Россия – нефутбольная страна. И это утверждает уже не Слуцкий

Андрей Колесников 20 февраля 2018 10:10

Это официально, от РФПЛ.

Российская футбольная премьер-лига обнародовала итоги комплексного исследования экономики российского футбола, которое провела компания PwC. В представленных фактах и выводах обнаружилось немало любопытного. Но мы только о главном.

Нет, главное не в том, что доходы наших клубов вдруг превзошли расходы. Если вы до сих пор ещё не нашли объяснения этому феномену природы, то и не напрягайтесь. Никакого чуда на самом деле не произошло – просто обман зрения. Из хронического минуса в плюс клубы РФПЛ неожиданно скакнули в 2016 году – том самом, когда «Зенит» продал Халка и Гарая суммарно на 80 млн евро (56+24). Если бы не подарок хлебосольных китайцев, цифры показали бы то же самое, что и в любом другом сезоне: члены РФПЛ тратят больше, чем зарабатывают. Финансовую устойчивость нашего футбола гораздо правдоподобней характеризуют тревожные сводки нынешней зимы от «Амкара» и «Тосно». Вы помните, когда в последний раз посреди сезона возникала угроза снятия сразу двух клубов элитного дивизиона? Так что превышение доходов над расходами – это китайский блеф. И, конечно, не главное.

Как и утверждение о том, что мы стали больше ходить на футбол. Дескать, в сравнении с сезоном 2014/15 средняя посещаемость одного матча текущего сезона дала прирост в целых 28 % – ух какие молодцы мы и новые стадионы! Но это тоже лукавство. На самом деле тот чемпионат, 2014/15, дал самые низкие показатели посещаемости в этом веке – в сравнении с ним любой другой обнаружит красивые доли прироста. А вот если, допустим, взять сезон 2012/13, то окажется, что нынче мы имеем те же самые цифры. Абсолютно. Хотя тогда ни «Зенит», ни «Спартак», ни «Краснодар» – а именно на этой тройке держится сегодняшнее статистическое благополучие – не имели теперешних чудо-арен. В общем, и тут наши успехи мнимые. И тут не главное.

А главное в другом – в сравнении наших клубов с европейскими.

* * *

Итак, что сравнивается? Структура доходов: на чём клубы зарабатывают деньги.

С кем сравнивается? С другими национальными лигами, составляющими континентальный топ-10. Помимо большой пятёрки это также Португалия с Турцией и Бельгия с Голландией.

Почему это главное? Потому что позволяет понять нечто важное не о клубах, а о нас. Клубы – это же просто зеркало. Они отражают состояния общества, то есть наше с вами состояние. Они живут в тех реалиях и по тем законам, которые формируем мы – общество.

И вот, как выяснилось, в чём главное отличие между нами и остальной Европой: там клубы живут на деньги зрителей – здесь клубы живут на деньги спонсоров.

* * *

В исследовании выделены пять категорий клубных доходов: медиаправа, выручка от билетов, призовые УЕФА, спонсорство и прочее. Которые из них выражают наш, зрительский, интерес? Таких категорий две: билеты – прямое свидетельство, медиаправа – опосредованное, через рыночный инструментарий.

Так вот, эти две категории у нас являются наименее, а у них – наиболее значимыми.

Медиаправа приносят клубам РФПЛ 4,1 % доходов, а продажа билетов и абонементов – 4,9 %. В сумме 9 %.

В Европе (среднее значение для девяти остальных лиг) медиаправа дают 38,7 %, билеты и абонементы – 15,5 %. В сумме – 54,2 %.

Выходит, что там публика содержит свои клубы более чем наполовину, а мы у себя дома не способны покрыть даже одну десятую. И вот это и есть то главное, что мы должны знать. Не про клубы, а про себя самих.

* * *

Не интересен нам он, наш футбол. Мы – нефутбольная страна. И теперь это заключение не Слуцкого, а Российской футбольной премьер-лиги.

Мы можем сколько угодно возражать, вынимая из памяти имена Яшина и Боброва, Стрельцова и Черенкова, только всё это пустое. Никто ведь и не думает спорить с тем, что во времена исполинов страна была футбольной. Об этом сегодня вспоминать как-то не принято, но тогда команды жили на выручку с билетов – народ сам содержал своих футболистов. Но мы-то своих не содержим сегодня даже на десятую часть!

* * *

...И ещё о том же самом, только другими словами. Факт из того же исследования. Оказывается, одна из самых дефицитных специальностей для наших клубов – детский тренер.

В индустрии крутятся миллиарды, а основы-то нет.

Как вы думаете, мы футбольная страна, если не способны для футбола подготовить учителя начальной школы?

56 процентов тренеров в России не учились на тренера. Самая недооцененная проблема русского футбола

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 607 540 192 27 146 15 607 
 Краснодар Краснодар 17 703 442 591 22 945 12 025 
 Спартак М Спартак М 17 714 425 150 14 128 21 300 
 Ростов Ростов 11 362 272 703 13 003 9 423 
 Факел Факел 10 202 244 867 11 503 9 102 
 Балтика Балтика 9 262 231 573 10 419 8 194 
 Динамо М Динамо М 9 800 245 000 10 088 9 533 
 Урал Урал 9 005 216 131 9 623 8 387 
 ЦСКА ЦСКА 11 390 273 364 9 074 13 706 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 213 221 112 8 370 10 055 
 Локомотив Локомотив 10 369 259 247 8 199 12 721 
 Пари НН Пари НН 8 244 206 122 7 158 9 421 
 Рубин Рубин 7 892 197 307 7 123 8 601 
 Сочи Сочи 7 379 177 099 4 841 9 917 
 Ахмат Ахмат 6 495 155 901 4 729 8 262 
 Оренбург Оренбург 6 116 152 903 3 617 8 422 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх