На трибунах становится тише

07 ноября 2012 13:10

Показатель средней посещаемости матчей чемпионата России – величина в последние годы на удивление стабильная. Можно бы этому обстоятельству и порадоваться, но, к сожалению, без роста посещаемости нет никаких причин говорить о том, что отечественный футбол прогрессирует.

Общая динамика примерно такова. За первые 10 лет существования самостоятельного чемпионата России, пока страна думала только о выживании, а футбол был беден, но по инерции горд, интерес к игре вырос примерно вдвое: с 5998 зрителей в сезоне-1992 до 12355 в 2001-м. Следующее десятилетие принесло российскому футболу большие (огромные, гигантские, фантастические – определение на ваш выбор) деньги, но, как ни странно, не добавило зрителей. Самые высокие цифры средней посещаемости зафиксированы в 2007 году – единственном, когда этот важнейший показатель перешагнул отметку 13 тысяч болельщиков в среднем на матче (13108, если точнее). Но вообще точкой отсчета вот уже который год подряд являются 12 тысяч – плюс-минус тысяча. Скажем, последние три сезона выглядят в этом разрезе так:

2010.............. 12402

2011/12......... 12904

2012/13......... 12734

Для сравнения приведем показатели средней посещаемости ведущих европейских чемпионатов в сезоне-2011/12.

Германия.... 45116

Англия......... 34601

Испания...... 28403

Италия......... 22493

Стоит при этом отметить, что отношение к «цифре раздора» у нас принципиально разное. В России она абстрактна, оторвана от реалий и часто пригодна только лишь для форм различной отчетности. Поэтому болельщиков у нас принято считать «на глазок», округляя и чаще всего завышая базовый показатель. В Европе каждый зритель, пришедший на футбол или, напротив, охладевший к нему, пахнет деньгами. Он совершенно конкретен, этот человек, он осязаем, у него есть имя, социальный статус и кошелек. Он – одна из несущих опор жизнедеятельности любого профессионального клуба, важнейший источник дохода. Поэтому цифрам средней посещаемости, которыми оперируют в цивилизованной футбольной Европе, нужно верить.

Футбол России, по-прежнему сидящий на дотационной игле, к зрителю, в сущности, безразличен. От количества болельщиков размеры губернаторской (президентской, мэрской) помощи прямо не зависят. И это – главная причина стагнации. Россия, если не брать в расчет частные клубы, за зрителя не борется, он ей неинтересен. А вот соседней Украине, например, - очень даже интересен, потому что в украинской премьер-лиге нет ни одного клуба с невнятной формой собственности. Там в футбол играют только частные деньги, поэтому зритель – считанный. И когда средняя посещаемость матчей чемпионата Украины растет в течение года сразу на 22 процента (сезон-2010/11 – 9225 зрителей, сезон-2011/12 – 11295), клубы начинают жить лучше. Соответственно, и обратная зависимость вполне материальна.

Календарь нынешнего сезона РФПЛ загоняет пару туров в жестяной декабрь. Футболисты с активной жизненной позицией (Роман Широков, например) давно высказались по теме, не особо стесняясь в формулировках. Понять их можно – что за радость гонять мяч по сугробам и рвать непрогретые мышцы? Зритель тоже голосует против, но его пока никто не слышит. Услышат в декабре, когда где-нибудь в Перми или в Казани при «минус 15» футболисты сыграют сами для себя. Правда, пару декабрьских туров лига, вполне вероятно, перетащит на весну, но по просьбе главного тренера сборной России Фабио Капелло, а не в интересах футболистов и зрителей.

Средняя посещаемость и за ноябрь успеет сползти вниз, конечно, но это неважно.

Константин Столбовский, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте Facebook Facebook
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Крылья Советов Крылья Советов 31 017 93 053 31 033 30 986 
 Спартак Спартак 28 851 86 555 32 264 22 027 
 Зенит Зенит 27 189 81 568 47 004 17 282 
 Ростов Ростов 26 015 78 045 29 480 19 084 
 Арсенал Арсенал 24 734 74 204 13 600 47 004 
 ЦСКА ЦСКА 23 143 69 430 19 084 25 173 
 Оренбург Оренбург 22 208 66 625 7 023 29 801 
 Ахмат Ахмат 18 117 54 352 14 823 19 764 
 Урал Урал 17 930 53 791 17 930  
 Анжи Анжи 16 887 50 662 16 887 
 Рубин Рубин 14 521 43 565 18 862 5 841 
 Краснодар Краснодар 13 742 41 226 13 742 
 Динамо Динамо 12 586 37 758 5 841 15 958 
 Локомотив Локомотив 12 472 37 418 22 027 7 695 
 Енисей Енисей 12 252 36 756 10 966 14 823 
 Уфа Уфа 6 998 20 996 6 998  
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© АО «Спортбокс» 2007 — 2018.
Для лиц старше 16 лет

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № 77-65642 от 04.05.2016
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: АО «Спортбокс», ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Гранов Д.И.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх