Тотальный контроль и культура боления несовместимы. Главный аргумент против Fan ID

Глеб Томашевский 25 декабря 2021 14:00

Закон еще не вступил в силу, но фанатские движения уже протестуют.

Технологии XXI века — страшная штука. То, что виделось путем к всеобщему благу, оказалось отличным средством контроля. От слежки теперь никуда не деться. Корпорации анализируют большие данные и знают все о тех, кто пользуется их услугами. В социологии этот феномен уже окрестили «надзорным капитализмом».

Однако не одним только «гуглам» и «фейсбукам*» есть дело до того, кто вы и в каком магазине покупаете гречку. Естественно, государство тоже хочет идти в ногу со временем и пользоваться новейшими изобретениями для достижения своей цели. Цель проста — общественный порядок.

Футбольные фанаты всегда были той группой людей, которую власть никак не контролирует. И это касается не только России. Проблема в том, что бескорыстная преданность чему-либо никогда не вписывается в систему. Активный болельщик живет по заветам знаменитой поговорки: можно поменять жену, работу и даже пол, но не любимый клуб. Попробуй договорись с ним о чем-нибудь!

https://twitter.com/90sfootball/status/1415380575070822401

Fan ID — это именно попытка сделать фанатов частью общего социального пространства. Сложите на минуту свои флаги и зарегистрируйтесь на «Госуслугах»! Суть закона ясна: теперь болельщики будут не безликой массой в разноцветных шарфах, а отдельными людьми, за которыми проще присматривать.

Зенитовское движение «Ландскрона» и спартаковское «G-7 Ultras» уже сделали заявления о том, что не собираются оформлять Fan ID. Понятно, почему болельщики против. Прежде всего, им кажется, что мера призвана сократить число активных фанатов на трибунах. Тем, кто в «черном списке», просто не выдадут паспорт болельщика. Органы власти получают возможность по своему усмотрению пускать или не пускать людей на стадион. У нас и без того проблемы с посещаемостью, а такими темпами трибуны могут совсем опустеть.

Однако гораздо важнее другое — и тут уже разговор идет о сущностях. Если вдуматься, тотальный контроль и культура боления несовместимы. У болельщика нет лица. У болельщика нет идентичности. Суть фанатского движения в том, что тысячи голосов звучат как один. Да, футбол для каждого значит что-то свое, но в конечном счете это массовое зрелище. Никто не говорит об озере или море как об отдельных молекулах воды. Также и футбольная аудитория на трибунах образует единое целое. Неспроста на стадионах популярны перформансы, когда из маленьких частиц образуется огромная картина.

Чиновники проиграют эту войну, потому что взялись контролировать неконтролируемое. 

Чемпионат мира-2018 часто упоминают как пример удачного использования паспорта болельщика. Однако есть большая разница между национальным и клубным футболом. За свою сборную большинство по-настоящему болеет раз в два года, на крупных турнирах. А вот делами клуба фанаты живут каждый день. Удовольствие от нахождения в своем уютном сообществе тут играет большую роль. И если это окажется под угрозой, многие, конечно, будут крайне недовольны. А футбольные фанаты, как сказал однажды главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков, «не похожи на студентов ВШЭ». 

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 964 527 155 28 321 15 607 
 Краснодар Краснодар 17 829 427 908 23 633 12 025 
 Спартак М Спартак М 17 714 425 150 14 128 21 300 
 Ростов Ростов 11 362 272 703 13 003 9 423 
 Факел Факел 10 202 244 867 11 503 9 102 
 Балтика Балтика 9 037 216 890 10 419 7 654 
 Динамо М Динамо М 10 066 241 593 10 088 10 044 
 Урал Урал 9 005 216 131 9 623 8 387 
 ЦСКА ЦСКА 11 390 273 364 9 074 13 706 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 213 221 112 8 370 10 055 
 Локомотив Локомотив 10 527 252 656 8 199 13 278 
 Пари НН Пари НН 8 313 199 531 7 206 9 421 
 Рубин Рубин 7 677 184 270 7 123 8 232 
 Сочи Сочи 7 379 177 099 4 841 9 917 
 Ахмат Ахмат 6 495 155 901 4 729 8 262 
 Оренбург Оренбург 6 229 149 496 3 636 8 422 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх