Багаж Луческу. «Зенит» становится самым бразильским клубом России

Андрей Колесников 31 января 2022 11:54

После трансфера Юри Альберто бразильцев в Петербурге стало пятеро — так много нет ни в одной другой команде РПЛ. От Сергея Семака требовали карнавала — и он нашел способ его организовать.

Мирчу Луческу на невских берегах вспоминать не принято. Отработал один сезон, занял третье место — и правда, причин для долгой памяти как будто нет. Между тем эхо того сезона-2016/17, единственного для Мирчи в «Зените», все-таки звучит. И чем дальше, тем слышнее.

Переход Юри Альберто, о котором было объявлено накануне, возвестил о появлении в «Зените» уже пятого бразильца. А если мы вспомним о том, что и два предыдущих иностранных трансфера клуба — Вендел и Клаудиньо — были бразильскими, то придем к неизбежному выводу: селекция «Зенита» теперь следует вполне определенному вектору. Тому самому, который впервые проявился в Петербурге во времена Луческу, известного еще с шахтерских времен поклонника футбольной самбы.

Сергей Семак проработал ассистентом Луческу половину того сезона — до конца 2016 года. А в 2017-м ушел в «Уфу», где стал главным. И там познакомился с другой важнейшей в сегодняшнем контексте фигурой — Вильямом Оливейрой, который и прежде трудился в штабе «Уфы», а ранее несколько лет провел в России игроком. О том, насколько они в профессиональном смысле совпали, сказал простой факт: Оливейра остался помощником и тогда, когда Семак возглавил уже «Зенит». Не сразу, правда, а через полгода, но так, возможно, получилось даже выразительней: Семак попробовал без него, однако быстро понял, что с ним лучше.

Похоже, две эти встречи — с Луческу и Оливейрой — заметно повлияли на футбольные вкусы Сергея Богдановича. Потому что о бразильском типаже игрока он заговорил в первом же своем питерском сезоне. Тогда на него крепко давила «партия эстетов» — та часть аудитории, чьи художественные идеалы были задеты простоватой поначалу игрой «Зенита». И когда Семаку в очередной раз ставили в упрек «бей-беги», он парировал так: стиль команды — это всегда производная от персональных качеств футболистов. И если мы хотим другой игры, нам нужны другие исполнители. В первую очередь на флангах — быстрые, с дриблингом, способные обыгрывать один в один и за счет этого обострять. И пусть даже буквально слово «бразилец» при этом не звучало, не оставалось никаких сомнений в том, какая национальная школа имеется в виду.

Догадки подтвердились первым же зарубежным трансфером того лета, что отделяло стартовый сезон Семака в «Зените» от последующего. Новичком стал игрок как раз такого типажа — взрывной краек родом из Бразилии. Впрочем, и второй трансфер ничем в этом смысле не отличался.

Правда, Дуглас Сантос с Малкомом, которые имеются в виду, не в полной мере отвечали селекционным привычкам Луческу. Их брали не прямиком с родины, а уже из европейских клубов, чтобы минимизировать риски адаптации. Но чем дальше, тем смелей в своей бразильской политике становился «Зенит».

Открыть видео

Следующим шагом на этом пути стал Вендел, который приехал в Питер перед третьим сезоном Семака. В отличие от двух предыдущих соотечественников, он, во-первых, провел в Европе меньше времени, всего пару сезонов, а во-вторых, играл в Португалии, которая в языковом и культурном смысле почти идентична родной Бразилии. То есть уверенности в том, что человек в России освоится, было гораздо меньше. Но все получилось — разумеется, во многом благодаря Оливейре, Сантосу и Малкому.

Открыть видео

И вот после этого «Зенит» уже решил закупаться в самой Бразилии. Идея понятна: соотношение «цена — качество». Игроки топ-класса, уже подтвердившие свой класс в Европе, стоят космических денег, невозможных в современной экономике российского футбола. Звезд надо угадывать еще на родине, когда они доступны по цене. Летний случай Клаудиньо сказал, что это возможно. И вот теперь, полгода спустя, вдохновленный тем примером «Зенит» делает еще одну покупку прямиком из Бразилии — Юри Альберто.

Вот это уже на модель Луческу похоже гораздо больше. Хотя, возможно, все равно не до конца.

Дело в том, что упомянутая модель включает в себя три главных составляющих. Во-первых, найти талант и купить недорого. Во-вторых, устроить на поле карнавал и взять титулы. В-третьих, засветить в Европе и продать задорого. И вот третий элемент в идеологии «Зенита» пока неочевиден. О чем нам лишний раз сказал свежий пример Азмуна.

Если бы клуб искал трансферного дохода, то распорядился бы судьбой иранца совершенно иначе, благо спрос на него в больших лигах существовал всегда. Но более заметным в поведении клуба было стремление к трофеям — и заработку через бонусы Лиги чемпионов. Так что и бразильцев «Зенит» берет не для того, чтобы нажиться. Идея совсем в другом.

— Бразильцы у нас обеспечивают зрелище, — говорил Луческу в «Шахтере». Зрелища сегодня ищет и Семак. Зрелища — и, разумеется, нового качества. Которое позволит хотя бы справляться с барьером группового этапа Лиги чемпионов. Мирча в Донецке такую высоту брал не раз.

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 22 160 443 211 30 007 14 313 
 Краснодар Краснодар 17 918 358 375 23 250 12 587 
 Спартак Спартак 17 954 359 086 14 636 22 009 
 Ростов Ростов 10 327 206 544 11 334 9 095 
 Факел Факел 9 711 194 238 11 171 8 517 
 Балтика Балтика 8 800 176 001 11 036 6 563 
 Урал Урал 9 413 188 277 10 002 8 825 
 Динамо М Динамо М 9 809 196 188 9 493 10 124 
 ЦСКА ЦСКА 11 842 236 855 9 313 14 372 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 549 190 987 8 363 10 735 
 Локомотив Локомотив 10 757 215 151 7 472 14 772 
 Рубин Рубин 7 927 158 555 7 118 8 736 
 Пари НН Пари НН 8 473 169 460 6 763 10 182 
 Ахмат Ахмат 6 782 135 645 4 850 8 714 
 Сочи Сочи 7 247 144 940 4 411 9 567 
 Оренбург Оренбург 5 589 111 783 3 615 7 204 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх