Дерби стартапов. Почему «Динамо» растет, а «Рубин» буксует?

27 ноября 2021 18:35

В воскресенье, 28 ноября, в 16 туре Тинькофф РПЛ «Рубин» примет «Динамо». В чём ключевая разница между проектами Сандро Шварца и Леонида Слуцкого?

Кандидаты от народа

Нынешние «Динамо» и «Рубин» — пожалуй, самые симпатичные футбольные проекты последних лет в чемпионате России. По итогам прошлого сезона с именами этих  клубов были связаны надежды многих неангажированных болельщиков. Надежды на то, что в премьер-лиге что-то сдвинется с мёртвого места: появятся новые лица, усилится конкуренция, а там, глядишь, даже забрезжит турнирная интрига…

«Симпатичные» — действительно лучшая характеристика для московского и казанского коллективов, поскольку отражает она не футбольную или деловую, а чисто человеческую сторону вопроса. Симпатия к двум клубам сложилась из нескольких хорошо известных «гуманитарных» факторов. Зрителей, например, традиционно привлекают молодые команды, а «Рубин» и «Динамо» на протяжении уже двух сезонов держатся на вершине соответствующих рейтингов. В прошлом году средний возраст обоих составов не дотягивал и до 24 лет.

Леонид Слуцкий / Фото: © ФК «Рубин»

Казанцы в то же время здорово работают со своей аудиторией. Их медиаслужбу эксперты называют лучшей в российском футболе. За счёт социальных сетей с «народным» контентом и особой, дружественной интонацией, «Рубин» и продвигает свой сегодняшний «человеческий» имидж. В конечном счёте клуб, кажется, разделил репутацию Леонида Слуцкого, которому за харизму и чувство юмора россияне простили даже провал у руля сборной.

«Динамо» в плане пиара заметно отстаёт от казанцев, но это ничуть не помешало Сандро Шварцу заработать в России положительный авторитет. Немец не поёт и не танцует, как его коллега из Татарстана, но в глазах болельщиков выглядит человеком приятным и открытым. Заглавная цитата из самого популярного интервью с Сандро на YouTube: «Нам важно доставлять радость людям на трибунах». И любой, кто видел игры шварцевского «Динамо», согласится, что это программное высказывание, а не дежурные слова.

Сандро Шварц / Фото: © ФК «Динамо»

Наконец, болельщики попросту соскучились по «Рубину» и «Динамо». В последние годы от этих клубов, казалось, осталось только имя. Лет пять ни казанцы, ни москвичи ни на что не претендовали в РПЛ, переживая глубокий внутренний кризис. Прочие бренды успели приесться или разочаровать — кто-то должен был бросить наконец вызов сложившейся турнирной иерархии и воплотить в себе вечный футбольный архетип. «Сочи» на эту роль не подошёл: по понятным причинам этой команде, похоже, даже при самых выдающихся результатах не дано обрасти народной любовью. «Динамо» и «Рубин» с их новыми наставниками и юными талантами оказались идеальными кандидатами. 

Ожидания и реальность

В текущем сезоне, однако, футбольные пути двух команд разошлись. Прошлый обе провели неплохо — особенно «Рубин», завершивший его четвёртым. Перед началом новой кампании Слуцкий повысил ставки: команда, по его словам, могла теперь замахнуться и на чемпионство. «Динамо» же минувший чемпионат закончило на седьмом месте, а Шварц столь смелыми заявлениями не разбрасывался, хотя, конечно, и обещал игровой прогресс.

Сейчас, по прошествии половины сезона-2021/22, клубы оказались в противоположном положении. Хорохорившийся на старте «Рубин» после 15 туров занимает 8-е место, отставая от лигочемпионской зоны на семь очков. По количеству пропущенных мячей (20) казанцы — слабейшая команда в верхней половине таблицы. «Динамо» же будто перехватило у «Рубина» инициативу — и по итогам того же отрезка держится на второй строчке, уступая лишь «Зениту». В первом круге москвичи — лучшие после питерцев по забитым голам (27) и разности мячей (+10, на пару с «Краснодаром»). 

Московское «Динамо» / Фото: © premierliga.ru

Этот сюжетный поворот указывает на важное различие проектов Слуцкого и Шварца. Вернее, подтверждает опасения, которые в прошлом сезоне специалисты по тактике высказывали в отношении «Рубина», и оправдывает авансы, врученные тогда же обновлённому «Динамо».

Правило и парадокс

Прошлогодний прорыв «Рубина» был во многом парадоксален. Слишком большую роль в нём в конечном счёте сыграли случайные или внесистемные факторы вроде ярких индивидуальных выступлений или необъяснимых проблем соперника с реализацией моментов. Вспомните хотя бы концовку мартовской игры с «Зенитом» (2:1) с проходом Макарова, промахом Дзюбы и спасением Дюпина. Казанцы регулярно перебирали очков: по количеству матчей, выигранных при меньшем, чем у соперника, показателе ожидаемых голов, «Рубин» — один из лидеров прошлого сезона. Таким образом команда одержала шесть из шестнадцати своих побед! Самые яркие примеры: игры против «Урала» (0,2 против 0,9 xG) и «Сочи» (0,3 против 0,9), которых «Рубин» одолел с минимальным счётом. Результат 1:0 был у казанцев едва ли не любимым: так, «на тоненького», они тоже побеждали шесть раз.

Открыть видео

Все эти цифры — не аргумент, а иллюстрация. Ключевая идея проста: успех «Рубина» покоился на зыбких основаниях. Тренер команды — мастер принятия точечных решений, однако за полтора года ему в сущности не удалось заложить фундамента для полноценной стройки. Его «Рубин» по-прежнему текуч и расплывчат, а вектор развития клуба неясен. В этом сезоне казанцы запомнились скорее медийными акциями вроде «приведи на стадион маму — Деспотович заплатит за билет», чем  подвигами на футбольном поле.  

Ситуация «Динамо» — ровно противоположная. Сандро Шварц приехал в российскую столицу с чётким планом, который начал воплощать с первых же дней. В основу его проекта легли тактические принципы современного немецкого футбола с акцентом на прессинг и смелой игрой в атаке. Летние усиления также соответствовали тренерским задумкам и закрыли проблемные позиции. 

Новичок «Динамо» — защитник Фабиан Бальбуэна / Фото: © ФК «Динамо»

В новом сезоне «Динамо» выросло во всех компонентах, о которых говорил Шварц, и результат не заставил себя ждать. Казанцы же, напротив, ощутимо деградировали в ключевых аспектах игры. Первый пункт — давление. По числу прессинг-действий на чужой трети поля «Рубин» просел на два пункта (9,4 против 11,5 PPDA) и теперь занимает в премьер-лиге 11-е место по этому показателю, пропустив вперёд даже «Урал». Московская команда же — среди лучших по качеству прессинга. 

Второй пункт — распоряжение мячом и общий игровой рисунок. Слуцкий пытается привить команде принципы позиционного футбола, однако в продвижении казанцы начали сдавать. По явным голевым моментам «Рубин» занимает сегодня последнюю строчку в РПЛ. В 15 играх казанцы создали всего 10 таких шансов и уступают даже таким неумелым оппонентам, как тульский «Арсенал» (14 явных моментов). По качеству позиционной игры (показатель DC) клуб держится на предпоследнем месте: хуже продвигает мяч в чужую штрафную только «Нижний Новгород». Во что вообще играет сегодняшний «Рубин» — сложно сказать.

С «Динамо» же всё наоборот. По остроте и созданным моментам москвичи занимают четвёртое место в премьер-лиге. Команда нацелена на атаку — по количеству ударов за игру она даже превосходит «Зенит» (13,2 против 12,8). При этом коллектив Шварца располагает довольно разнообразным арсеналом приёмов в нападении, компенсируя тем самым среднее качество позиционной игры. 

Открыть видео

Разницу между «Динамо» и «Рубином» лучше всего показала их последняя очная встреча на «ВТБ Арене», завершившаяся со счётом 2:0. Москвичи были лучше во всём и попросту показывали более зрелый футбол. При этом тренер «Динамо» к тому моменту провёл в России всего год, тогда как Слуцкий присоединился к «Рубину» почти на сезон раньше, да и опыта в премьер-лиге у него несравнимо больше.

***

Этот пример — очень показателен, когда речь о заходит о разнице в работе российских и немецких специалистов. Спустя два года после того, как «Рубин» возглавил Слуцкий, казанцы остались «симпатичной молодой командой» — эдакой несбыточной мечтой, светом в конце тоннеля. В похожей роли постоянно застревают и талантливые российские футболисты, лет до 25 «подавая надежды», а после — растворяясь почти бесследно. Отвлекаясь то на сиюминутные проблемы, то на сказочные чаяния, «Рубин» очутился где-то посередине, так и не нащупав путь для развития. 

В «Динамо» же, как стало модно говорить, поставили во главу угла процесс. Постепенно, шаг за загом, Шварц шёл к построению своей команды, и за год москвичи превратились из перспективных в выдающиеся. И если свой путь они нащупали давно, то где их потолок — пока не известно. 

Встреча «Рубина» и «Динамо» пройдёт в воскресенье, 28 ноября. Прямую трансляцию матча смотрите в 16:25 Мск на телеканале «Матч ПРЕМЬЕР» и на нашем портале!

Рубин — Динамо. Тинькофф Российская Премьер-Лига. Тур 16
Тинькофф РПЛ: Каким будет исход матча «Рубин» – «Динамо»? 1515
Комментарии Вконтакте Вконтакте Facebook Facebook
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 8 435 151 837 12 122 4 747 
 Динамо М Динамо М 6 272 112 906 7 205 5 106 
 Ахмат Ахмат 5 381 96 868 7 137 3 625 
 Рубин Рубин 4 980 89 641 7 091 2 868 
 Краснодар Краснодар 5 261 94 702 6 782 4 044 
 Спартак Спартак 6 695 120 519 5 339 8 052 
 ЦСКА ЦСКА 3 901 70 230 4 434 3 368 
 Сочи Сочи 4 250 76 504 3 540 4 959 
 Ростов Ростов 4 109 73 967 3 341 4 877 
 Локомотив Локомотив 2 943 52 990 3 029 2 857 
 Арсенал Арсенал 2 283 41 103 2 252 2 314 
 Крылья Советов Крылья Советов 4 069 73 247 2 111 6 026 
 Нижний Новгород Нижний Новгород 3 589 64 614 1 642 5 536 
 Уфа Уфа 2 377 42 803 681 4 074 
 Химки Химки 1 600 28 803 653 2 547 
 Урал Урал 1 914 34 452 651 3 176 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2022.
Для лиц старше 16 лет

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Слюсаренко Е.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх