Федун все-таки отдает «Спартак» болельщикам. Как фанаты смогут влиять на клуб?

Глеб Томашевский 26 января 2022 14:32

Красно-белые первыми в России запускают собственный фан-токен.

Владелец «Спартака» Леонид Федун считается в футбольных кругах человеком непостоянным. Одним из обещаний Федуна, на выполнение которого уже перестали надеяться, было отдать клуб болельщикам.

В 2019-м владелец говорил о такой возможности очень решительно, но уже через год вроде бы передумал. Летом 2021-го Зарема Салихова на вопрос «Когда Федун отдаст «Спартак» болельщикам?» с легкой издевкой ответила: «Покупайте». Оставалось только разводить руками.

Но вот дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки. Красно-белые первыми в России запускают собственный фан-токен — что-то вроде акции, позволяющей ее держателю влиять на политику клуба.

Неужели обычные люди теперь действительно смогут управлять «Спартаком»? Или это очередной обман?

https://twitter.com/fcsm_eng/status/1486234093021196289

Что еще за фан-токены?

Прогресс не стоит на месте, и важнейшей частью мировой экономики становятся криптовалюты. Большую популярность приобретают так называемые NFT (non-fungible tokens) — уникальные цифровые картинки, правами на каждую из которых может обладать только один человек. В марте прошлого года на аукционе «Кристис» подобная картинка была продана за 69 млн долларов, что поставило ее автора в один ряд с величайшими художниками.

Некоторые считают, что за NFT — будущее арт-индустрии. Однако у многих есть претензии к цифровому искусству. Многие полагают, что его ценность завышена, а люди слишком легко поддаются манипуляциям со стороны тех, кто пропагандирует такого рода инвестиции. Последнее даже высмеивалось в недавнем выпуске сатирического мультсериала «Южный парк» — люди теряют машины, дома и семьи, но радуются тому, что у них в смартфоне есть забавный танцующий мишка или что-нибудь в этом роде. А американский экономист и предприниматель Питер Шифф как-то написал в своем твиттере:

— Единственная ценность NFT — эксклюзивное право на коммерческое использование. Но я никак не могу представить, что такое право стоит 69 млн долларов.
https://twitter.com/PeterSchiff/status/1370036192457191428

Фан-токены, которые собирается выпускать «Спартак» — это не совсем NFT. Они не уникальны. Однако суть остается прежней: болельщик покупает некий цифровой объект и использует его как сертификат, подтверждающий определенное право. В случае с футбольным клубом — право участвовать в управлении. Звучит хорошо, но как будет на деле?

«Какого цвета должна быть форма?»

В Испании испокон веку клубы управляются болельщиками — или, говоря местным языком, сосьос. Эти сосьос владеют акциями, что позволяет им, например, голосовать на выборах президента. Неспроста в той же «Барселоне» кандидаты устраивают самые настоящие предвыборные кампании, публикуют свои программы и ходят на дебаты.

Однако фан-токены — не акции. Их обладатели не смогут голосовать по ключевым вопросам. Они не смогут выбирать президента, тренера, состав или как-то влиять на трансферную кампанию. Все это запрещено FIFA. Максимум, что болельщики будут решать — вопросы в духе «какого цвета должна быть форма?» или «какие бургеры подавать во время матчей?» Так что спартаковцы несколько кривят душой, когда заявляют:

— Сегодня у «Спартака» около 17 миллионов болельщиков по всему миру. $FCSM (название токена — прим. Sportbox.ru) поможет этой большой аудитории влиять на жизнь красно-белых как никогда прежде.
https://twitter.com/fcsm_eng/status/1486277735253098498

Все, что касается маркетинга — пожалуйста. А вот футбольные вопросы для широких масс по-прежнему закрыты. Конечно, как ни крути, таким образом клуб становится ближе к болельщикам. Но надо понимать, что он все равно скорее преследует собственные цели, чем альтруистично жертвует публике часть своего суверенитета.

Знать о вас всё

Фан-токены — практика довольно распространенная в футбольной среде. Например, почти все клубы Серии А уже давно таким образом взаимодействуют со своей аудиторией. Прямое общение путем опросов позволяет еще лучше понимать, что в головах у твоих поклонников — в том числе тех, которые живут в другом городе. До этого единственным инструментом «слежки» за своими фанатами были социальные сети. Клубы анализировали большие данные из твиттера или инстаграма* и частично понимали запросы публики.

Теперь же появилась возможность сделать фан-клуб еще более уютным и прозрачным. К тому же, можно неплохо на этом заработать. Клубы получают деньги не только от покупателей токенов, но и от платформ, которые эти токены генерируют. В случае «Спартака» это будет платформа Socios.com, которая уже сотрудничает со многими европейскими топ-клубами — «Барселоной», «ПСЖ», «Интером» и т. д.

https://twitter.com/socios/status/1486232482823479296

Болельщику же нравится чувствовать свою причастность к любимой команде — и он, естественно, готов платить за то, чтобы эту причастность расширять. Отчасти это иллюзия, но какие-то плюсы для себя все равно можно извлечь. В конце концов, довольно часто можно встретить в соцсетях гневные комментарии по поводу вида той же формы. При наличии фан-токена можно будет эту проблему решить. Но сказать, что Федун все-таки отдает «Спартак» болельщикам, увы, нельзя. 

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 607 540 192 27 146 15 607 
 Краснодар Краснодар 17 703 442 591 22 945 12 025 
 Спартак М Спартак М 17 714 425 150 14 128 21 300 
 Ростов Ростов 11 362 272 703 13 003 9 423 
 Факел Факел 10 202 244 867 11 503 9 102 
 Балтика Балтика 9 262 231 573 10 419 8 194 
 Динамо М Динамо М 9 800 245 000 10 088 9 533 
 Урал Урал 9 005 216 131 9 623 8 387 
 ЦСКА ЦСКА 11 390 273 364 9 074 13 706 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 213 221 112 8 370 10 055 
 Локомотив Локомотив 10 369 259 247 8 199 12 721 
 Пари НН Пари НН 8 244 206 122 7 158 9 421 
 Рубин Рубин 7 892 197 307 7 123 8 601 
 Сочи Сочи 7 379 177 099 4 841 9 917 
 Ахмат Ахмат 6 495 155 901 4 729 8 262 
 Оренбург Оренбург 6 116 152 903 3 617 8 422 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх