов. С единичными проявлениями недовольства или агрессии можно справляться легко — бан. А вот что делать с организованными и массовыми акциями, подрывающими нормальное функционирование всей клубной медиасистемы?

 Недавно с подобной проблемой столкнулся ЦСКА. Армейцы запустили голосование за лучшего игрока ноября. Сообщество ВГИК, известное своими интернет-акциями и абсурдными теориями заговора, призвало своих подписчиков (так называемую «пехоту») голосовать за Виктора Васина, который в том месяце вышел на поле от силы два раза. В итоге голосование было фактически превращено в фарс. SMM-щикам ЦСКА пришлось обнулить результаты и начать всё заново.

https://twitter.com/sportsru/status/1343197629329645571

Такой акт цензуры возмутил ВГИКовцев, чей кандидат победил абсолютно по закону. Подобные вещи «пехота» проворачивает не в первый раз. Чем-то их деятельность напоминает недавние события на фондовых рынках, когда пользователи онлайн-платформы Реддит стали массово скупать акции американской компании GameStop и в результате разорили богатый хедж-фонд. Пафосные дельцы с Уолл-стрит и известный футбольный клуб становятся жертвами кучки кнопкотыков! И то и другое — истории о бунте масс против элит, хотя по масштабу их, разумеется, сравнить невозможно.

Набеги ВГИКа, как и всякий добросовестный акционизм, рушат общественный порядок и ту идеологию, которую клубы так бережно и тщательно выстраивают вокруг себя. Вся «семейность» ЦСКА летит в тартарары — ее низвергает сама абсурдность происходящего. И о каком величии «Зенита» можно говорить, когда лучшим голом года признается мяч Антона Заболотного с метра в пустые ворота? Красивые истории, тщательно выстраиваемые футбольными клубами, трещат под напором беспардонных киберпартизан. 

https://twitter.com/vgikofficial/status/996391040562147333

***

Футбольные клубы научились правильно обращаться с социальными сетями: онлайн-платформы помогают им строить бизнес и поддерживать заинтересованность фанатского сообщества. Но иногда приходится обороняться. Пока под угрозой оказываются только открытые голосования за лучших игроков и самые красивые голы. Однако все может измениться в любой момент, ведь социальные сети занимают все больше места в нашей жизни.  

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 511 645 338 28 158 14 863 
 Краснодар Краснодар 18 049 541 486 23 622 12 476 
 Спартак М Спартак М 17 489 524 694 15 285 19 693 
 Ростов Ростов 11 638 349 169 12 780 10 497 
 Факел Факел 10 372 311 183 11 777 8 967 
 Балтика Балтика 9 760 292 811 11 241 8 279 
 Динамо М Динамо М 11 280 338 429 11 132 11 429 
 ЦСКА ЦСКА 12 282 368 465 9 570 14 993 
 Урал Урал 8 864 265 938 9 077 8 651 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 606 288 181 8 813 10 398 
 Локомотив Локомотив 10 631 318 955 8 322 12 940 
 Пари НН Пари НН 8 402 252 074 7 977 8 827 
 Рубин Рубин 7 993 239 797 6 956 9 029 
 Сочи Сочи 7 152 214 583 4 943 9 362 
 Ахмат Ахмат 7 181 215 435 4 857 9 504 
 Оренбург Оренбург 6 374 191 220 4 073 8 674 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх