Футбольные агенты как они есть

25 июня 2013 17:25

Международный центр спортивных исследований (CIES) в Швейцарии провел опрос среди футбольных агентов на тему их профессиональной деятельности. Sportbox.ru решил ознакомиться с результатами кропотливой работы ученых.

Посредники при переходе футболиста из одной команды в другую существовали с самого рождения этого вида спорта, но признаны агенты были лишь в 1991 году, когда ФИФА создала первую систему лицензирования. Новая профессия начала развиваться бешеными темпами. Уже в ноябре 2011 года было зарегистрировано 6082 агента по всему миру, причем 41% (2405 человек) из них базировался в странах пяти ведущих европейских чемпионатов: Англии, Италии, Испании, Германии и Франции. Поэтому исследование было решено провести именно в этих национальных первенствах.

Несмотря на ожесточенную конкуренцию, желающих работать в этой сфере с каждым годом становится все больше. При этом лишь 41% всех агентов трудятся полный день, в то время как остальным из-за отсутствия клиентской базы приходится подрабатывать в других местах. В профессии доминируют, конечно, мужчины — слабый пол представлен 3,4% от общего числа. Средний возраст агентов составляет 42 года, и две трети из них находятся в возрастном диапазоне от 31 до 50 лет.

Для сдачи экзамена на лицензию человеку необязательно обладать конкретным образованием, но исследование показало, что 74% респондентов обучались в университете, 41% обладают степенью бакалавра, еще 26% достигли звания магистра, а 7 процентов получили еще более высокую квалификацию - вплоть до докторской. Немаловажно для посредников и знание иностранных языков: лишь 29% ими не владеют. Конечно, самым распространенный из языков - английский, затем французский, а замыкает тройку испанский.

Более половины агентов (54%) ранее уже работали в футбольной индустрии. 23% имеют за плечами карьеру игрока, 13% были скаутами, 7,5% работали в клубном менеджменте, 5,5% занимали должности спортивных директоров. Цифры говорят о том, что многие бывшие футболисты, повесив бутсы на гвоздь, склонны переориентироваться именно в этом направлении.

Ведение переговоров — основная услуга, предоставляемая агентами (98%). Две трети также занимаются маркетингом, оформлением договоров, юридическими консультациями и разрешением споров. Удивительно, но менее половины агентов (46%) оказывают поддержку своим подопечным в бытовых вопросах вроде поиска квартиры, организации поездок, помощи семье и т.п. Это говорит о том, что характеристика агентов как «нянек» футболистов не вполне соответствует действительности. Для 61,2% респондентов основным видом деятельности стало оформление трансферов, около 40% занимаются также поиском игроков, а 16,9% помогают футболистам в решении насущных проблем. Интересно, что только 42% подопечных агентов — профессиональные спортсмены, и это говорит о том, что посредники в основном пытаются заполучить молодых ребят, чтобы спустя время сделать на них деньги. Состоявшиеся же игроки могут оказывать давление на агента, вынуждая его принимать их условия.

70% респондентов сотрудничают с клубами, помогая им покупать, продавать и искать футболистов. Из-за этого могут возникать сложные ситуации с большим количеством заинтересованных сторон, что требует большей прозрачности. В связи с этим решение английской премьер-лиги раскрывать данные о вознаграждениях агентам от клубов выглядит весьма правильным. Той же политики придерживаются ФИФА и УЕФА. Благодаря их отчетам удалось определить, что ежегодные отчисления агентам в Европе составляют около 400 миллионов евро — вдвое больше той суммы, что была в 2008 году.

Все эти данные говорят о том, что профессия агента за 20 лет существования стала неотъемлемой частью большинства процессов, проходящих в футболе. Многие относятся к этому отрицательно, но нельзя забывать и про положительные стороны. Ведь кто-то в свое время нашел для нас Криштиану Роналду, Лионеля Месси, Франка Рибери, помог им стать теми, кем мы их знаем сегодня? 

Василий Богданов, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте Facebook Facebook
По теме
Еще
© АО «Спортбокс» 2007 — 2018.
Для лиц старше 16 лет

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № 77-65642 от 04.05.2016
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: АО «Спортбокс», ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Гранов Д.И.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх