Федун все-таки отдает «Спартак» болельщикам. Как фанаты смогут влиять на клуб?

Глеб Томашевский 26 января 2022 14:32

Красно-белые первыми в России запускают собственный фан-токен.

Владелец «Спартака» Леонид Федун считается в футбольных кругах человеком непостоянным. Одним из обещаний Федуна, на выполнение которого уже перестали надеяться, было отдать клуб болельщикам.

В 2019-м владелец говорил о такой возможности очень решительно, но уже через год вроде бы передумал. Летом 2021-го Зарема Салихова на вопрос «Когда Федун отдаст «Спартак» болельщикам?» с легкой издевкой ответила: «Покупайте». Оставалось только разводить руками.

Но вот дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки. Красно-белые первыми в России запускают собственный фан-токен — что-то вроде акции, позволяющей ее держателю влиять на политику клуба.

Неужели обычные люди теперь действительно смогут управлять «Спартаком»? Или это очередной обман?

https://twitter.com/fcsm_eng/status/1486234093021196289

Что еще за фан-токены?

Прогресс не стоит на месте, и важнейшей частью мировой экономики становятся криптовалюты. Большую популярность приобретают так называемые NFT (non-fungible tokens) — уникальные цифровые картинки, правами на каждую из которых может обладать только один человек. В марте прошлого года на аукционе «Кристис» подобная картинка была продана за 69 млн долларов, что поставило ее автора в один ряд с величайшими художниками.

Некоторые считают, что за NFT — будущее арт-индустрии. Однако у многих есть претензии к цифровому искусству. Многие полагают, что его ценность завышена, а люди слишком легко поддаются манипуляциям со стороны тех, кто пропагандирует такого рода инвестиции. Последнее даже высмеивалось в недавнем выпуске сатирического мультсериала «Южный парк» — люди теряют машины, дома и семьи, но радуются тому, что у них в смартфоне есть забавный танцующий мишка или что-нибудь в этом роде. А американский экономист и предприниматель Питер Шифф как-то написал в своем твиттере:

— Единственная ценность NFT — эксклюзивное право на коммерческое использование. Но я никак не могу представить, что такое право стоит 69 млн долларов.
https://twitter.com/PeterSchiff/status/1370036192457191428

Фан-токены, которые собирается выпускать «Спартак» — это не совсем NFT. Они не уникальны. Однако суть остается прежней: болельщик покупает некий цифровой объект и использует его как сертификат, подтверждающий определенное право. В случае с футбольным клубом — право участвовать в управлении. Звучит хорошо, но как будет на деле?

«Какого цвета должна быть форма?»

В Испании испокон веку клубы управляются болельщиками — или, говоря местным языком, сосьос. Эти сосьос владеют акциями, что позволяет им, например, голосовать на выборах президента. Неспроста в той же «Барселоне» кандидаты устраивают самые настоящие предвыборные кампании, публикуют свои программы и ходят на дебаты.

Однако фан-токены — не акции. Их обладатели не смогут голосовать по ключевым вопросам. Они не смогут выбирать президента, тренера, состав или как-то влиять на трансферную кампанию. Все это запрещено FIFA. Максимум, что болельщики будут решать — вопросы в духе «какого цвета должна быть форма?» или «какие бургеры подавать во время матчей?» Так что спартаковцы несколько кривят душой, когда заявляют:

— Сегодня у «Спартака» около 17 миллионов болельщиков по всему миру. $FCSM (название токена — прим. Sportbox.ru) поможет этой большой аудитории влиять на жизнь красно-белых как никогда прежде.
https://twitter.com/fcsm_eng/status/1486277735253098498

Все, что касается маркетинга — пожалуйста. А вот футбольные вопросы для широких масс по-прежнему закрыты. Конечно, как ни крути, таким образом клуб становится ближе к болельщикам. Но надо понимать, что он все равно скорее преследует собственные цели, чем альтруистично жертвует публике часть своего суверенитета.

Знать о вас всё

Фан-токены — практика довольно распространенная в футбольной среде. Например, почти все клубы Серии А уже давно таким образом взаимодействуют со своей аудиторией. Прямое общение путем опросов позволяет еще лучше понимать, что в головах у твоих поклонников — в том числе тех, которые живут в другом городе. До этого единственным инструментом «слежки» за своими фанатами были социальные сети. Клубы анализировали большие данные из твиттера или инстаграма и частично понимали запросы публики.

Теперь же появилась возможность сделать фан-клуб еще более уютным и прозрачным. К тому же, можно неплохо на этом заработать. Клубы получают деньги не только от покупателей токенов, но и от платформ, которые эти токены генерируют. В случае «Спартака» это будет платформа Socios.com, которая уже сотрудничает со многими европейскими топ-клубами — «Барселоной», «ПСЖ», «Интером» и т. д.

https://twitter.com/socios/status/1486232482823479296

Болельщику же нравится чувствовать свою причастность к любимой команде — и он, естественно, готов платить за то, чтобы эту причастность расширять. Отчасти это иллюзия, но какие-то плюсы для себя все равно можно извлечь. В конце концов, довольно часто можно встретить в соцсетях гневные комментарии по поводу вида той же формы. При наличии фан-токена можно будет эту проблему решить. Но сказать, что Федун все-таки отдает «Спартак» болельщикам, увы, нельзя. 

Читайте также:

Комментарии Вконтакте Вконтакте Facebook Facebook
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 14 633 439 003 20 401 8 865 
 Краснодар Краснодар 8 565 256 960 11 447 5 682 
 Динамо М Динамо М 9 894 296 829 10 774 9 014 
 Ростов Ростов 7 408 222 242 7 948 6 867 
 Рубин Рубин 6 924 207 744 7 535 6 313 
 Крылья Советов Крылья Советов 6 882 206 461 7 206 6 557 
 Спартак Спартак 9 609 288 288 7 119 12 099 
 ЦСКА ЦСКА 6 698 200 966 6 964 6 433 
 Ахмат Ахмат 6 367 191 032 6 780 5 955 
 Нижний Новгород Нижний Новгород 5 969 179 074 6 260 5 678 
 Локомотив Локомотив 7 424 222 736 6 046 8 803 
 Урал Урал 6 012 180 364 5 139 6 884 
 Сочи Сочи 5 804 174 120 4 410 7 197 
 Арсенал Арсенал 4 189 125 676 3 237 5 141 
 Уфа Уфа 5 162 154 882 2 759 7 565 
 Химки Химки 4 011 120 347 1 525 6 497 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2022.
Для лиц старше 16 лет

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Слюсаренко Е.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх