Михаил Гершкович: Если вы смотрите футбол бесплатно, выбор будет сделан за вас

Вместе с сезоном-2014/15 завершается срок действия договора между дочерней структурой РФПЛ «Лига-ТВ», которая управляет каналом «Наш футбол», и «НТВ-Плюс». Генеральный директор «Лиги-ТВ» Михаил Гершкович дал эксклюзивное интервью обозревателю Sportbox.ru.

Подальше от «флажка»

— Футбольное телевидение, говорят знающие люди, — такая специфичная сфера, что не вовлеченному в нее человеку лучше не умничать понапрасну. Не умничая, спрашиваю: какая из стоящих сегодня перед «Лигой-ТВ» проблем — самая трудоемкая?

— Это вопрос без ответа, потому что важно все. Качество съемки, уровень людей, стоящих за камерами и контролирующих процесс. Важно, кто обеспечивает доставку сигнала, кто «собирает» канал, кто графику накладывает. Очень важно правильно составлять расписание. Важно медиа-планирование, то есть стратегия, позволяющая более или менее объективно предположить, где мы хотим оказаться через два дня, две недели и два года…

И каждая из этих задач требует стопроцентного погружения в процесс.

— Тогда конкретнее. Продление договора с «НТВ-Плюс» — вопрос номер один?

— Нет. Но это действительно важный вопрос. Договориться о том, как, на каких условиях будет показан российский футбол в следующих сезонах, нужно как можно раньше. Ключевой момент, принципиально важный для понимания того, как выстраивать работу дальше.

— Это нормально, что до конца сезона десять туров, а как будет дальше, не совсем понятно?

— Для России — нормально. Прошлые и ныне действующий договоры подписывались буквально «на флажке», в еще более сжатые сроки. Опыт играет на нашей стороне, поэтому решения ждем в ближайшее время.

— Вас лично какие сроки устроили бы?

— Если хотя бы за три месяца до начала сезона узнаем, как будем жить, — это будет достаточно комфортный режим.

— Сезон стартует, насколько известно, 19 июля. Стало быть, до середины апреля вопрос решится?

— Вот вы сами все и посчитали.

Смерть пиратам!

— Что именно является главным барьером, основной переговорной проблемой? Как всегда деньги?

— Барьеров нет вообще никаких. Идет выяснение условий, дискуссия о схеме взаимоотношений, поиск компромисса. Вполне конструктивный диалог: каждый со своей стороны делает максимум для того, чтобы переговорные позиции сблизились. Сумма контракта, конечно, тоже немаловажная часть дискуссии, но экономика страны находится в такой ситуации, что в некоторых своих желаниях приходится ужиматься. Мне кажется, это все достаточно ясно понимают…

— Клубы в том числе? Они готовы умерить аппетиты? Насколько известно, позиция клубов как раз в том и состоит, что с каждым годом они хотят получать от телевидения все больше и больше.

— Это нормальная экономическая модель: желания безграничны, возможности ограничены. Задача в том и состоит, чтобы желания и возможности совместились в оптимальной точке.

— Вы можете сейчас обозначить цифры, о которых идет речь?

— Нет, разумеется. Любые названные мной цифры могут обозначать всего лишь уровень наших пожеланий, и не больше. На недавнем заседании Совета директоров «Лиги-ТВ» этот вопрос достаточно детально обсуждался, и один из участников диспута сформулировал его так: «На что мы будем жить?». Я ответил: «Могу сказать, на что мы хотим жить».

Пока компромисс не достигнут, неправильно приводить цифры. Тем более что распределение денег по клубам — прерогатива РФПЛ. Мы отчитываемся только перед лигой.

— Для всего футбольного мира недосягаемым в этом смысле ориентиром является Англия с ее астрономическими телевизионными суммами. Нам в этом смысле куда ближе Турция, в которой сопоставимый по уровню чемпионат…

— Мы живем и работаем в России — со всеми вытекающими отсюда проблемами и преимуществами, — поэтому ориентиры, на которые у нас так любят ссылаться, — совершенно отвлеченные категории. Они не имеют к нашей реальности никакого отношения, и это нужно понимать.

Любой продукт стоит на рынке ровно столько, сколько за него готовы заплатить, что особенно верно в отношении нематериальных ценностей — например, медиа-прав. Футбол России за последние три сезона заработал на медиа-правах 105 миллионов долларов. Много это или мало, судить не возьмусь, но рынок сложился именно так. Канал «Наш футбол» существует три года. В первые месяцы работы он набрал аудиторию в 80 тысяч, а затем до конца сезона-2012/2013 рост был скачкообразным. В последующие годы прирост в абонентской базе составляет примерно шесть процентов в год. Этого для динамичного развития проекта явно недостаточно. Понятно, что помимо чисто субъективных причин, существуют объективные. Например, проблема пиратства…

— Пиратство бессмертно.

— Это заблуждение, но проблема действительно масштабная. Внедряя технологические схемы борьбы с пиратством, мы с нетерпением ждем, когда наступит 1 мая и вступят в силу поправки в так называемый «антипиратский закон», которые позволят, наряду с правообладателями прав на кино- и телефильмы, пресекать незаконное использования результатов интеллектуальной деятельности «Лига-ТВ». Но даже и в этом сценарии, когда «левые» трансляции станут недоступны, люди перестанут искать их в интернете и начнут платить за «Наш футбол», очень трудно прогнозировать динамику прироста. Опереться на какую-то реальную статистическую базу, к сожалению, невозможно.

Плати и смотри

— Шесть процентов — мало, сказали вы. Какую цифру можно назвать достойной?

— В первые три-пять лет канал, по моим представлениям, должен расти в динамике от 15 до 20 процентов. Если полагаться на исследования многоуважаемых компаний, которые анализируют состояние телевизионного рынка, болельщиков, то есть людей, реально заинтересованных футболом, в России около 12 миллионов человек. Это 6–8 миллионов домовладений. Вот целевая аудитория «Лиги-ТВ». В идеале все они могут стать подписчиками канала «Наш футбол».

— Чем больше футбола в открытом эфире — тем лучше чувствует себя население. С вашей же колокольни это препятствие для развития бизнеса. Где искать баланс?

— Мы должны четко понимать, какие преследуем цели, что нам нужно для развития канала.

Бесплатная модель распространения сигнала лимитирована дважды: количеством матчей, которые можно показать на федеральном канале, и объемом рекламы, которую можно продать внутри трансляций. Других моделей монетизации на открытых каналах не существует. Понятно, что ни один из федеральных каналов, каким бы желанием и возможностями он ни обладал, не предоставит футболу столько эфира, чтобы показать все 240 матчей чемпионата РФПЛ. Соответственно, ограничено и рекламное время. Платная же модель подразумевает минималистскую конструкцию «b2c», то есть «бизнес — клиенту», которая ограничена  востребованностью продукта и объемом аудитории. Только в режиме прямого общения с клиентом можно работать над качеством продукта и развивать бизнес.

На рынке есть лишь две компании, которые могут позволить себе купить трансляции чемпионата РФПЛ для показа в открытом доступе: НТВ в лице «Газпром-Медиа» и ВГТРК. Но в нынешних экономических условиях перед обоими холдингами стоит задача грамотно распорядиться ресурсами прежде всего в области своих приоритетов. Очевидно, что футбол приоритетом для них не является.

— А как же «социальная функция»?

— Как бы ни было велико ее значение, чемпионат РФПЛ в полном объеме не покажет в федеральном эфире никто и никогда.

— Но ведь объем — с учетом этой самой функции — может возрасти? Два матча в неделю, три — это является предметов переговоров?

— Для меня — нет. Единственное, о чем мы сейчас активно общаемся с «Газпром-Медиа», — возможность поменять тайм-слот. Перебраться с воскресных 13:30 на другой слот, более поздний. Возможно, даже на другой день.

Бразилия видит Россию

— А вдруг вы обо всем договоритесь, а вещатель раз — и получит в тот же день высокую просьбу об увеличении матчей в открытом доступе, в которой ну никак нельзя отказать. Возможен такой сценарий?

— В России возможно все. Но этот вариант мы сегодня не рассматриваем. Как руководитель компании «Лига-ТВ» я защищаю ее интересы, которые заключаются в том, чтобы сохранить оптимальную для развития бизнеса конструкцию.

— Но если он все же реализуется?

— Будем, значит, менять стратегию. Искать новые пути развития.

— Понимаю, что это совершенно не ваш вопрос, но все же… Наши дни, НТВ, Лига чемпионов, каналом как бы заявлен прямой эфир. Матчи начинаются в 22:45, а трансляции — спустя полчаса, потому что в сетку встроена какая-то программа. Совок? Или канал можно и нужно понять?

— Послушайте, во всем мире спорт — премиальный контент. Если вы за него платите, у вас есть полное право спрашивать, требовать, заявлять позицию. Если вы смотрите его бесплатно — будьте любезны подчиняться правилам, которые вам диктуют. Выбор будет сделан за вас.

— «Лига-ТВ» — прибыльный проект?

— Да. В рамках российской действительности — нормальный бизнес. «Лига-ТВ» зарабатывает больше, чем тратит. Но с учетом всех обстоятельств, включая общую экономическую ситуацию, единственный, по сути дела, рынок, который может обеспечить нам существенное увеличение доходов, — рынок зарубежных медиа-прав. Предложение, с которым мы на него на следующие три сезона вышли, значительно отличается от прежних: по качеству, по формату, по уровню обслуживания. Это не только сами трансляции, но и порядка 30 часов в неделю англоязычного материала: обзорные программы, хайлайты. Исходим из того, что чем ближе чемпионат мира-2018, тем больше российского контента будет востребовано за рубежом. Растущий уровень интереса позволяет ставить вопрос об увеличении стоимости прав.

— Кому именно мы так интересны?

— Дистрибуция ведется через международную компанию, которая сотрудничает с РФПЛ не первый год и обладает большим набором медиа-прав. Как правило, наш чемпионат пакетируется с каким-то другим спортивным событием и продается в большие телевизионные сети. Смотрят нас примерно в 30 странах на регулярной основе — где-то в прямом эфире, где-то в записи. И на Ближнем Востоке наш футбол транслируется, и в обеих Америках, и в Азии — охват достаточно большой. А максимальный интерес в тех странах, откуда больше всего легионеров.

— Можно, значит, представить, что Бразилия смотрит чемпионат РФПЛ не отрываясь.

— Смотрит. И неплохо, уверяю вас…

Готовы ли вы платить за просмотр матчей РФПЛ? 4710
Комментарии Вконтакте Вконтакте Facebook Facebook
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Спартак Спартак 36 514 255 599 34 450 39 265 
 Зенит Зенит 29 455 206 190 51 338 13 043 
 Ростов Ростов 24 361 170 533 30 205 16 570 
 Крылья Советов Крылья Советов 22 266 155 864 28 309 14 208 
 Урал Урал 22 128 154 898 18 046 32 332 
 ЦСКА ЦСКА 19 736 138 157 18 050 21 001 
 Рубин Рубин 18 534 129 743 18 289 18 861 
 Локомотив Локомотив 18 150 127 052 18 098 18 189 
 Ахмат Ахмат 17 659 123 614 11 947 21 942 
 Арсенал Арсенал 16 265 113 856 12 404 21 412 
 Краснодар Краснодар 16 085 112 595 30 008 10 515 
 Динамо Динамо 15 850 110 954 6 291 23 019 
 Анжи Анжи 13 707 95 949 5 261 17 085 
 Оренбург Оренбург 13 413 93 893 7 043 18 191 
 Енисей Енисей 10 043 70 304 6 182 15 192 
 Уфа Уфа 7 875 55 125 7 742 8 206 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2018.
Для лиц старше 16 лет

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Гранов Д.И.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх